Совершенствование системы управления имуществом, входящим в состав казны РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:31, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является формирование Концепции управления федеральной казной Российской Федерации и проведение анализа в сфере учета использования и распоряжения имуществом, составляющим казну Российской Федерации и.
В соответствии с целью дипломного проекта необходимо выполнить ряд задач:
- анализ состава и порядка формирования имущества, составляющего казну Российской Федерации;
- изучение социально-экономической сущности имущества казны и ведения Единого реестра федерального имущества, составляющего казну Российской Федерации;
- изучение реализации Росимуществом полномочий Российской Федерации по использованию и распоряжению имуществом, составляющим казну Российской Федерации;
- анализ зарубежного опыта в сфере управления имуществом, составляющим государственную казну;
- формирование предложений по совершенствованию законодательства правового обеспечения и созданию механизмов управления в части использования и распоряжения федеральным имуществом, составляющим казну Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИМУЩЕСТВА, СОСТАВЛЯЮЩЕГО КАЗНУ РФ 5
1.1 Организационная структура и нормативно-правовая база 5
1.2 Состав и порядок формирования и распоряжения объектами имущества, входящего в состав казны РФ 8
1.3 Анализ зарубежного опыта и опыта субъектов РФ 25
Глава 2 СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ, СОСТАВЛЯЮЩИМ КАЗНУ РФ 33
2.1 Цели и задачи организации управления объектами имущества казны 33
2.2 Социально-экономическая сущность института имущества казны 37
2.3 Проблемы, сопутствующие развитию института казны в РФ 58
Глава 3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО МЕХАНИЗМАМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ, СОСТАВЛЯЮЩИМ КАЗНУ РФ 62
3.1 Основные направления совершенствования законодательства 62
3.2 Совершенствование системы учета, анализа и методов управления государственным имуществом 80
3.3 Концепция управления имуществом, находящимся в составе казны 84
Заключение 92
Список нормативно-правовых актов 94

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ Совершенствование имущества казны РФ.doc

— 490.50 Кб (Скачать)

     Исследование  показало, что в законах о казне  слабо проработаны вопросы контроля. Особое внимание следует обратить на невозможность органов исполнительной власти контролировать самих себя. Поэтому при разработке правовой базы управления казной необходимо предусмотреть возможные варианты выполнения контрольных функций, например:

     - наделить соответствующими функциями  контрольно-счетные органы субъектов  Федерации (возможно, возложить на  них новые функции контроля, связанные  с аудитом эффективности управления казной);

     - сформировать при уполномоченном  органе общественный совет, выполняющий  контрольно-консультационные функции;

     - подключить представительные органы  власти для контроля и утверждения  принимаемых решений по поводу  казны.

     Важный  вопрос, практически не развитый существующим законодательством о казне,- это формирование резервов в городской казне. Для любого субъекта федерации создание резервов является необходимой составляющей системы управления, без которой невозможно обеспечить безопасность региона и стабилизацию состояния городской системы. В соответствии с п. 2 статьи 99 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный долг субъекта федерации полностью обеспечивается всем находящимся в его собственности имуществом, составляющим казну. В связи с этим должны вестись расчеты и должна быть налажена информация по определению возможностей обеспечить долговые обязательства государственным имуществом, находящимся в составе казны.

     В ситуации с долгом особенно остро  проявляется необходимость управления казной как единым целым. Только на этой основе можно успешно управлять долгом, обозначив законодательным путем предельно допустимую величину долговых обязательств, обеспеченных казенным имуществом без ущерба для социально-экономической безопасности города.

     Проведенное исследование различных подходов к  управлению казной позволяет сделать  следующие выводы.

