Анализ бюджетной системы Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 10:59, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. БЮДЖЕТ, БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………3
1.1. Основные черты бюджетной системы и бюджетного устройства Российской Федерации…………………………………………………………..3
1.2. Принципы бюджетной системы………………………………………….5
1.3. Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджетов…………………………………………………………………………9
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ОТДЕЛЬНЫХ ЗВЕНЬЕВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………….13
2.1. Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации..13
2.2. Местные бюджеты и внебюджетные фонды……………………………18
2.4. Межбюджетные отношения – современная ситуация, проблемы и пути их решения………………………………………………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..25

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 160.00 Кб (Скачать)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСВТЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

 

 

ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

 

Государственного и муниципального управления

(кафедра)

 

 

Курсовая работа

 

 

по дисциплине:     Государственные и муниципальные   финансы

 

 

Тема: «Анализ бюджетной системы Российской Федерации»

 

 

                                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2

ГЛАВА 1. БЮДЖЕТ, БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………3

1.1.           Основные черты бюджетной системы и бюджетного устройства Российской Федерации…………………………………………………………..3

1.2.      Принципы бюджетной системы………………………………………….5

1.3.           Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджетов…………………………………………………………………………9

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ОТДЕЛЬНЫХ ЗВЕНЬЕВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………….13

2.1.  Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации..13

2.2. Местные бюджеты и  внебюджетные фонды……………………………18

2.4. Межбюджетные отношения – современная ситуация,    проблемы и пути их решения………………………………………………………………………22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

         На протяжении последнего десятилетия бюджетная система Российской Федерации постоянно подвергалась изменениям ввиду нестабильности социальных и экономических процессов, происходящих в России в условиях перехода от социалистического метода хозяйствования к рыночным отношениям. Современная ситуация в бюджетной сфере России свидетельствует о необходимости усиления регулирующей роли государства в системе бюджетных отношений между органами управления, ответственными за формирование бюджетов, распределение бюджетных ресурсов и пополнение доходов в бюджет.

          В настоящее время Россия вступила в качественно новый этап развития. Мировое сообщество признало российскую экономику как рыночную структуру, происходит относительная стабилизация экономики и финансов, расширяются социальные функции государства и местных органов самоуправления. Нынешний этап развития России в целом можно охарактеризовать как этап государственного, экономического, финансового и социального реформирования. В то же время нельзя не отметить и тот факт, что многие реформы не дают пока желаемого результата. Важнейшей причиной тому обычно называют отсутствие достаточной и стабильной финансовой базы.

         Объектом исследования является бюджетная система и проблемы исполнения бюджетов разных уровней в РФ.

Актуальность выбранной для исследования темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его формировании и исполнении,  регулирующей роли в использовании ВВП.

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета  Российской Федерации.

ГЛАВА 1. БЮДЖЕТ, БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1.Основные черты бюджетной системы и бюджетного устройства Российской Федерации.

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления»[1]. Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

Как правило, тип государственного устройства, сложившиеся формы управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах социалистической модели экономики, в том числе и бывшем СССР, в силу монополии государственной собственности на средства производства и наличия мощного государственного аппарата основной ее задачей было обслуживание государственных потребностей. Государственные финансы подчиняли себе и финансы предприятий и общественных организаций; даже сбережения населения, привлеченные системой сберкасс, рассматривались как доходы государства[2].

Кардинальные изменения в экономике России, в ее политическом статусе, произошедшие на рубеже 80-90-х гг., вызвали серьезную трансформацию бюджетного механизма. Появление новых форм собственности, и следовательно, новых субъектов хозяйствования, располагающих собственными финансами, повлекло изменения в системе денежных доходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами, прямое перераспределение денежных средств значительно сократило сферу своего применения. Важным направлением модернизации государственных финансов стало расчленение единого государственного бюджета времен развитого социализма на три самостоятельные части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, что явилось важным шагом к демократизации финансовых отношений. В том же направлении действовали переход к налогам как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, разгосударствление промышленности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям и в бюджетной системе России, и в ее   бюджетном устройстве.

БК РФ дает следующее определение бюджетной системы: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов»[3]. Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.

Бюджетная система РФ состоит из[4]:

   федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

   бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

   местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.

Как видно, бюджетное устройство РФ определяется ее государственным устройством - в унитарных государствах бюджетная система имеет два уровня - государственный бюджет и местные бюджеты (однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней (нижестоящих государственных и административно-территориальных единиц) не входят в бюджеты вышестоящих уровней). Необходимо также отметить, что до принятия БК РФ внебюджетные фонды, являясь элементом финансовой системы (общегосударственные финансы) не включались в бюджетную систему.

Бюджетное законодательство РФ содержит понятие «консолидированный бюджет»[5] - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление о всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

1.2.          Принципы бюджетной системы.

Бюджетным кодексом РФ законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации[6]:

   единства бюджетной системы Российской Федерации;

   разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

   самостоятельности бюджетов;

   полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

   сбалансированности бюджета;

   эффективности и экономности использования бюджетных средств;

   общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

   гласности;

   достоверности бюджета;

   адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ , местных бюджетов.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

   право законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем  уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

   наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня бюджетной системы  Российской Федерации , определяемых в соответствии с законодательством РФ;

   законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с Налоговым  Кодексом  и налоговым  законодательством РФ;

   право органов государственной власти  и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

   недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе  исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

   недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев.

Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки  по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и по рпсходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек  по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года. 

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Доходы бюджета и поступления из источников  финансирования его дефицита не могут быть  увязаны  с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средст из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти.

Информация о работе Анализ бюджетной системы Российской Федерации