Бюджетный контроль в РФ

Автор: a**************@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 22:53, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена тем, что в современных условиях развития нашего общества и процессов, происходящих в экономике и в государстве, постоянно происходит реформирование действующей системы государственного, внутриведомственного и внутрихозяйственного контроля за производственной, финансово-экономической и хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, различных организационно-правовых форм. Одновременно с этим повышаются требования непосредственно и к самому контролю, который охватывает все сферы правоотношений и затрагивает интересы десятки тысяч различных организаций и миллионов людей.

На сегодняшний день актуальным является усиление функций и процедур контроля за законным и эффективным использованием выделяемых государством бюджетных денежных средств и материальных ресурсов на развитие культуры, спорта, здравоохранения, образования, а также на другие нужды и цели, необходимые для дальнейшего успешного развития подрастающего поколения в нашей страны.

Содержание

Введение 3
1. Понятие, цели, задачи и виды бюджетного контроля 4
2. Органы бюджетного контроля 8
3. Формы и методы бюджетного контроля 12
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Работа содержит 1 файл

Бюджетный контроль в РФ.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Государственные образовательные  учреждения высшего  профессионального  образования 

Новгородский  государственный  университет 

имени Ярослава Мудрого

Гуманитарный  институт

 
 

Юридический факультет

 

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КонтрольнАЯ работа

 

По предмету: Бюджетное право

На тему: «Бюджетный контроль в РФ»

 
 
 
 

                                                                                                                                   Выполнила:

Студентка 1 курса группы 0284зу

                                                                                      Смирнова Вера  Николаевна 

  «____» ______________ 2011 г.

 
 
 

Проверил:

__________________________

__________________________

«____» _____________ 2011 г.

 
 
 

Великий Новгород

2011

Содержание

 

Введение

 

    Актуальность  темы обусловлена тем, что в современных условиях развития нашего общества и процессов, происходящих в экономике и в государстве, постоянно происходит реформирование действующей системы государственного, внутриведомственного и внутрихозяйственного контроля за производственной, финансово-экономической и хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, различных организационно-правовых форм. Одновременно с этим повышаются требования непосредственно и к самому контролю, который охватывает все сферы правоотношений и затрагивает интересы десятки тысяч различных организаций и миллионов людей.

    На  сегодняшний день актуальным является усиление функций и процедур контроля за законным и эффективным использованием выделяемых государством бюджетных  денежных средств и материальных ресурсов на развитие культуры, спорта, здравоохранения, образования, а также на другие нужды и цели, необходимые для дальнейшего успешного развития подрастающего поколения в нашей страны.

    В настоящее время в правовом поле действует более 280 различных федеральных  законов, указов, постановлений и  приказов, в которых регулируются контрольные и надзорные функции органов, осуществляющих контрольно-ревизионные мероприятия в бюджетных учреждениях, специализирующихся на спортивной подготовке детей.

    В условиях рыночной экономики функция  контроля в государственном управлении становится одной из приоритетных. Государство и его контрольные органы при организации и осуществлении контроля за всеми видами деятельности хозяйственных субъектов, независимо от их форм собственности, осуществляют одну из важнейших функций управления.

 

1. Понятие, цели, задачи и виды бюджетного контроля

 

    Бюджетный контроль - вид государственного финансового  контроля, осуществляемый в сфере  бюджетной деятельности, направленный на установление законности, достоверности, экономической эффективности деятельности участников бюджетного регулирования и бюджетного процесса.

    Бюджетный контроль - составная часть финансово-экономического контроля и рассматривается как  совокупность мероприятий, проводимых государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании денежных фондов Российской Федерации, ее субъектов и местных органов самоуправления, выявлении резервов увеличения поступлений доходов в бюджет, улучшении бюджетной дисциплины1. Бюджетный контроль основан на предписании закона, поскольку именно право регулирует контрольные отношения в сфере бюджетной деятельности.

    В Бюджетном кодексе РФ контролю в  сфере бюджетных отношений посвящен раздел о государственном и муниципальном финансовом контроле. Действующее бюджетное законодательство не содержит понятия бюджетного контроля. Для определения сущности и содержания бюджетного контроля необходимо исходить из того, что контрольная деятельность в сфере бюджетных отношений является частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований, а именно государственного финансового контроля, т.е. бюджетный контроль представляет собой способ обеспечения законности в процессе бюджетной деятельности.

    Особенность бюджетного контроля (в отличие от налогового, валютного и таможенного контроля) заключается в том, что у него свой, специфический объект, особое содержание, субъекты, цели и задачи.

    По  содержанию бюджетный контроль включает контроль над исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

    Главная цель бюджетного контроля может быть определена как обеспечение законности бюджетной деятельности, т.е. контроль над соблюдением бюджетного законодательства всеми участниками бюджетных  отношений. Указанная цель достигается  решением следующих задач:

    а) соблюдение финансового законодательства;

    б) обеспечение эффективного контроля над формированием государственных  доходов и рациональным их использованием;

    в) соблюдение бюджетного процесса;

    г) контроль над реализацией системы  межбюджетных отношений;

    д) пресечение и предупреждение правонарушений в бюджетной сфере;

    е) проверка и координация деятельности контрольных органов.

    Объектом  бюджетного контроля являются денежные отношения, складывающиеся на всех стадиях  бюджетного процесса.

    Субъекты  бюджетного контроля - законодательные (представительные) органы, органы исполнительной власти, органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований. Выделяют контролирующих (кто контролирует) и контролируемых (кого контролируют) субъектов. Так, контролируемыми субъектами выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, предприятия, учреждения, получавшие, перечислявшие или использовавшие бюджетные средства2.

    Установление  признаков контролируемых субъектов  финансово-бюджетного контроля дает возможность правильно определять организации, которые могут подвергаться финансово-бюджетному контролю, а также круг проверяемых вопросов. Контролируемым субъектом финансово-бюджетного контроля является участник бюджетного процесса, осуществляющий деятельность, относящуюся к предмету финансово-бюджетного контроля, и имеющий юридические обязанности подчиняться правомерному властному воздействию контролирующих субъектов.

    В соответствии с действующим законодательством  классификация бюджетного контроля проводится по различным основаниям.

    По  субъектам бюджетного контроля выделяется:

    а) государственный бюджетный контроль, проводимый органами государственной  власти в интересах общества и  государства в процессе формирования доходов бюджета, установления расходных обязательств, планирования и осуществления расходов бюджета, обеспечения поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, погашения государственного и муниципального долга. Основным критерием данного контроля является бюджет как неотъемлемый признак государства, вместе с налогами обеспечивающий реализацию его суверенитета путем создания финансовой основы деятельности государства3. Пользуясь бюджетом как основным орудием перераспределения национального дохода, государство направляет средства в первую очередь в те отрасли народного хозяйства и экономические районы, которые требуют первоочередного развития, т.е. посредством бюджета государство перераспределяет национальный доход.

    В рамках государственного финансового  контроля действующее бюджетное законодательство выделяет внутренний государственный финансовый и внешний государственный финансовый контроль. Данные виды финансового контроля позволяют функционировать основополагающему принципу разделения властей, определенному Конституцией Российской Федерации при осуществлении особого метода государственного финансового контроля, - аудита бюджета.

    К внутреннему государственному финансовому  контролю следует отнести финансовый контроль, проводимый исполнительной властью. Внутренний финансовый контроль, осуществляемый в отношении собственной деятельности участников бюджетного процесса, неразрывно связан с задачами, поставленными перед каждым участником бюджетного процесса, и позволяет проверить, насколько эффективно участники бюджетного процесса справляются с их выполнением.

    Внешний государственный финансовый контроль - это финансовый контроль, независимый  от органов исполнительной власти, осуществляемый «извне» по отношению к исполнительной власти органами, формируемыми представительной (законодательной) ветвью власти;

    б) негосударственный бюджетный контроль, проводимый организациями и физическими  лицами, заинтересованными в своевременном  и полном получении бюджетных  средств. К таковым можно отнести  бюджетные учреждения, осуществляющие свою деятельность за счет средств бюджета на основе бюджетной сметы4.

    По  времени проведения Бюджетный кодекс РФ (ст. 265) выделяет следующие виды бюджетного контроля:

    а) предварительный контроль, осуществляемый в ходе обсуждения и утверждения  проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам. Предварительный контроль носит предупреждающий характер и способствует предотвращению бюджетных правонарушений;

    б) текущий контроль, осуществляемый при  рассмотрении вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами. Данный вид контроля называют также оперативным, поскольку он позволяет оперативно реагировать на изменения в бюджетной деятельности и избежать негативных последствий, ведущих к финансовым потерям и убыткам. Текущий (оперативный) контроль ежедневно проводится финансовыми службами для предотвращения нарушений финансовой дисциплины в процессе привлечения или расходования денежных средств, выполнения организациями обязательств перед бюджетом;

    в) последующий контроль, осуществляемый в ходе рассмотрения и утверждения  отчетов об исполнении бюджетов. Данный вид контроля позволяет оценить результаты финансовой деятельности, эффективность проводимых финансовых операций за истекший период.

    Все виды бюджетного контроля основаны на определенных формах и методах их проведения.

2. Органы бюджетного контроля

 

    Государственный финансовый контроль возлагается на ряд специальных органов и специализированные подразделения органов исполнительной власти, которые осуществляют контрольно-ревизионные мероприятия в соответствии с действующим законодательством - Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ5, Налоговым кодексом РФ6, Федеральными законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ и «О счетной палате РФ» от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ7, Указом Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» от 25 июля 1996 г. № 1095, постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 «Положение о Министерстве финансов Российской Федерации», постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278 «Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора»8 и т.д.

    На  федеральном уровне сюда относятся  Счетная палата РФ, Центральный Банк РФ, Главное контрольное управление Президента РФ, Министерство финансов РФ и его структурные подразделения, подразделения ведомственного финансового  контроля федеральных органов исполнительной власти и т.д.

Информация о работе Бюджетный контроль в РФ