     1. Анализ нормативных актов (законодательства) о казне различных регионов  Российской Федерации показал,  что в настоящее время приоритетным  на практике является позиция включения в состав казны финансовой и имущественной составляющих. На наш взгляд, данная позиция является предпочтительной и в содержательном смысле, так как она отражает комплексный подход к управлению государственной собственностью через управление казной. Если же казна рассматривается только как имущественная составляющая государственной собственности, то тем самым нарушаются взаимосвязи между финансовыми и нефинансовыми потоками, следствием чего может стать неэффективное управление этими составляющими. Вероятно, в этом случае в законе об имущественной казне должен быть прописан механизм взаимосвязи между ними. При этом при разработке закона о казне должен быть исключен узковедомственный подход, а для исключения этого закон об имущественной казне, на наш взгляд, должен рассматриваться как переходный к закону о казне как едином целом (включая финансовую и нефинансовую составляющие).

     2. При управлении казной как  единым целым важно придерживаться  принципа непротиворечивого решения  социальных и экономических задач, поиска консенсуса интересов населения региона, бизнеса. С этим принципом тесно связан другой принцип - обеспечение безопасности. При этом механизм, обеспечивающий эту безопасность, на наш взгляд, должен быть зафиксирован в самом законе о казне. Один из вариантов — обозначить оптимальную величину долговых обязательств, обеспеченных казенным имуществом без ущерба для социально-экономической безопасности. При этом верхняя граница этой величины регулируется статьей 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

     3. На наш взгляд, в законе о  казне любого региона должен  быть четко прописан порядок  (механизм) включения имущества в  казну, его использования и  выбытия; возможные ограничения.  При этом необходимо четко  разделить и прописать функции законодательной и исполнительной ветвей власти. Большой опыт в данном вопросе накоплен в Свердловской области, который, на наш взгляд, может быть творчески использован при работе над законами о казне других регионов.

     Таким образом, основной целевой установкой создания казны должно быть не только максимально возможное получение неналогового дохода. При разработке механизмов управления казной следует подчеркивать непротиворечивое решение социальных, экономических, финансовых и экологических задач, что позволит не только стремиться к наполнению бюджета, но и, эффективно управляя государственной собственностью, минимизировать различного рода риски. Такая установка способствует активизации инвестиционных проектов, развитию городской экономики в целом.

     Также законодательно не определен порядок списания имущества, составляющего государственную казну, в силу его непригодности.

     В дипломном проекте предлагается три алгоритма принятия решения  о списании имущества, входящего  в состав казны Российской Федерации (Рисунок 4)

              

Рисунок 4 Порядок действий после принятия решения об утилизации объекта

     Автором дипломного проекта разработан Порядок  принятия решений о списании имущества, составляющего государственную  казну Российской Федерации. В соответствии с этим документом  принятие решений об утилизации имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации происходит следующим образом. Базовая схема процедуры представлена на рисунке 5.

     

     Рисунок 5 Базовая схема процедуры списания объекта

     В целях рассмотрения Росимуществом вопросов об утилизации движимого имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, территориальное управление Росимущества формирует следующий комплект документов:

     а) выписка из реестра федерального имущества в отношении имущества, первоначальной стоимостью свыше 200 000 рублей;

     б) паспорт технического средства в  отношении транспортных средств;

     в) технический паспорт (при наличии);

     г) материалы фотофиксации имущества;

     д) сведения об исключении объекта из состава мобилизационных мощностей (в случае, если объект был включен  в соответствующий перечень);

     е) заключение о техническом состоянии, выданное организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности, подтверждающее непригодность автотранспортных средств, вычислительной техники, электро- и бытовых приборов и оборудования, за исключением объектов производственного и хозяйственного инвентаря, к восстановлению и дальнейшему использованию.

     При принятии решения об утилизации движимого имущества, в целях рассмотрения Росимуществом вопроса об утилизации объекта, пришедшего в негодное состояние в результате аварий, пожаров, чрезвычайных ситуаций, также требуется наличие документов, подтверждающих указанные обстоятельства (копии актов соответствующих органов), экспертное заключение о техническом состоянии объекта. Кроме того, в случае, если объект пришел в негодное состояние в результате действий лиц, также прилагаются копии материалов о возбуждении (об отказе в возбуждении либо прекращении) уголовного дела либо о принятии мер в защиту имущественных интересов Российской Федерации.

     На  основании указанных документов территориальное управление, при  необходимости с привлечением специалистов, устанавливает целесообразность дальнейшего использования объекта, возможность его восстановления, определяет на основе экспертных заключений возможность использования отдельных узлов и деталей утилизируемого объекта.

