Бюджетная система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 16:06, реферат

Описание работы

Бюджет – это расчетная и ограничительная смету доходов и расходов и их роспись за определенный период времени, утверждаемую соответствующим решением и подлежащим исполнению индивидуальным или коллективным объектом. Государственный бюджет – система определенных денежно-распределительных отношений, регламентируемых государственными органами власти, по поводу перераспределения части национального богатства для образования и расходования основного централизованного фонда денежных средств государства.
Определяющая роль бюджета в социально-экономическом развитии страны предполагает необходимость строго аргументированной характеристики его сущности. Сущность бюджета выражает совокупность особой сферы финансовых отношений, обусловленной существованием основного централизованного денежного фонда страны.

Работа содержит 1 файл

Бюджетная система РФ (реферат).docx

— 36.97 Кб (Скачать)

    Бюджет – это расчетная и ограничительная смету доходов и расходов и их роспись за определенный период времени, утверждаемую соответствующим решением и подлежащим исполнению индивидуальным или коллективным объектом. Государственный бюджет – система определенных денежно-распределительных отношений, регламентируемых государственными органами власти, по поводу перераспределения части национального богатства для образования и расходования основного централизованного фонда денежных средств государства.

    Определяющая  роль бюджета в социально-экономическом  развитии страны предполагает необходимость  строго аргументированной характеристики его сущности.  Сущность бюджета выражает совокупность особой сферы финансовых отношений, обусловленной существованием основного централизованного денежного фонда страны.

    Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.  

    Бюджетная система Российской Федерации состоит  из бюджетов следующих уровней:

  1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  2. Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  3. Местные бюджеты, в том числе:  бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
  4. Бюджеты городских и сельских поселений.

    Федеральный бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

    В случаях, если Кодексом предусматривается  регулирование определенных отношений  законом о бюджете, для органов  местного самоуправления эти отношения  должны быть урегулированы соответствующими нормативными правовыми актами  о бюджете, принимаемыми в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

    Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

    Государственный внебюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном законом, либо в ином порядке, предусмотренном Кодексом.

    Каждое  муниципальное образование имеет  собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

    Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

    В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификации РФ раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных  обязательств муниципальных образований  в связи с осуществлением органами местного самоуправления  полномочий по вопросам местного значения и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из бюджетов других уровней для осуществления отдельных государственных полномочий.

    Бюджет  муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов  между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

    В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений  могут быть предусмотрены сметы  доходов и расходов отдельных  населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.   

    Каждый  субъект РФ имеет собственный  бюджет. Бюджет субъекта РФ   (региональный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ.

    Использование органами государственной власти субъектов  РФ иных форм образования и расходования денежных средств для исполнек6ия расходных обязательств РФ не допускается,  за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.

    Бюджет  субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных  образований, входящих в состав субъекта РФ (без учета межбюджетных трансфертов  между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта РФ. 

    Федеральный бюджет - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ.

    Использование федеральными органами государственной  власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных  для исполнения расходных обязательств РФ, не допускается, за исключением  случаев, установленных Кодексом и  иными федеральными законами.

    Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней  бюджетной системы РФ (без учета  межбюджетных трансфертов между  этими бюджетами и за исключением  бюджетов государственных внебюджетных фондов) образуют консолидированный  бюджет РФ.

    Бюджет  рассматривается как важнейший  инструмент иной социально-экономической  политики, как средство реализации ее приоритетных задач:

  1. преодоление массовой бедности, безработицы, детской беспризорности, эпидемий социально обусловленных болезней, тенденций деградаций человеческого потенциала;
  2. предоставление гражданам гарантий на образование, здравоохранение и жилище, других социальных гарантий в соответствии с законодательно установленными нормативами бюджетных расходов;
  3. уменьшение межрегиональной дифференциации уровней жизни населения;
  4. повышения минимальной зарплаты работникам бюджетных отраслей до уровня прожиточного минимума;
  5. погашения государственного долга перед населением и предприятиями, включая долги по детским и другим социальным пособиям, восстановлению сбережений граждан, оборонному заказу;
  6. обеспечивающего все это поддержания высоких темпов экономического роста на основе активизации инвестиционного процесса, модернизации и структурной перестройки народного хозяйства на современной технологической базе.

    Целевой бюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете.

    Средства  целевого бюджетного фонда не могут  быть использованы на цели, не соответствующие  назначению целевого бюджетного фонда.

   Бюджетная классификация РФ является группировкой доходов и расходов бюджетов всех  уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемой для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

  1. Бюджетная классификация РФ включает:
  2. классификацию доходов бюджетов РФ;
  3. функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
  4. экономическую  классификацию расходов бюджетов РФ;
  5. классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
  6. классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
  7. классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
  8. классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;
  9. ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

    Классификация доходов бюджетов РФ является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов всех уровней бюджетной системы РФ.

    Группы  доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов  по источникам и способам их получения. 

    Функциональная  классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятыми органам государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемые на иные уровни власти.

    Первым  уровнем функциональной классификации  расходов бюджетов РФ являются разделы, определяющие расходование бюджетных  средств на выполнение функций государства.

    Вторым  уровнем функциональной классификации  расходов бюджетов РФ являются подразделы, конкретизирующие направление бюджетных  средств на выполнение функций государства  в пределах разделов.

    Классификация целевых статей расходов федерального бюджета образует третий уровень  функциональной классификации расходов бюджетов РФ и отражает финансирование расходов федерального бюджета по конкретным направлениям деятельности главных  распорядителей средств федерального бюджета в пределах подразделов   функциональной классификации   расходов бюджетов РФ.

    Классификация видов расходов бюджета образует четвертый уровень функциональной классификации расходов бюджетов РФ и детализирует направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям.

    Экономическая классификация расходов бюджетов РФ   является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по их экономическому содержанию.

    Классификация источников финансирования дефицитов  бюджетов РФ является группировкой заемных средств, привлекаемых РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов.

    Политика  поддержки экономического роста, стимулирования инвестиционной и инновационной  активности, а также выполнения социальных обязательств государства потребует  существенного повышения расходов федерального бюджета.

    Необходимое для этого повышение бюджетных  доходов может быть достигнуто без  увеличения налогов на труд и капитал  – путем изъятия в доход  бюджета большей части природной  ренты, пресечение нелегального вывоза капитала и уклонения от уплаты налогов  по экспортно-импортным операциям, повышения эффективности использования  госимущества и других контролируемых государством источников. Потенциал  повышения бюджетных доходов  по этим источникам сверх планируемой  российским правительством величины составляет свыше одного триллиона рублей.

    Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета.

    Перечень  главных распорядителей средств  федерального бюджета, расходы федерального бюджета по главным распорядителям средств федерального бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ,  группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов РФ утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.  

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации