Бюджетный контроль в РФ

Автор: a**************@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 22:53, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена тем, что в современных условиях развития нашего общества и процессов, происходящих в экономике и в государстве, постоянно происходит реформирование действующей системы государственного, внутриведомственного и внутрихозяйственного контроля за производственной, финансово-экономической и хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, различных организационно-правовых форм. Одновременно с этим повышаются требования непосредственно и к самому контролю, который охватывает все сферы правоотношений и затрагивает интересы десятки тысяч различных организаций и миллионов людей.

На сегодняшний день актуальным является усиление функций и процедур контроля за законным и эффективным использованием выделяемых государством бюджетных денежных средств и материальных ресурсов на развитие культуры, спорта, здравоохранения, образования, а также на другие нужды и цели, необходимые для дальнейшего успешного развития подрастающего поколения в нашей страны.

Содержание

Введение 3
1. Понятие, цели, задачи и виды бюджетного контроля 4
2. Органы бюджетного контроля 8
3. Формы и методы бюджетного контроля 12
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Работа содержит 1 файл

Бюджетный контроль в РФ.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

    На  уровне субъектов РФ существует аналогичная  структура органов государственного финансового контроля.

    В соответствии со статьей 2 Положения о Министерстве финансов РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329, и Регламентом Министерства финансов РФ, утвержденным приказом Минфина РФ от 23 марта 2005 г. № 45н, Минфин России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федерального казначейства9, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств10.

    Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы (в  том числе их аппараты) и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды.

    Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые  компании и другие финансово-кредитные  учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения независимо от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

    Большую роль в системе бюджетного контроля играет Министерство финансов России (Минфин России) - федеральный орган  исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы.

    Федеральная служба финансово-бюджетного надзора - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля11.

    Федеральная служба финансово-бюджетного надзора  осуществляет финансовый контроль над  использованием средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов.

    Федеральная служба финансово-бюджетного надзора  контролирует исполнение органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными органами исполнительной власти (местными администрациями муниципальных образований), законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

    Федеральное казначейство является федеральным  органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю над ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета12.

    Таким образом, контрольные органы в бюджетной  сфере разделены по вертикали на три уровня - федеральный, региональный, муниципальный в зависимости от бюджета и уровня власти, и по горизонтали - на создаваемые представительными и исполнительными органами.

    В соответствии со ст. 269 БК РФ13 главные распорядители бюджетных средств ведут финансовый контроль над подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств14.

    Главные распорядители бюджетных средств контролируют использование субсидий, субвенций их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из бюджета. Кроме того, главные распорядители бюджетных средств вправе проводить проверки подведомственных распорядителей (получателей) бюджетных средств и государственных (муниципальных) унитарных предприятий.

    Главные распорядители бюджетных средств  должны проводить финансовый контроль над подведомственными распорядителями  и получателями бюджетных средств для обеспечения правомерного, целевого и эффективного использования бюджетных средств. При этом главные распорядители имеют право проводить проверки подведомственных учреждений, в том числе, в части полноты и достоверности представляемой бюджетной отчетности.

    Главные администраторы доходов бюджета  осуществляют финансовый контроль над  тем, как подведомственные администраторы доходов бюджета выполняют функции  администрирования доходов.

    В соответствии с «Положением о порядке администрирования Центральным банком Российской Федерации поступлений в бюджетную систему Российской Федерации отдельных видов доходов» (утв. ЦБ РФ 27 августа 2008 г. № 320-П)15 Центральный банк Российской Федерации является главным администратором доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

3. Формы и методы  бюджетного контроля

 

    В настоящее время существует следующая  классификация видов внутреннего  контроля по времени его проведения:

    - предварительный контроль, который  осуществляется до начала финансовой или хозяйственной операции, на стадии принятия управленческого решения;

    - текущий контроль, который осуществляется в процессе совершения финансовой или хозяйственной операции;

    - последующий контроль, который осуществляется после совершения финансовой или хозяйственной операции.

    В соответствии с требованиями руководящих  документов функции предварительного и текущего контроля возложены на бухгалтерские службы различных  экономических субъектов, в частности  на главных (старших) бухгалтеров предприятий  и учреждений, за которыми сохранена вторая подпись.

    Последующий контроль может носить разнообразные  формы, в том числе ревизии, проверки, инвентаризации, аудит и т.д. При  осуществлении последующего контроля важно применять не только методические приемы документального контроля, но и методические приемы фактического контроля16.

