Бюджетный контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:56, курсовая работа

Описание работы

Развитие экономики во многом определяется состоянием финансовой системы страны. Роль, место и значение финансовых, очевидны, поскольку от состояния этих отношений зависит достижение оптимального уровня таких макроэкономических показателей, как прирост валового внутреннего продукта, уровень безработицы и инфляции, состояние платежного баланса, валютного курса и других.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………
Глава 1. Экономическое содержание государственного бюджета
1.1. Понятие бюджета. Экономическое содержание государственного бюджета. Специфическое назначение бюджета…………………………..
1.2. Характерные черты бюджета. Экономические и организационные формы функционирования бюджета…………………………………………………
1.3. Бюджет как финансовый план государства…………………………………….
1.4. Функции государственного бюджета, границы их действия и особенности……………………………………………………………………………………..
Глава 2. Бюджетный контроль
2.1. Цели и задачи бюджетного контроля……………………………..................
2.2. Формы бюджетного контроля……………………………………....................
2.3. Ревизия – ведущая форма бюджетного контроля. Понятие и формы ревизии
2.4. Организация и акты ревизии……………………………………………………..
2.5. Органы бюджетного контроля……………………………………………………
2.6. Основы введения бюджетного учёта План счетов, виды, формы, периодичность и сроки составления и представления отчетности. Порядок формирования отчета об исполнении бюджета…………………………………………..
2.7. Представление, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении республиканского и местного бюджета……………………………………………………..
2.8. Экономический анализ бюджетных показателей……………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

УПРАВ.УЧЕТdocx.docx

— 73.77 Кб (Скачать)

Итак, задачами бюджетного контроля являются:

> обеспечение правильности  составления и исполнения бюджета;

> соблюдение налогового  и бюджетного законодательства;

> контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности;

> проверка эффективности  и целевого использования бюджетных  средств и средств внебюджетных  фондов;

> улучшение бюджетной  и налоговой дисциплины;

> выявление резервов  роста доходной базы бюджетов  разных уровней;

> контроль за реализацией системы межбюджетных отношений;

> проверка обращения  средств бюджета и внебюджетных  фондов в банках и других  кредитных учреждениях;

> контроль за формированием и распределением целевых бюджетных фондов финансовой поддержки регионов;

> пресечение незаконных  по предоставлению налоговых  льгот, государственных дотаций,  субвенций, трансфертов и другой  помощи отдельным категориям  плательщиков или регионам;

> выявление расточительства  и финансовых злоупотреблений,  принятие адекватных мер наказания  к виновным лицам;

> проведение профилактической, информационно-разъяснительной работы  с целью повышения бюджетно-финансовой  дисциплины.

Хотя государственный  бюджетный контроль охватывает только общественный сектор экономики, он, как  видно из перечня задач распространяется и на частнопредпринимательскую  деятельность при проверке правильности составления налоговых расчетов и деклараций; при выполнении предприятиями  государственных заказов, финансируемых  из бюджета; при предоставлении предприятиям различных форм собственности субсидий, дотаций, кредитов, а также налоговых  льгот (скидок, вычетов, налоговых кредитов). Следовательно, объектом бюджетного контроля выступает не только бюджетно-налоговая сфера и бюджетный процесс, но весь процесс финансово- хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений. Этим определяется роль и значение бюджетного контроля как важнейшего элемента государственного контроля и управления.

Иными словами, объект бюджетного контроля – денежные отношения, возникающие  между государством и юридическими и физическими лицами по поводу мобилизации  и перераспределения валового внутреннего  продукта на территориальном, социальном и отраслевом разрезах с целью  выполнения государством своих функций.

Система бюджетного контроля в целом состоит из следующих  элементов:

> субъект контроля;

> объект контроля;

> предмет контроля;

> принципы контроля;

> методика контроля;

> техника и технология  контроля;

> процесс контроля;

> сбор и обработка  исходных данных для проведения  контроля;

> результат контроля;

> принятие решения по  результатам контроля;

Перечисленные элементы системы  контроля составляют в совокупности механизм бюджетного контроля. Наиболее существенными элементами контроля, от которых зависит эффективность  проводимых контрольно – ревизионных  мероприятий, являются субъекты контроля, объект, процесс и методика контроля. Конечно же, все это должно опираться  и регламентироваться нормативными юридическими документами, которые  в совокупности образуют Финансовое (бюджетное, налоговое) право.

