Финансовая устойчивость бюджетной системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 19:27, реферат

Описание работы

Бюджет является основным источником финансирования деятельности субъекта власти, и от того, каковы размеры этого денежного фонда и регулярность его пополнения, зависит степень реализации полномочий органов власти. Из этого следует, что возможность органов власти осуществлять свои функции зависит от текущего состояния бюджета и динамики его развития в будущем.

Содержание

Введение
1 Экономическое содержание и условия обеспечения устойчивости бюджета
1.1 Понятие устойчивости бюджета. Факторы, влияющие на устойчивость бюджета
1.2 Методики оценки финансовой устойчивости бюджета
1.3 Роль Федерального бюджета в экономике государства
2 Оценка финансовой устойчивости Федерального бюджета РФ
2.1 Основные задачи бюджетной политики на федеральном уровне
2.2 Анализ финансовой устойчивости Федерального бюджета
2.3 Проблемы обеспечения финансовой устойчивости бюджетов
3Совершенствование технологий формирования и исполнения бюджета
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 61.49 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 

Введение

1 Экономическое содержание и условия обеспечения устойчивости бюджета

1.1 Понятие устойчивости  бюджета. Факторы, влияющие на  устойчивость бюджета

1.2 Методики оценки финансовой устойчивости бюджета

1.3 Роль Федерального  бюджета в экономике государства

2 Оценка финансовой устойчивости Федерального бюджета РФ

2.1 Основные задачи  бюджетной политики на федеральном уровне

2.2 Анализ финансовой устойчивости Федерального бюджета

2.3 Проблемы обеспечения финансовой устойчивости бюджетов

3Совершенствование технологий формирования и исполнения бюджета

Заключение

Список использованной литературы

Приложения 

 

     

     ВВЕДЕНИЕ 

     Бюджет  является основным источником финансирования деятельности субъекта власти, и от того, каковы размеры этого денежного  фонда и регулярность его пополнения, зависит степень реализации полномочий органов власти. Из этого следует, что возможность органов власти осуществлять свои функции зависит  от текущего состояния бюджета и  динамики его развития в будущем.

     Состояние бюджета характеризуется многими  показателями: общим объемом доходов  и расходов бюджета, размерами его  дефицита, долей собственных доходов  и их динамикой, размерами дебиторской  и кредиторской задолженности субъекта власти. Однако на состояние бюджета  в динамике во многом влияет способность  органа власти обеспечивать в будущем  платежеспособность субъекта в условиях изменений внешней среды, а также  способность преодолевать внутригодовые  кассовые разрывы, что оценить с  помощью рассмотренных выше показателей  невозможно. Все это обусловило появление  понятия устойчивости бюджета.

     Проводимые  в Российской Федерации радикальные  преобразования, ориентированные на рыночные отношения, потребовали разработки новой бюджетно-налоговой и финансовой политики, выступающей важнейшей  составной частью в системе мер  государственного воздействия на экономические  процессы. Построение федеративного  государства с предоставлением  максимальной самостоятельности региональным органам власти и муниципальным  образованиям в решении социально-экономических  задач на подведомственной им территории требует создания адекватного механизма  межбюджетных отношений, отвечающего  и общегосударственным интересам, и интересам субъектов РФ, и  органов местного самоуправления.

     В настоящее время, несмотря на смену  концепций, программ, совершенствование  бюджетного законодательства, модель взаимодействия уровней власти все еще не отвечает основополагающим принципам бюджетного федерализма. Очевидными проявлениями несовершенства межбюджетных отношений являются чрезмерная дифференциация регионов по уровню социально-экономического развития и неоправданная бюджетная асимметрия. Реалией современной действительности является наличие высокодотационных регионов с низкой динамикой социально-экономических показателей и невысоким уровнем жизни населения.

     Недостаточная реализация таких принципов бюджетной  системы, как самостоятельность  бюджетов, разграничение доходов  и расходов, ведет к потенциальной  несбалансированности бюджетной системы, усилению тренда вертикального финансового  дисбаланса - росту профицита федерального бюджета при увеличении дефицита бюджетов субъектов РФ.

     Ключевой  проблемой на региональном и местном  уровне остается недостаточное финансовое обеспечение. Уровень доходов региональных бюджетов находится в прямой зависимости  от положений федерального законодательства. В таких условиях особую актуальность приобретают вопросы оценки финансовой устойчивости бюджетов субъектов РФ.

