Сущность государственных расходов, их взаимосвязь с государственными доходами

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 09:26, курсовая работа

Описание работы

целью данного исследования является анализ государственных доходов и расходов на протяжении последних девяти лет и выявление потенциальных источников бюджетного финансирования социально-экономического развития России.

Содержание

Введение………………………………………………………………..………….3

Глава 1. Правовые основы государственных расходов и государственно финансирования………………………………………………………….…….….5
1.Основные понятия о государственных расходах………………….….….5
2.Государственное финансирование…………………………………….….9

Глава 2. Характеристика государственных расходов…………………………20

2.1 Юридическая характеристика государственных расходов……………….20

2.2 Осуществление государственных расходов путем финансирования…….25

Глава 3. Взаимосвязь доходов и расходов……………………………………..30

3.1 Анализ доходов и расходов………………………………………………....30
Заключение……………………………………………………………………….40

Список источников и литературы……………………………………………....42

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 202.50 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 

    Введение………………………………………………………………..………….3

Глава 1. Правовые основы государственных  расходов и государственно финансирования………………………………………………………….…….….5

    1. Основные понятия о государственных расходах………………….….….5
    2. Государственное финансирование…………………………………….….9

Глава 2. Характеристика государственных  расходов…………………………20

2.1 Юридическая  характеристика государственных  расходов……………….20

2.2 Осуществление  государственных расходов путем  финансирования…….25

Глава 3. Взаимосвязь доходов и расходов……………………………………..30

3.1 Анализ  доходов и расходов………………………………………………....30

    Заключение……………………………………………………………………….40

    Список  источников и литературы……………………………………………....42 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Введение 
 

     Данная  работа посвящена теме сущность государственных расходов, их взаимосвязь с государственными доходами. Задачами и целями написания, каковой являются: во-первых, рассмотрение и исследование непосредственно общих положений правовых основ государственных расходов, их юридическая характеристика, а также раскрытие понятия государственного финансирования, через использование аналитического, сравнительно-правового и иных доступных средств и методов.

     Термин  «государственные расходы» употребляется  в литературе и правовых актах в двояком значении. С одной стороны, этим термином обозначается определенная группа экономических распределительных отношений, а с другой – материальные носители этих отношений – различные отрасли расходов.

     Перечень  государственных расходов определяется Бюджетной классификацией РФ, введенной  в действие с 1 января 1995 года. В ней применен принципиально новый подход в классификации расходов, который устанавливает не только расходование государственных средств министерствами и ведомствами, но и согласовывают эти расходы с выполнением программных задач государства и степенью ответственности в этом каждого министерства и ведомства.

     Тема  данной курсовой работы весьма актуальна, т.к. государственные расходы неразрывно связаны с другой статьей бюджета – государственными доходами, а так же объем расходов находится в прямой зависимости от объема доходов, при их несоответствии наступают негативные последствия - бюджетный дефицит, инфляция национальной валюты в связи с покрытием недостатка средств эмиссией денежных знаков, введение дополнительных налогов, использование внутренних и внешних займов в больших размерах, чем может выдержать экономика и т.д., которые могут перерасти в глубокий финансовый кризис. Также государственные расходы непосредственно влияют на уровень экономического, политического и социально-культурного развития страны.

     Как видим проблема государственных  доходов и расходов, актуальна, и  вполне очевиден выбор обозначенной темы исследования. Как представляется автору, в последние годы расходы государства на социальную сферу имеют негативную тенденцию снижения, при этом правительство мотивирует это недостаточностью бюджетных ресурсов. Поэтому целью данного исследования является анализ государственных доходов и расходов на протяжении последних девяти лет и выявление потенциальных источников бюджетного финансирования социально-экономического развития России.

     Объектом данного исследования является федеральный бюджет Российской Федерации, предметом иследования является бюджетная политика правительтсва в области финансирования социальной сферы.

     Для решения поставленных задач в данной работе применялись методы анализа и сравнения относительных показателей расходов и доходов федерального бюджета.

     Для написания данной работы наряду с  законодательными актами Российской Федерации (Бюджетный кодекс РФ, Федеральные  законы, Распоряжение Правительства РФ «О плане действий Правительства Российской Федерации на 2003 год по реализации основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации» и т.д.) была использована также учебная литература с изучением вышеуказанного вопроса следующими авторами Химичева Н.И., Рассолова М.М., Манзина М.П., а также статьи из «Российской газеты» и извлечения из Собрания законодательства разных лет. Используемые источники охватывают промежуток времени в зависимости от года их издания с 1998 по 2011 годы. 
 

     Глава 1. Правовые основы государственных  расходов и государственно финансирования 
 
 

     1.1 Основные понятия о государственных расходах 

     В процессе деятельности по осуществлению  государственных расходов возникает  круг отношений, регулируемых финансовым правом и другими отраслями права - гражданским, административным и др. В финансовых правоотношениях участвуют государственные предприятия, организации, учреждения, их вышестоящие органы, а также банки, через которые производится выдача средств. В таких правоотношениях могут участвовать и негосударственные или немуниципальные организации, если государственные органы власти или органы местного самоуправления примут специальные решения о выделении им государственных или муниципальных средств.

