Финансовая устойчивость бюджетной системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 19:27, реферат

Описание работы

Бюджет является основным источником финансирования деятельности субъекта власти, и от того, каковы размеры этого денежного фонда и регулярность его пополнения, зависит степень реализации полномочий органов власти. Из этого следует, что возможность органов власти осуществлять свои функции зависит от текущего состояния бюджета и динамики его развития в будущем.

Содержание

Введение
1 Экономическое содержание и условия обеспечения устойчивости бюджета
1.1 Понятие устойчивости бюджета. Факторы, влияющие на устойчивость бюджета
1.2 Методики оценки финансовой устойчивости бюджета
1.3 Роль Федерального бюджета в экономике государства
2 Оценка финансовой устойчивости Федерального бюджета РФ
2.1 Основные задачи бюджетной политики на федеральном уровне
2.2 Анализ финансовой устойчивости Федерального бюджета
2.3 Проблемы обеспечения финансовой устойчивости бюджетов
3Совершенствование технологий формирования и исполнения бюджета
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 61.49 Кб (Скачать)
 

     Таким образом, в 2010-2012 годах сохраняется  тенденция превышения расходов федерального бюджета над доходами, т.е. планируется  дефицит федерального бюджета с  последовательным его снижением  с 8,9 % к ВВП в 2009 году до 3,0% к ВВП в 2012 году.

     Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2010 году являются средств Резервного фонда и Фонда  национального благосостояния, в 2011-2012 годах – иные источники финансирования дефицита федерального бюджета (таблица 2). 

     Таблица 2 Источники покрытия дефицита федерального бюджета млрд. рублей

Наименование 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год
Источники покрытия дефицита федерального бюджета, всего 3 418,8 3 186,6 2 011,7 1 563,8
в %% к ВВП 8,9 7,5 4,3 3,0
в том  числе:        
за  счет средств Резервного фонда 3028,3 1 674,6 5,6 -
в %% к ВВП 7,9 4,0    
за  счет Фонда национального благосостояния - 681,7 737,0 712,1
в %% к ВВП - 1,6 1,6 1,4
иные  источники финансирования дефицита федерального бюджета 405,2 830,3 1 269,1 851,7
в %% к ВВП 1,05 2,0 2,7 1,6
 

     В связи с использованием большей  части накопленных в Резервном  фонде ресурсов на обеспечение сбалансированности федерального бюджета в 2009 году (более 80%) и нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2010-2012 годах в полном объеме на покрытие расходов, поступления средств в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния не планируются, в связи с чем средства Резервного фонда будут практически исчерпаны в 2010 году, а объем средств Фонда национального благосостояния снизится с 2,6 трлн. рублей на начало 2009 года до 0,9 трлн. рублей на конец 2012 года (таблица 3). 

     Таблица 3 Прогноз объемов Резервного фонда и Фонда национального благосостояния млрд. рублей

Наименование 2009 год Прогноз
Прогноз 2010 год 2011 год 2012 год
Объем Резервного фонда на начало года 4 027,6 1 550,0 0,0 0,0
%% к  ВВП  10,5 3,7 0,0 0,6
Доходы  от управления средствами Резервного фонда  205,1 * *  
Курсовая  разница  388,2 124,6 5,6 0,0
Использование средств Резервного фонда на покрытие дефицита федерального бюджета  - 3 028,3 - 1 674,6 - 5,6 0,0
Объем Резервного фонда на конец года 1 592,6 0,0 0,0 0,0
%% к  ВВП  4,1 0,0 0,0 0,0
 Средства  Резервного фонда, размещенные  в финансовых активах  42,6 42,6 42,6 42,6
Объем Резервного фонда на конец года без  учета размещения в финансовых активах  1 550,0 0,0 0,0 0,0
Объем Фонда национального благосостояния на начало года 2 584,5 2 804,4 2 314,3
Объем Фонда национального благосостояния на начало года 2 584,5 2 804,4 2 314,3
Доходы  от управления средствами Фонда национального  благосостояния 79,2 ** ** **
Курсовая  разница  140,7 191,6 48,6 26,2
Использование средств Фонда национального  благосостояния   - 681,7 - 737,0 - 712,1
Объем Фонда национального благосостояния на конец  года 2 804,4 2 314,3 1 625,9
%% к  ВВП  7,3 5,5 3,5 1,8
Средства  Фонда национального благосостояния, размещенные в финансовых активах  655,0 655,0 655,0 655,0
Объем Фонда национального благосостояния на конец года без учета размещения в финансовых активах  2 149,4 1 659,3 970,9 285,0

     *- доходы от управления Резервным  фондом в 2010 году в объеме 36,0 млрд. рублей, в 2011 году в объеме 25,8 млрд. рублей учтены в доходах  федерального бюджета

     ** - доходы от управления Фондом  национального благосостоянии в 2010 году в объеме 41,6 млрд. рублей, в 2011 году в объеме 60,5 млрд. рублей, в 2012 году в объеме 35,9 млрд. рублей учтены в доходах федерального бюджета 