     Целью курсовой работы явилась изучение экономического содержания устойчивости бюджета на федеральном (региональном, муниципальном) уровне. Для достижения этой цели проводится анализ устойчивости бюджета на федеральном  уровне за 2009 год и прогноз на 2010-2012 г.г.

     Данная  цель предполагает постановку и решение  следующих задач:

  1. На основе обобщения сложившихся представлений об устойчивости бюджета раскрыть содержание данного понятия;
  2. Определить факторы, влияющие на устойчивость бюджета;
  3. Дать оценку текущей и долгосрочной устойчивости федерального бюджета, рассмотрев показатели состояния и экономики;
  4. Разработать предложения по повышению устойчивости бюджетов на федеральном (региональном, муниципальном) уровне.

      1 Экономическое содержание и условия обеспечения устойчивости бюджета

     1.1 Понятие устойчивости  бюджета. Факторы,  влияющие на устойчивость  бюджета 

     Устойчивость  бюджета - состояние бюджета, при котором обеспечивается нормальное функционирование субъекта публичной власти, реализация всех закрепленных за ним полномочий на основе полного и своевременного финансирования предусмотренных по бюджету расходов, включая погашение и обслуживание внутреннего и внешнего долга. Устойчивость бюджета позволяет судить о прочности финансовой основы деятельности субъекта власти. Понятие устойчивости бюджета аналогично понятию финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта: оба понятия основываются на общих принципах - полного покрытия текущих расходов, эффективности и экономности расходования средств, обязательности осуществления инвестиционных вложений, страхования непредвиденных расходов и рисков. Вместе с тем они различаются по своему характеру, содержанию одноименных принципов, факторам, влияющим на величину устойчивости, и т.д.

     Устойчивость  бюджета может быть определена по любому бюджету, начиная от федерального и кончая низовыми - сельскими и поселковыми. Особенно актуально в современных условиях выявление устойчивости по бюджетам 2-го и 3-го уровней бюджетной системы РФ. При этом чем более длителен период расчета устойчивого состояния, тем более адекватной является оценка того, насколько эффективно и рационально орган публичной власти осуществляет деятельность по реализации своих полномочий и обеспечению развития соответствующего государства или муниципального образования.

     Для определения количественных и качественных характеристик устойчивости бюджета  используют расчетно-аналитические  методы: метод коэффициентов и метод экспертных оценок. Количественные характеристики, выражаемые с помощью числовых показателей, показывают финансовое положение субъекта власти за определенный период при данном состоянии экономики. Чтобы выявить способность того или иного территориального образования приспосабливаться к изменениям во внешней экономической среде, добиваться мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в бюджет, а также получить информацию о характеристиках устойчивости бюджета, которые не выражаются в цифровом представлении, применяют экспертную оценку на основе системы баллов (это позволяет проводить сравнение с другими регионами).

     Устойчивость  бюджета характеризуют: бюджетная самостоятельность; сбалансированность бюджета; платежеспособность субъекта публичной власти; денежный характер расчетов; экономическая эффективность расходования бюджетных средств; размер и структура внутреннего и внешнего долга; качество бюджетного менеджмента и др. Бюджетная самостоятельность характеризуется способностью субъекта власти самому мобилизовывать финансовые ресурсы в бюджет, не прибегая к финансовой помощи; показатель для ее оценки - соотношение собственных доходов бюджета (налоговых и неналоговых) и его расходов. При оценке влияния сбалансированности бюджета исходят из того, что устойчивость бюджета обеспечивается балансом между доходами и расходами, достигнутыми не только в пределах года, но и внутри него (по кварталам, месяцам, декадам, пятидневкам). Необходимость такого внутригодового анализа сбалансированности связана с тем, что даже минимальная величина внутригодовых кассовых разрывов может приводить к невыполнению или несвоевременному выполнению бюджетных обязательств. В ряде случаев, например, когда в расходах бюджета значит, место занимают платежи по обслуживанию внутреннего и внешнего долга, сбалансированность бюджета в рамках одного года не дает информации о возможностях территориях образования мобилизовывать дополнительные доходы в будущих бюджетных периодах, особенно в условиях меняющейся экономии, конъюнктуры. Для получения такой оценки устойчивость бюджета необходимо определять не только в границах одного бюджетного года, но и для будущих периодов.

