Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 00:49, дипломная работа
Местное самоуправление - обязательный компонент  демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.
     Муниципальные финансы являются основой экономического процесса местного самоуправления и  наряду с государственным имуществом, переданным в управление муниципальным органам власти, объектами муниципальной собственности; служат базой для решения проблем эффективного функционирования и развития объектов инфраструктуры муниципального образования.
Введение	4
1	Анализ  социально-экономического потенциала Подгоренского муниципального района Воронежской области	 
6
 	1.1	Характеристика  социально-экономического показателей  
Подгоренского муниципального района Воронежской области	 
6
 	1.2	Характеристика  бюджета и бюджетного процесса  
Подгоренского муниципального района	19
 	1.3	Анализ комплексной  программы развития Подгоренского  
муниципального района Воронежской области	36
  Заключение	52
  Список  использованной литературы
— газификация домовладений, объектов социальной сферы и предприятий;
— обеспечение централизованным водоснабжением населенных пунктов района;
— строительство очистных сооружений и расширение канализационных сетей в п.г.т.Подгоренский;
— приведение в нормативное состояние внутри и межпоселковых дорог, строительство и реконструкция внутри поселковых дорог общего пользования, недостающих участков дорог между населенными пунктами поселений, обустройство тротуаров, пешеходных дорожек, автобусных остановок;
— разработка основных градостроительных документов: схемы территориального планирования муниципального района, генеральных планов городских и сельских поселений, правил застройки и землепользования;
— благоустройство административного центра муниципального района и центров поселений, включая озеленение, строительство и реконструкцию дорог и тротуаров, освещение улиц;
— проведение капитального ремонта многоквартирного жилого фонда.
     6. 
Улучшение экологической 
— строительство полигона твердых бытовых отходов в Белогорьевском сельском поселении, ликвидация несанкционированных свалок;
     В 
результате проделанного анализа социально-
1. Недостаточно высокие темпы роста инвестиционных вложений в экономику района. Несмотря на солидные позитивные подвижки в сфере инвестиционной деятельности (за период 2001 - 2006 годов объем капитальных вложений в основной капитал вырос в Подгоренском районе в 7,3 раза, в Воронежской области почти в 2,28 раза), требуется кратное увеличение инвестиций в экономику и социальную сферу.
2. Снижение места и роли сельскохозяйственного производства в экономике Подгоренского района из-за затянувшегося кризиса в животноводстве. В настоящее время доля животноводства в структуре производства сельскохозяйственной продукции Подгоренского района снизилась до 30,6%, по области упала до 40 процентов против 60 процентов в 1990 году. Принятый сегодня курс на восстановление животноводческой отрасли должен стать системной стратегической целью развития реального сектора экономики района.
3. Недостаточное использование минерально-сырьевого сектора экономики. Одновременно Подгоренский район располагает достаточно крупными запасами неразведанных полезных ископаемых, в их числе мело-мергельные породы, писчий мел, бентониты, песок.
4. Сохранение негативных тенденций в демографической ситуации. В Подгоренском муниципальном районе как и в целом по Воронежской области сохраняется сложная демографическая ситуация, характеризующаяся превышением смертности над рождаемостью. Высока доля умерших в трудоспособном возрасте. Под воздействием этих факторов растет нагрузка на трудоспособное население, которая в регионе уже выше, чем в среднем по России и ЦФО.
     5. 
Отток  населения из сельской 
местности, отсутствие 
6. Несоответствие уровня развития инфраструктур намеченным темпам развития экономики района современным требованиям к уровню и качеству жизни населения, прежде всего транспортной, жилищно-коммунальной и инженерной.
