Система и органы финансового контроля в бюджетной системе РФ

Автор: Лера Рахимова, 14 Ноября 2010 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Описание, цели, задачи финансового контроля в РФ

Содержание

Финансовый контроль, его цели и задачи
Формы и методы финансового контроля
Органы государственного финансового контроля
Счетная палата как орган финансового контроля
Подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета

Работа содержит 1 файл

Система и органы финансового контроля в бюджетной системе РФ.doc

— 240.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО  ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский  государственный университет водных коммуникаций»

 
 
 
 
 
 
 

Кафедра международного бизнеса, менеджмента и  туризма

 
 
 
 
 

Курсовая  работа

 

    по  дисциплине «Государственные и муниципальные финансы»

 

    на  тему: «Система и органы финансового контроля в бюджетной системе РФ».

 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                       Выполнил: Студент ГМУ-41

                                                                              Рахимова  В.А.

                                                                   Проверил: Савченко Г.А.                                                   

 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2010 г.

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………...…...3

 

Финансовый контроль, его цели и задачи…………………………………...5

Формы и методы финансового контроля……………………….…………....7

Органы государственного финансового контроля……………………..….11

Счетная палата как орган финансового контроля……………………...…16

Подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета………………………………………………………………………….24

 

Заключение…………………………………………………………….…….….28

Список  используемой литературы………...……………….………………..30

 

    Введение

 

    В формировании и развитии экономической структуры современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

    Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, не могли не затронуть сферу государственных  финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

    Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени  зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

    Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором на сегодняшний  день оказалась Россия, потребовал радикального обновления финансовой системы  общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие 17 июля 1997 года нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации. В связи с этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Финансовый контроль, его цели и задачи

 

    Важным  элементом бюджетного процесса является контроль, который обеспечивает эффективность функционирования государственной финансовой системы. Под финансовым контролем понимается система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти. Такие мероприятия проводятся на различных этапах бюджетного процесса государственными органами финансового контроля, состав и полномочия которых закрепляются в бюджетном законодательстве страны.

    Значение  финансового контроля в России существенно  возросло в период перехода к рыночной экономике. В рыночной системе велика роль налогов, которые являются не только основным источником поступлений в доходную часть бюджета, но и регулятором хозяйственной деятельности. Развитие налоговой системы невозможно без создания эффективной системы контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет государства. В демократических странах велика значимость общественного контроля за расходованием государственных средств. Усложняется система бюджетного федерализма, которая также требует создания новых механизмов контроля за распределением и использованием бюджетных ресурсов.

    Основное  назначение финансового контроля состоит  в том, чтобы обеспечить эффективность  процесса формирования и расходования денежных средств, находящихся в руках государства. Контроль является неотъемлемым элементом процесса государственного управления. Он способствует успешной реализации задач, стоящих перед бюджетной системой страны. Финансовый контроль призван обеспечивать:

  • правильность составления бюджетов различных уровней и их исполнения;
  • соблюдение действующего бюджетного и налогового законодательства, правильность ведения бухгалтерского учета, составления отчетности;
  • эффективное и целевое использования средств государственного бюджета и внебюджетных фондов; правильность операций с бюджетными средствами на счетах в банках и других кредитных учреждениях;
  • выявление резервов роста бюджетных доходов и экономии средств;
  • успешную реализацию межбюджетных отношений; эффективное и обоснованное распределение фондов финансовой поддержки регионов;
  • пресечение правонарушений в бюджетной сфере, выявление финансовых злоупотреблений и применение наказания к виновным лицам; компенсацию последствий незаконных действий;
  • улучшение финансовой дисциплины, проведение профилактической и разъяснительной работы.

    Объектом  финансового контроля является бюджетная система и бюджетный процесс. Однако, помимо этого, он распространяется и на негосударственный сектор экономики. Частные предприятия являются плательщиками налогов и сборов, исполнителями государственных заказов, получателями бюджетных средств и налоговых льгот. И в этом отношении они также подлежат контролю со стороны государства. Контроль является элементом государственного принуждения, поскольку законом предусмотрены различные формы ответственности за неисполнение бюджетно-налогового законодательства.