     Платежеспособность  субъекта публичной власти - его  способность полно и своевременно отвечать по своим обязательствам. Для ее обеспечения органы власти (местного самоуправления) используют различные источники средств - и  текущие (реальные), и потенциальные.

     К реальным относятся: налоговые и  неналоговые доходы, поступающие  в бюджет; задолженность по начисленным, но неуплаченным налогам и сборам; предоставленные отсрочки по уплате налогов и сборов; просроченная задолженность  по налоговым и неналоговым платежам. Потенциальные доходы включают: заимствования  на рынке капиталов; продажу имущества, принадлежащего субъекту власти; рост поступлений налогов за счет увеличения рентабельности предприятий и повышения  деловой активности; повышение собираемости налогов и т.д.

     Устойчивость  бюджета имеет огромное значение в практике бюджетной работы: в  современных условиях необходимо правильно  оценивать финансово-экономическое (в т.ч. бюджетное) положение конкретных территориальных образований и  на этой основе строить обоснованную бюджетную политику. Анализ устойчивого  бюджета нужен инвесторам, чтобы  реально оценивать риск вложений капитала в те или другие территории образования.  

 

     

      2 Оценка финансовой  устойчивости Федерального  бюджета Российской  Федерации

     2.1 Основные задачи бюджетной политики на федеральном уровне  

     В настоящее время перед Российской Федерацией стоит задача обеспечения  долгосрочной бюджетной и макроэкономической устойчивости.

     Бюджетная политика на 2010-2012 годы направлена, с  одной стороны, на выход экономики  из кризиса и решение важнейших  социальных задач, а с другой - на восстановление макроэкономической и  бюджетной стабильности.

     Основными целями бюджетной политики в 2010-2012 годах  являются:

  1. Использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования экономики в период выхода из кризиса.
  2. Обеспечение средне- и долгосрочной макроэкономической и бюджетной устойчивости. В ближайшие годы потребуется адаптация бюджетных расходов к более низкому уровню доходов.
  3. Повышение эффективности расходов бюджета. В условиях вынужденного снижения объемов расходов бюджета необходимо обеспечить высокое качество государственных услуг и эффективное использование бюджетных средств.
  4. Повышение эффективности налоговой системы.
  5. Создание пенсионной системы, обеспечивающей достойный уровень жизни пенсионерам.
  6. Разработка и реализация совместно с Банком России мер по поддержанию стабильности банковской системы.
 

 

     

     2.2 Анализ финансовой устойчивости Федерального бюджета 

     Основные  характеристики федерального бюджета  на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 год сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010-2012 годы и реализуют  основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации о  бюджетной политике в 2010-2012 годах (таблица 1).

     В 2010-2012 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,1% к ВВП в 2009 году до 15,7% в 2010 и 2011 годах, с дальнейшим снижением в 2012 году до 15,5% к ВВП. В номинальном выражении в 2010-2012 годах планируется рост доходов в среднем на 7% в год.

     Учитывая  значительное снижение доходов федерального бюджета по сравнению с объемами доходов в 2008 году и необходимость  поддержания финансовой стабильности, планируется снижение объема расходов федерального бюджета с 25,9 % к ВВП  в 2009 году до 18,5% к ВВП в 2012 году. При  этом прогнозируемый объем расходов должен обеспечить исполнение принятых социальных и иных первоочередных расходных  обязательств Российской Федерации. 

     Таблица 1 Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов

Показатель Отчет Оценка Прогноз
2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год
Доходы, млрд. руб. 5 127,2 6 278,8 7 781,1 9 275,9 6 561,3 6 636,2 7 346,9 8 097,4
%% к  ВВП 23,7 23,3 23,5 22,2 17,0 15,7 15,7 15,5
Расходы, млрд. руб. 3 514,3 4 284,8 5 986,6 7 570,9 9 980,1 9 822,8 9 358,6 9 661,2
%% к  ВВП 16,3 15,9 18,1 18,2 25,9 23,2 20,0 18,5
в том  числе условно утверждаемые             234,0 483,1
%% к  общему объему расходов             2,5 5,0
Дефицит/профицит, млрд. руб. 1 612,9 1 994,1 1 794,6 1 705,1 -3 418,8 -3 186,6 -2 011,7 -1 563,8
%% к  ВВП 7,5 7,4 5,4 4,1 -8,9 -7,5 -4,3 -3,0

Информация о работе Финансовая устойчивость бюджетной системы РФ