     Результаты 
комплексной оценки уровня социально-экономического 
развития Подгоренского муниципального 
района, проведенной главным 
     Исходя 
из анализа социально-
— низкие показатели объемов инвестиций на душу населения (26 место в области)
— по собственной финансовой обеспеченности, характеризующей динамику развития налоговой базы и финансовой устойчивости, район занимает 15 место в области ;
— по соотношению среднедушевых среднемесячных денежных доходов в районе и среднегодовой областной величины прожиточного минимума, характеризующих уровень жизни населения, на протяжении ряда лет район занимает 29 место в области;
— по показателю фондовооруженности (стоимости основных фондов на душу населения), определяющему потенциальную возможность экономического развития территории, район занимает 29 место в области;
— по сводному показателю уровня развития здравоохранения район занимает 20 место в области;
— по сводному показателю уровня благоустройства жилого фонда район занимает 24 место в области.
Таблица 12 - Проблемы решаемые Программой
| Наименование проблемы | Количественные характеристики проблемы | Краткое описание | |||
| Значение по МО | В среднем по области | В среднем по ЦФО | В среднем по РФ | ||
| Низкий 
  уровень бюджетной  | 
  15 место в области | - | 17 место область в ЦФО | 60 место область в РФ | - | 
| Низкие доходы на душу населения, руб | 13558 | 24358 | 57407 | 43634 | Доведение значения показателя до средне областного | 
| Снижение доли собственных доходов местного бюджета в общем объёме доходов бюджета района., руб. | 2564 | 16874 | 51333 | 34592 | Доведение значения 
  показателя до средне
   областного  | 
| Низкие собственные доходы млн. руб. | 70,26 | 38479,2 | 1907065,5 | 4912432,2 | - | 
| Низкие расходы бюджета на душу населения, руб | 12826 | 24015 | 58704 | 44017 | Доведение значения показателя до средне областного | 
| Недостаточный темп роста производства валовой продукции сельского хозяйства 2008 год к 2000 г. | 162,40% | 165,20% | 139,60% | 138,20% | Доведение значения 
  показателя до средне
   областного  | 
| Высокая степень износа основных фондов инженерной инфраструктуры | 80,00% | - | - | - | Реконструкция и модернизация объектов ЖКХ | 
| Недостаточная обеспеченность врачами | 17 | 54,2 | 51,9 | 48,8 | Доведение значения 
  показателя до средне
   областного  | 
| Низкий 
  коэффициент естественного  | 
  -14,4 | -9,7 | -7,7 | -4,8 | Доведение значения 
  показателя до средне
   областного  | 
Таблица 13 - Оценка действующих мер по решению проблем социально- экономического развития городского округа, муниципального района Воронежской области
| № | Действующие формы и методы управления со стороны федеральных, областных и местных органов власти | Оценка результатов 
  действующих мер социально- | 
| 1 | 2 | 3 | 
| Наименование 
  проблемы:
   Низкий уровень бюджетной обеспеченности на душу населения, низкие доходы на душу населения,снижение доли собственных доходов местного бюджета в общем объёме доходов бюджета района, низкие собственные доходы, низкие расходы бюджета на душу населения.  | ||
| 1 | Распоряжение 
  главы администрации  Постановление 
  администрации района от 17.04.2009г. №208 
  «О мероприятиях по выявлению резервов 
  и мобилизации налоговых и 
  неналоговых доходов в  Консолидированный бюджет Подгоренского муниципального района за 10 месяцев 2009 года исполнен по доходам в сумме 318,4 млн.р., что составляет 107 % к аналогичному периоду 2008 г. Налоговые и неналоговые доходы бюджета поступили в объёме 64,6 млн. р., что на 12% больше соответствующего периода 2008 г. За 10 месяцев текущего года мобилизовано недоимки в бюджеты всех уровней в сумме 1609,3 тыс.р.  | 
  Увеличение 
  доли собственных доходов бюджета  
  района путём реализации инвестиционных 
  проектов. Создание около 800 новых рабочих 
  мест. 
   Окончание строительства технологической линии по производству цемента, ОАО «ЕВРОЦЕМЕНТ групп.  | 
| Недостаточный темп роста производства валовой продукции сельского хозяйства 2008 год к 2000 году | ||
|  Развитие 
  агропромышленного комплекса.