 

 

 

2.2. Формы бюджетного контроля

Успешное выполнение сложных  задач в различных сферах финансово-экономической  жизни общества зависит от соответствующей  организации, видов контроля, форм и  методов его проведения.

В зависимости от того, кто  осуществляет бюджетный контроль, различают:

государственный бюджетный  контроль, осуществляемый органами государственной  власти. Он обеспечивает интересы государства  и общества, проверяет выполнение налогоплательщиками обязательств перед бюджетом и целевое использование  бюджетных ассигнований;

ведомственный контроль, проводимый контрольно ревизионными управлениями министерств и ведомств. Ведомственный  контроль ограничен кругом юридических  лиц, находящихся в административной подчиненности от контролирующего  министерства или ведомства. При  этом проверяется расходование бюджетных  средств, выделенных по ведомственному признаку бюджетной классификации, а также использование бюджетных  ссуд, субсидий, субвенций и другой финансовой помощи из бюджета. Следует  отметить, что в пореформенные  годы значение данного вида контроля снизилось. Ведомства стали ликвидировать  свои ревизионные управления, что  позволяет многим из них тратить  бюджетные средства практически  бесконтрольно (на фоне ослабления государственного контроля). Поэтому представляется целесообразным усилить эффективность  и значение ведомственного контроля. Основными задачами ведомственного контроля являются: проверка законности финансово–хозяйственных операций, произведенных предприятиями, соблюдение ими финансовой, бюджетной, сметной  и налоговой дисциплины; выявление  хищений, злоупотреблений и незаконного  расходования материально – денежных средств и ценностей и т. д.;

общественный контроль осуществляется неправительственными организациями  и учреждениями;

независимый контроль, проводимый специализированными аудиторскими фирмами и службами;

внутрихозяйственный контроль финансово-экономическими службами предприятий, организаций и учреждений. Объектом контроля выступает финансовая деятельность субъектов хозяйствования, включая  уплату налогов в бюджет и налоговое  планирование;

правовой контроль осуществляется правоохранительными органами в  форме ревизий, судебно – бухгалтерской  экспертизы и т. д.;

гражданский контроль осуществляется физическими лицами при их налогообложении  налоговыми органами, при составлении  и подаче налоговых деклараций, а  так же при получении средств  из бюджета (зарплата, пенсия, стипендия, пособие, и т. д.).

По времени проведения бюджетный контроль подразделяют на:

предварительный, который  осуществляется на стадии составления, рассмотрения, и утверждения бюджетов разных уровней, смет расходов бюджетных  учреждений, расчетов для получения  дотаций, субвенций, субсидий и других средств из бюджета, разработки и  принятия законодательных актов  по бюджетным и налоговым вопросам. Он носит предупреждающий характер, способствует предотвращению неправильного, неэффективного, расходования бюджетных  ресурсов, выявлению резервов роста  доходов и соответствия проектируемых  показателей бюджета с данными  программ социально – экономического развития территорий и страны в целом;

текущий контроль – основной вид деятельности субъектов бюджетного контроля. Он проводится в ходе исполнения бюджета, смет расходов бюджетных учреждений в течение бюджетного года с целью  выявления нарушений бюджетно-налоговой  дисциплины, соблюдение финансовых норм и нормативов. Данный контроль опирается  на первичные документы оперативного, бюджетного, бухгалтерского учета и  отчетности. При этом осуществляется не только контрольная работа. Она  невозможна без текущего анализа, посредствам  которого выявляется уровень собираемости налоговых и неналоговых доходов  бюджета, размер бюджетного дефицита и  источники его покрытия, исследуются  вопросы регулирования и стимулирования социально – экономического развития путем использования бюджетно-налогового механизма;

последующий контроль проводится по окончании финансового года или  отчетного периода, при котором  проверяется количественное и качественное (по каждому виду доходов и расходов) выполнение намеченных показателей  по сбору налогов и других платежей, по расходованию государственных денежных средств, исполнение смет бюджетных  учреждений. При этом выявляются: причины отклонения данных от плановых, полнота и своевременность поступления предусмотренных бюджетом средств, правильность, законность и целесообразность произведенных расходов, использование резервов повышенной доходной базы и др. Последующий контроль тесно связан с предварительным контролем, который базируется на результатах контрольно – аналитической работы, проводимой после завершения бюджетного периода.

Все виды бюджетного контроля основаны на определенных формах и  методах их проведения.