     Государственные расходы представляют в своей  совокупности определенную систему  и классифицируются по разным основаниям. В зависимости от форм собственности  они подразделяются на государственные  и муниципальные.

     Соответственно  уровням организации власти в Российской Федерации можно выделить три группы расходов: федеральные расходы; расходы субъектов Федерации, которые вместе с федеральными составляют государственные расходы; расходы местного значения, или муниципальные.

     В зависимости от источников получения расходных средств, порядка их планирования и использования расходы можно подразделить на:

     -централизованные, осуществляемые за счет бюджета  и государственных внебюджетных  фондов;

     -децентрализованные, осуществляемые государственными  и муниципальными предприятиями за счет средств, которые получены ими самими в результате их собственной деятельности и остаются в их распоряжении.

     В зависимости от характера участия  в общественном производстве выделяются расходы на финансирование:

     а) оборотных средств (текущих расходов);

     б) основных фондов (капитальных вложений);

     в) создание резервов.

     Существенное  значение для характеристики целевых  направлений государственных расходов имеет классификация их по функциональному  признаку. Законодательная основа такой  классификации заложена Федеральным законом от 15 августа 1996 г. «О бюджетной классификации Российской Федерации».1

     Государственные расходы и государственные доходы взаимосвязаны между собой. Объем расходов находится в прямой зависимости от объема доходов. При их несоответствии наступают негативные последствия - бюджетный дефицит, инфляция национальной валюты в связи с покрытием недостатка средств эмиссией денежных знаков, введение дополнительных налогов, использование внутренних и внешних займов в больших размерах, чем может выдержать экономика и т.д., которые могут перерасти в глубокий финансовый кризис.

     Государственные расходы осуществляются путем финансирования.

     Финансирование  государственных расходов - это урегулированное правовыми нормами выделение государственных денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе, за исключением установленных законодательством условий возвратности и возможности, для деятельности и развития предприятий, организаций и учреждений соответственно их задачам и функциям.

     Источником финансирования государственных расходов, включая инвестиции, выступают средства:

     -государственных  бюджетов (на основании специально  принятых решений они могут  быть выделены на срочной, возвратной, платной основе);

     -государственных  внебюджетных фондов;

     -централизованных  фондов министерств, ведомств, собственных  финансовых ресурсов предприятий.

     В последнее время в формировании необходимой для финансирования финансовой основы усилилось значение заемных и привлеченных средств. Помимо увеличения заемных средств в федеральном бюджете Правительство РФ разрешило Пенсионному фонду РФ осуществить выпуск собственных ценных бумаг (векселей, облигаций). Придается большое значение привлечению иностранных инвестиций.

     В расходах многих государственных социально-культурных, бюджетных учреждений существенное место стало занимать использование полученных ими в результате их собственной деятельности дополнительных, внебюджетных фондов. Связано это с недостаточным бюджетным финансированием, вызванным финансовыми трудностями в стране.

     Среди новых организационно-правовых форм финансирования государственных расходов следует отметить такие, как финансирование программ на конкурсной основе; выделение  единовременных безвозмездных и  безвозвратных пособий с условием соблюдения определенных требований, обычно образовательным учреждениям, творческим коллективам и т. п. Распространена многоканальная система финансирования государственных программ с использованием средств бюджетов разных уровней и внебюджетных источников.

     Важное  значение в формировании системы нормативных актов, регулирующих порядок осуществления государственных расходов, играют принципы их финансирования. Можно назвать следующие общие принципы финансирования государственных расходов (действующие независимо от источников финансирования):

     -платность  - согласно этому принципу расходы  должны планироваться на основе  государственных программ;

     -соответствие  планируемых расходов объему  государственных. доходов;

     -целевое  направление средств, то есть  определение конкретных мероприятий и целей;

     -соответствие  финансируемых расходов охраняемым  законом правам и интересам  граждан;

     -соответствие  финансируемых расходов требованиям  экологических, санитарно-гигиенических  и других, установленных законом  и в соответствии с ним, норм;

     -безвозвратность и безвозмездность выделения средств;

     -контроль  за исполнением государственных  средств и ответственность за правонарушения в этой области.

     В зависимости от субъектов, использующих средства, можно выделить два основных правовых режима финансирования:

     1) финансирование государственных  коммерческих организаций, за  которыми имущество закрепляется  на праве хозяйственного ведения;

     2) финансирование государственных  учреждений, состоящих на бюджете  и относящихся к некоммерческим  организациям, действующим на праве оперативного управления имуществом.

     Промежуточным, обладающим чертами первого и  второго режимов, является финансирование казенных предприятий, действующих  на праве оперативного управления имуществом. Эти предприятия в сравнении  с другими государственными предприятиями имеют особенности в порядке планирования и использования средств.

     В названных правовых режимах находят  отражение и те правовые формы  финансирования, которые используются по другим основаниям, например по предметно-целевому направлению средств.

     Основные  правовые режимы различаются по:

     -источникам  финансирования;

Информация о работе Сущность государственных расходов, их взаимосвязь с государственными доходами