    Внутренний  аудит занимает особое место среди  субъектов последующего контроля, так  как в отличие от обычных контрольных  действий, аудиторы призваны контролировать не тот или иной особо обозначенный аспект деятельности учреждения, а результаты всей финансово-экономической и хозяйственной деятельности учреждения в целом. Для этого аудиторы должны уметь справляться с огромным количеством учетно-аналитической и юридической документации, а также осуществлять большое число контрольных процедур и проверок совершенных финансовых и хозяйственных операций. Из анализа практики функционирования внешнего аудита видно, что объектами внутреннего аудита обычно бывают конкретные структурные подразделения, службы учреждения и отдельные участки деятельности учреждения17.

    Методические  приемы документального и фактического контроля, используемые при проведении внутреннего контроля, представляют собой совокупность различных организационных, экономических, финансовых, фактических и технических способов и процедур. При грамотном сочетании различных способов и процедур контроля, используемых должностными лицами, осуществляющими функции внутреннего контроля в учреждении по проверке производственной, финансово-экономической и хозяйственной деятельности учреждения, можно достигнуть максимальную эффективность и реальные результаты от проведения контрольных мероприятий.

    Документальный  контроль является одной из основных контрольно-ревизионных процедур, которая используется при осуществлении последующего внутреннего контроля финансово-экономической и хозяйственной деятельности учреждения, так как все произведенные учреждением финансово-хозяйственные операции и факты хозяйственной жизни должны быть документированы в строгом соответствии с требованиями руководящих документов. Осуществляя контрольные процедуры или проверяя хозяйственные операции по существу, проверяющие должностные лица работают с первичными документами (учетными регистрами, формами официальной отчетности и т.д.).

    Все методические приемы документального  контроля основаны на тех обстоятельствах, что хищения денежных средств  и товарно-материальных ценностей, как правило, завуалированы в первичных документах, так как обычно в этих документах оставляются определенные следы (признаки) этих злоупотреблений, поэтому проверяющему должностному лицу необходимо обращать особое внимание на различные дефекты, и косвенные признаки, указывающие на возможность фальсификации текста или цифровой информации, оттиска печати, на подделку подписей и т.д.

    К другим методическим приемам проверки движения материальных ценностей можно  отнести следующие18:

    - подтверждение;

    - прослеживание;

    - подготовка альтернативного баланса.

    Осмотр  представляет собой непосредственное изучение компетентным человеком (не только ревизором или аудитором, но и другим работником хозяйственной системы, например, материально ответственным лицом) определенных объектов учета, выполняющих в хозяйственной системе те или иные конкретные функции (например, денежные средства, в том числе иностранная валюта, ценные бумаги, товарно-материальные ценности и др.).

    Контрольная покупка - это специальный, по особой программе организованный методический прием фактического контроля, потенциально позволяющий определить правильность и законность отпуска товаров покупателям и расчетов с ними в условиях непосредственного совершения указанных хозяйственных операций.

    При контрольном запуске сырья и  материалов в производство, как и  при выпуске контрольной партии продукции, фактический контроль ориентирован на организацию и осуществление внешне обычного производственного процесса (в тех же самых условиях, на том же самом оборудовании, с теми же самыми рабочими и другим персоналом, самым обычным и часто используемым типом сырья и т.д.), но под наблюдением проверяющих.

    В качестве самостоятельного методического  приема фактического контроля можно  рассматривать и лабораторный анализ качества сырья и материалов, товаров  и готовой продукции, других товарно-материальных ценностей. Целью такой проверки является уточнение их существенных характеристик и получение на этой основе качественно новой информации19.

    Контрольный обмер является одним из приемов  фактического контроля, при помощи которого определяется фактически выполненный  объем строительных или строительно-монтажных работ, произведенных хозяйственным или подрядным способом и правильность их оплаты. Наиболее эффективно проводить контрольные обмеры выборочно по тем объектам, где имеются резкие отклонения фактических затрат от сметной стоимости.

    На  строительство, реконструкцию или расширение объекта должен быть составлен отдельный проект и смета. Перед специалистами, привлекаемыми к проведению контрольного обмера, целесообразно поставить следующие вопросы:

    - выполнены ли работы в соответствии с имеющейся строительной документацией;

    - какие имеются отклонения и чем они вызваны;

    - была ли необходимость в отступлении от имеющейся документации при производстве работ и чем она вызвана;

    - имели ли место дополнительные работы, непредусмотренные строительной документацией;

    - соответствует ли фактический объем выполненных работ указанному в отчетности, а если нет, то какие имеются отклонения;

    - соответствует ли фактически выполненный объем работ указанному в актах приемки работ заказчиком;

Информация о работе Бюджетный контроль в РФ