Основными методами бюджетного контроля являются:

1. Документальная проверка. Проводится непосредственно на  предприятии, в организации и  учреждении в присутствии должностных  лиц.

Источниками информации служат первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская, статистическая и оперативно – техническая отчетность, схемы расходов и расчеты к  ним и друга документация. Изъятие  документов для проверки вне предприятия  запрещена законом. В тоже время контрольным органам предоставлено право изымать у юридических лиц документы, свидетельствующие о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов налогообложения, если имеются достаточные основания полагать, что они могут быть уничтожены, заменены и т. д.

2. Камеральная проверка. Проводится  по месту нахождения контрольного  органа на основе перечисленных  выше документов. Основными задачами такой проверки являются: получение, проверка и обеспечение сохранности отчетов, смет расходов бюджетных учреждений, а также расчетов по налогам налогоплательщиков; прием налогоплательщиков и распределителей бюджетных средств по вопросам, связанным с правильностью исчисления и уплаты в бюджет и во внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей, оставление индивидуальных и общих смет расходов бюджетных учреждений;

осуществление контроля за правильностью начисления финансовых санкций к нарушителям бюджетно-налоговой дисциплины.

3. Обследование. Заключается  в личном ознакомлении контролирующего  лица на месте с отдельными  сторонами финансово – хозяйственной  деятельности предприятий, учреждений  и организаций. При этом не  обязательно проверять первичные  бухгалтерские документы, могут  проводится контрольные замеры работ, расходов топлива, электроэнергии, проверка скрытых объектов финансирования и налогообложения путем опроса, анкетирования, инспекции на месте, наблюдения и т. д.

4. Анализ исполнения доходной  и расходной частей бюджета  всех уровней. Его роль в  управлении государственными финансами  и финансами субъектов хозяйствования, а также в регулировании социально  – экономических процессов в обществе значительно возрастает. Научно обоснованный комплексный анализ служит основой для выработки долгосрочной бюджетной политики в Российской Федерации, позволяет использовать бюджет как активный инструмент государственного регулирования производственных процессов.

 

 

2.3. Ревизия – ведущая форма бюджетного контроля. Понятие и формы ревизии

 

Ревизия – наиболее распространенная и ведущая форма бюджетного контроля, представляет собой комплекс взаимосвязанных  проверок финансово- хозяйственной  деятельности предприятий, учреждений, организаций, а также работы финансовых органов по составлению и исполнению бюджета, осуществляемых с помощью  приемов документального и фактического контроля, направленных на установление обоснованности, целесообразности и  экономической эффективности совершения хозяйственных операций и выделения  бюджетных средств, соблюдения финансовой дисциплины, сохранения государственной  собственности, достоверности ведения учета и отчетности в целях выявления недостатков и нарушений в деятельности ревизуемого объекта.

Основными задачами ревизии  являются:

1) соблюдение финансовой  дисциплины;

2) экономическое и целевое  использование бюджетных средств;

3) выявление резервов роста  доходной базы бюджета и собираемости  налогов;

4) сохранность материальных  и финансовых ресурсов, их эффективное  использование;

5) своевременное и правильное  прохождение всех этапов бюджетного  процесса и сметного финансирования;

6) правильность ведения  бухгалтерского учета, составление  отчетности;

7) пресечение фактов бесхозяйственности, расточительности и других видов  нарушений.

Объектами ревизии выступают:

государственные и территориальные  органы власти и управления, их структурные  подразделения;

производственно-коммерческие и акционерные предприятия и  организации с государственным  участием;

предприятия, учреждения и  организации всех форм собственности, финансируемые за счет бюджетных  средств или получающие государственную  помощь в виде дотаций, субсидий, субвенций, трансфертов, ссуды;

общественные неправительственные  организации и учреждения;

внебюджетные социальные фонды;

предпринимательские структуры  и физические лица в части получения  адресной финансовой помощи от государства, уплаты налогов и осуществления  деятельности, регулируемой государством.

Важное теоретическое  и практическое значение имеет правильная классификация ревизии по определенным однородным признакам. Она позволяет  качественно и эффективно организовать и провести ревизию, унифицировать  терминологию, провести сравнительный  анализ результатов ревизионной  работа и оценить наиболее приемлемые ее виды с точки зрения максимальной отдачи.

В специальной литературе проводится несколько признаков, по которым классифицируются ревизии. Можно выделить следующие из них:

ведомственная принадлежность ревизуемых органов;

Информация о работе Бюджетный контроль