 
 
 
 
 

    Формы и методы финансового контроля

 

    Успешная  реализация контрольных мероприятий  зависит от того, насколько они  соответствуют сложившейся экономической  ситуации, задачам бюджетной политики, структуре объекта контроля. Существуют различные формы финансового  контроля, которые можно классифицировать по разным признакам: в зависимости от времени проведения, субъекта (кто осуществляет контроль) и т.п.

    Финансовый  контроль осуществляется на всех этапах бюджетного процесса. В зависимости от периода проведения он классифицируется следующим образом:

  • предварительный контроль проводится на этапе составления проекта бюджета, его рассмотрения и утверждения представительным органом власти. Он также осуществляется при составлении смет бюджетополучателей, разработке финансовых законопроектов и др. Специфика предварительного контроля заключается в том, что он носит предупреждающий характер и нацелен на корректировку проекта бюджета до момента его принятия;
  • текущий (оперативный) контроль. Он осуществляется в процессе исполнения бюджета и направлен на обеспечение финансовой дисциплины, соблюдение установленных норм налогообложения и бюджетных ассигнований, выявление и пресечение нарушений в бюджетной сфере. Текущий контроль является наиболее распространенной формой финансового контроля. Его основой является анализ оперативной отчетности об исполнении бюджета и бухгалтерских документов;
  • последующий контроль – это ревизия уже исполненного бюджета, которая проводится по окончании финансового года. Проверке подлежит исполнение плановых показателей по каждой статье доходов и расходов, определенной законом о бюджете, а также исполнение смет бюджетных учреждений. Анализируются эффективность и целесообразность произведенных расходов, полнота и своевременность зачисления доходов по отдельным источникам, причины отклонения фактических показателей от бюджетного плана. Результаты такого анализа служат основой для составления проекта бюджета на очередной год, поэтому последующий и предварительный контроль тесно взаимосвязаны.

    Субъекты  контроля могут быть различными. В  их число входят: органы государственной  власти и управления (президент, правительство, парламентом, налоговые, финансовые и  специализированные контрольные органы); контрольно-ревизионными управлениями министерств и ведомств; финансово-экономические службы предприятий и организаций; аудиторские фирмы; неправительственные организации; а также граждане страны как налогоплательщики. Соответственно можно выделить различные виды финансового контроля – государственный, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый и др. Становление гражданского общества связано с усилением общественного контроля за формированием и использованием государственных средств.

    Финансовый  контроль эффективен тогда, когда он является комплексным. Различные участники бюджетного процесса выполняют различные функции, они обладают разным объемом информации и аналитическими возможностями. Поэтому успешная реализация бюджетной политики возможна лишь тогда, когда в ней сочетаются все названные формы контроля.

    Для осуществления контроля могут использоваться различные методы, к числу которых относятся:

    а) проверки, которые подразделяются на документальные и камеральные. Документальные проверки проводятся непосредственно на предприятии или в организации. При этом изучаются сметы расходов, бухгалтерская и статистическая отчетность, расчеты с бюджетом по налогам и другим обязательным платежам, иные финансовые документы. Контрольные органы имеют право изымать документы, свидетельствующие о сокрытии объектов налогообложения и незаконном использовании бюджетных средств в том случае, если их сохранность не гарантируется (то есть если они могут быть подменены или уничтожены). Особенностью камеральных проверок является то, что они не связаны с посещением проверяемых организаций. Такие проверки проводятся по месту нахождения контрольного органа на основе документов, предоставленных предприятиями и организациями, а также иных сведений, имеющихся в его распоряжении;

    б) обследование. Основано на личном ознакомление проверяющего с отдельными сторонами деятельности предприятий и организаций по месту их нахождения. При этом могут не только изучаться финансовые документы, но и проводиться наблюдение, опрос сотрудников, контрольные замеры, обследование помещений, используемых для осуществления хозяйственной деятельности, и др.;

Информация о работе Система и органы финансового контроля в бюджетной системе РФ