     По  результатам рассмотрения документов территориальным управлением принимается решение о дальнейшем использовании объекта, оформляемое распорядительным актом.

     Далее после проведения работ по утилизации объекта составляется акт об утилизации объекта, утверждаемый территориальным управлением Росимущества.

     После осуществления мероприятий по утилизации объекта территориальным управлением Росимущества вносятся соответствующие изменения в реестр федерального имущества.

     При рассмотрении вопросов об утилизации недвижимого имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, в целях рассмотрения вопроса об утилизации территориальное управление Росимущества формирует следующий комплект документов:

     а)   выписка из реестра федерального имущества;

     б) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество  и сделок с ним, выданная не ранее чем за три месяца до ее направления в Росимущество, содержащая сведения о зарегистрированном праве собственности Российской Федерации (или отказ);

     в) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированном праве Российской Федерации на земельный участок, на котором располагается объект недвижимого имущества, выданная не ранее чем за три месяца до ее направления в Росимущество;

     г) копия документа, подтверждающего возникновение права собственности Российской Федерации – в случае, если соответствующие права на объекты недвижимого имущества возникли до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

     д) акт проверки фактического использования  объекта недвижимого имущества  с приложением материалов фотофиксации, составленный территориальным управлением;

     е) составленное уполномоченной организацией (прилагается копия лицензии) заключение о техническом состоянии объекта недвижимого имущества, содержащее выводы о его непригодности к дальнейшей эксплуатации с приложением материалов фотофиксации;

     ж) сведения об исключении объекта из состава мобилизационных мощностей (в случае, если объект был включен в соответствующий перечень);

     з) сведения об обременениях имущества  с приложением копий соответствующих  документов (при наличии);

     и) документы технического учета (технический/кадастровый  паспорт, экспликация, поэтажный план);

     к) заключение Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия о возможности уничтожения (утилизации) имущества в случае, если уничтожаемый объект недвижимого имущества отнесен к объектам культурного наследия;

     л) документ (справка), выданный соответствующим  региональным центром и органом  управления по делам гражданской  обороны, чрезвычайным ситуациям и  ликвидации последствий стихийных  бедствий, подтверждающий, что уничтожаемые объекты недвижимого имущества  не являются объектами гражданской обороны (в случае если уничтожению подлежат такие объекты недвижимого имущества, как подвальные помещения, помещения цокольного этажа, укрытия, убежища, защитные сооружения).

     При рассмотрении вопроса об утилизации объекта недвижимого имущества, пришедшего в негодное состояние в результате аварий, пожаров, чрезвычайных ситуаций, также требуется наличие документов, подтверждающих указанные обстоятельства (копии актов соответствующих органов), экспертное заключение о техническом состоянии объекта. Кроме того, в случае, если объект пришел в негодное состояние в результате действий лиц, также прилагаются копии материалов о возбуждении (об отказе в возбуждении либо прекращении) уголовного дела, либо о принятии мер в защиту имущественных интересов Российской Федерации.

     На  основании указанных документов территориальное управление, при  необходимости с привлечением специалистов, устанавливает целесообразность дальнейшего  использования объекта, возможность  его восстановления. В случае принятия решения о необходимости утилизации объекта территориальное управление направляет указанные документы на рассмотрение в Росимущество с соответствующей пояснительной запиской.

     Росимущество  по результатам рассмотрения представленных материалов принимает решение об утилизации объекта, либо направляет в территориальное управление Росимущества поручение об утилизации или дальнейшем использовании объекта.

     Решение об утилизации объекта оформляется  распорядительным актом.

     После проведения работ по утилизации составляется акт об утилизации объекта, утверждаемый Росимуществом или территориальным управлением Росимущества, если им принималось решение об утилизации.

     После осуществления мероприятий по утилизации объекта территориальным управлением  Росимущества вносятся соответствующие изменения в реестр федерального имущества.

Информация о работе Совершенствование системы управления имуществом, входящим в состав казны РФ