   Намечено строительство 2 свиноводческих комплексов на 130 тыс. голов в с. Сагуны и п. Опыт. Ожидается возведение молочных комплексов на 1200 голов в с. Юдино, с. Гончаровка - 2010 -2011 гг., в с. Сергеевка – 2010-2011 гг.- строительство свиноводческого комплекса на 12000 голов.  | 
  Увеличение 
  производства мяса на 1500 тонн в год 
  и молока на 16000 тонн в год.  
   В результате реализации мероприятий будет создана 1000 новых рабочих мест.  | |
| Высокая степень износа основных фондов инженерной инфраструктуры | ||
| 1 | Газификация района.
               
  Участие в ОЦП «Газификация 
  Воронежской области на 2006-2009 годы» 
  и ОЦП «Газификация  Из 16 поселений полностью газифицировано 7 сельских поселений, частично газифицированы 6 сельских поселений и городское поселение. По состоянию на 1.12.2009 г. число газифицированных домовладений составляет 6835, уровень газификации — 53%. Общая протяжённость газовых сетей составляет 476,4 км.  | 
  Главная задача 
  предстоящего периода — газификация 
  Витебского и Семейского сельских поселений, 
  газификация отдельных  Увеличить за 2009-2012 годы газификацию района на 5 % и довести уровень газификации района до 58 %. В том числе построить 90,35 км газопроводов высокого давления, 11,97 км газопроводов среднего давления, 77,398 км газопроводов низкого давления, построить 6 газовых котельных .  | 
| 2 | Развитие системы водоснабжения, строительство и реконструкция электролиний, капитальный ремонт жилых домов, развитие транспортной сети. | Развитие системы водоснабжения в 3 сельских и 1 городском поселениях-2010-2012 гг. | 
| Продолжение таблицы 13 | ||
| 1 | 2 | 3 | 
| 2 | Участие в ОЦП «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов в муниципальных образованиях Воронежской области на 2008-2011 годы», в ОЦП «Обеспечение населения качественной питьевой водой и организация водоотведения в Воронежской области на 2006-2010 годы» | Строительство 
  канализационных сетей в пгт. 
  Подгоренский 2010-2012 гг.           
  Строительство и реконструкция 2188  
  км  электрических сетей в пгт. 
  Подгоренский 2009-2010 гг. .
   Капитальный ремонт 13 многоквартирных жилых домов 2008-2010 гг. Реконструкция и строительство автодорог с твёрдым покрытием 5,5 км в пгт. Подгоренский, Подгоренское городское поселение 2009-2011 гг.  | 
| 3 | Благоустройство 
  сельских населённых пунктов.
   Проведена реконструкция памятника воинам, погибшим в годы великой отечественной войны в Белогорьевском, Гришевском, Лыковском и Сергеевском сельских поселениях, проведено благоустройство воинского захоронения в пгт. Подгоренский, произведено устройство детских площадок и благоустройство центральной части пос. совхоза «Опыт» Гришевского сельского поселения, реконструировано здание администрации Белогорьевского сельского поселения, осуществлён капитальный ремонт отопительной системы здания администрации Юдинского сельского поселения.  | 
  Предусмотрено: разработка проектной документации), устройство тротуаров, очистка и обновление зеленых насаждений, устройство парка с элементами архитектуры малых форм, детской площадкой, пешеходными дорожками, скамейками и др., обустройство кладбищ в поселениях Подгоренского муниципального района. | 
| Недостаточная обеспеченность врачами | ||
| 1 | Проводится 
  работа по целевому направлению в 
  ВГМА, размещены вакансии должностей 
  на сайте,  активное участие в 
  ярмарках вакансий с выпускниками медакадемии. 
   Реконструкция объектов здравоохранения. Проведена реконструкция здания в Юдинском сельском поселении под ФАП.  | 
  В 2010-2012 годах за счёт областных и местных источников финансирования будет проведена реконструкция зданий МУЗ «Подгоренская ЦРБ» и врачебной амбулатории в с.Сагуны. | 
| Низкий коэффициент естественного прироста на 1 тыс. нас. | ||
| 1 | На 
  федеральном и областном уровне предоставляются 
  социальные гарантии при рождении ребёнка, 
  выплачиваются соответствующие пособия.
   На муниципальном уровне в рамках реализации программы «Обеспечение жильём молодых семей на 2005-2010» за 2008-2009 гг. выдано 41 свидетельство на получение социальной выплаты. Реализуются программы 
  в области здравоохранения «  | 
  Увеличение коэффициента естественного прироста в результате дальнейшего улучшения жилищных условий молодых семей, повышения качества оказываемых медицинских услуг, снижения смертности населения. | 
| 2 | Создание условий 
  для получения детьми Подгоренского 
  городского и сельских поселений 
  Подгоренского муниципального района 
  общедоступного качественного дошкольного 
  и школьного образования и 
  воспитания, соблюдения государственных 
  образовательных стандартов.
   Участие в ОЦП «Развитие физической культуры и спорта в Воронежской области на 2007-2015 гг»  | 
  Завершение 
  строительства школы на 1200 учебных 
  мест в пгт. Подгоренский, завершена реконструкция  
  части здания Гришевской средней общеобразовательной 
  школы под детский сад на 20 мест.
   Запланированы реконструкция инженерных сетей МОУ Подгоренской СОШ №1 , капитальный ремонт кровли МОУ Первомайской ООШ. Реконструкция физкультурно-оздоровительного комплекса в пгт.Подгоренский.  | 
| Продолжение таблицы 13 | ||
| 1 | 2 | 3 | 
| 3 | Участие в областной 
  целевой программе «Социальное 
  развитие села на 2005-2010 гг».
   Реконструкция объектов культуры Начаты работы по капитальному ремонту Сагуновского сельского дома культуры Сагуновского сельского поселения и СДК в пос. «Опыт» Гришевского сельского поселения.  | 
  В 2009-2012 годах за счёт областных и местных источников финансирования будет проведена реконструкция здания МУК «Подгоренский районный дом культуры» в пгт. Подгоренский и проведены капитальные ремонты сельских домов культуры в пос. Опыт, Гришевского сельского поселения, в с.Сергеевка, Сергеевского сельского поселения, в с. Белогорье, Белогорьевского сельского поселения. | 
Современное состояние экономики, социальной сферы и инфраструктуры Подгоренского муниципального района не отвечает его потенциальным возможностям. Решение задач дальнейшего экономического и социального развития района в условиях низкого уровня собственных доходов бюджета муниципального района и бюджетов сельских поселений требует тщательного отбора приоритетных задач и направлений повышения эффективности реального сектора экономики, формирования условий для привлечения инвестиций, создания и внедрения механизмов оказания государственной и муниципальной поддержки инвестиционной деятельности. Такой подход можно реализовать только на базе комплексного использования программно-целевых методов. Программа комплексного социально - экономического развития Подгоренского муниципального района на 2008-2012 годы должна в полной мере отразить изменившуюся роль органов местного самоуправления при переходе к новым экономическим условиям хозяйствования в условиях реформирования местного самоуправления. Это предполагает проведение основных мероприятий, направленных на повышение уровня собственных доходов поселений и муниципального района, определение для муниципального района и поселений оптимального набора объектов социальной и инженерной инфраструктур, реформирование жилищно-коммунального комплекса, стимулирование инвестиционной деятельности и формирование системы поддержки предпринимательства. В рамках программы предусмотрено выстраивание взаимоотношений бизнеса, власти и населения, которое предполагает, во-первых, невмешательство в деятельность предпринимателей, но при этом создание благоприятных условий для развития их деятельности и привлечения в экономику района инвестиций, во-вторых, меру ответственности, которая лежит на органах местного самоуправления за развитие социальной сферы и общественной инфраструктуры района и обеспечение необходимых условий проживания населения.
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
Разработка основных стратегических направлений социально-экономического развития района позволила привлечь к этому процессу широкие слои населения, представителей бизнеса, общественные организации.
В стратегическом плане сформирован образ муниципального образования, имеющего, как и большинство территорий в России, серьезные экономические, социальные и инфраструктурные проблемы, но знающего и использующего пути их разрешения и способного обеспечить своим жителям высокое качество жизни и безопасность жизнедеятельности.