     Для сохранения бюджетных резервов в  форме средств Фонда национального  благосостояния в 2010-2012 годах повышается доля государственных заимствований  в финансировании дефицита федерального бюджета. В 2009 году на срок до 1 января 2013 года приостановлена норма Бюджетного кодекса Российской Федерации, ограничивающая общий объем иных источников финансирования дефицита федерального бюджета одним процентом прогнозируемого ВВП. В целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета общий объем иных источников финансирования дефицита федерального бюджета составить в 2010 году 2,0 % к ВВП, в 2011 году – 2,7% к ВВП, в 2012 году – 1,6 % к ВВП.

     Структура иных источников финансирования дефицита федерального бюджета представлена в таблице 4. 

     Таблица 4 Иные источники финансирования дефицита федерального бюджета в 2010-2012 годах млрд. рублей

  2009 год 2010 год 2011 год 2012 год
Всего источников 405,2 830,3 1 269,1 851,7
%% к  ВВП 1,05 2,3 2,7 1,6
увеличение  1 075,4 1 611,8 1 893,6 1 744,7
уменьшение  -670,2 - 781,5 - 624,5 - 893,0
Источники внутреннего финансирования дефицита 604,3 394,2 722,2 232,6
привлечение 1 021,7 962,0 1 097,2 930,6
в том  числе государственные ценные бумаги 739,5 844,1 957,5 755,4
погашение -417,4 -567,8 -375,0 -698,0
в том  числе государственные ценные бумаги -100,4 -275,7 -208,9 -518,9
Источники внешнего финансирования дефицита -199,1 436,1 546,9 619,1
привлечение 53,7 649,7 796,5 814,1
в том  числе государственные ценные бумаги 0,0 613,6 764,7 784,0
погашение -252,8 -213,7 -249,6 -195,0
в том  числе государственные ценные бумаги -52,6 -48,2 -115,8 -52,4
 

     Таблица 5 Расчет предельного объема расходов федерального бюджета млрд. руб.

    Показатель Оценка Прогноз
    2009 год 2010 год 2011 год 2012 год
    Доходы  6 561,3 6 636,2 7 346,9 8 097,4
    %% к  ВВП  17,0 15,7 15,7 15,5
    Источники покрытия дефицита 3 418,8 3 186,6 2 011,7 1 563,8
    %% к  ВВП  8,9 7,5 4,3 3,0
    Расходы (предельный объем) (1+2) 9 980,1 9 822,8 9 358,6 9 661,2
    %% к  ВВП  25,9 23,2 20,0 18,5
    в том  числе нераспределенные ресурсы    80,0* 234,0** 483,1**
    %% к  общему объему расходов   0,8 2,5 5,0
    Изменения к предыдущему году 2409,2 - 157,3 - 464,2 302,6
    % (в  номинальном выражении) 6,3 - 1,6 - 4,7 3,2
    % (в  реальном выражении) 5,5 - 1,8 - 5,1 3,0

     * - резерв в составе ведомственной  структуры расходов; ** - условно утверждаемые  расходы 

     При этом несмотря на сокращение общего объема расходов в реальном выражении и их доли в ВВП объем расходов федерального бюджета по отношению к ВВП в 2010-2012 годах будет превышать показатели 2005-2006 годов (15,9-16,3% ВВП) и 2007-2008 годов (18,1-18,2% ВВП). Особенно значительным это превышение будет в 2010 году, что вызвано необходимостью исполнения принятых расходных обязательств и реализации антикризисного плана Правительства Российской Федерации, включающего в том числе решение об отсрочке введения решения об увеличении страховых взносов в систему социального страхования, приводящее к значительному увеличению расходов федерального бюджета на финансирование дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации (таблица 6).

 

     Таблица 6 Динамика расходов федерального бюджета в %% к ВВП

Показатель Отчет Оценка Прогноз
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Расходы федерального бюджета , в %% к ВВП 16,3 15,9 18,1 18,2 25,9 23,2 20,0 18,5
 

     Формирование  структуры расходов федерального бюджета  с учетом задачи поэтапной адаптации  бюджетной системы к сокращению бюджетных расходов в %% к ВВП осуществлялось на основе следующих подходов (См. Приложение 2):

     1) выделение расходных обязательств  Российской Федерации, обусловленных  действующим законодательством  или международными соглашениями  и подлежащих исполнению в  полном объеме (публичных и приравненных  к ним расходных обязательств), основными из которых являются:

  • обеспечение сбалансированности Пенсионного фонда Российской Федерации;
  • пенсионное обеспечение военнослужащих и приравненных к ним лиц;
  • социальные пособия и компенсации (федеральные мандаты);
  • формирование стипендиального фонда для обучающихся в федеральных учебных заведениях;
  • финансовое обеспечение судебной системы;
  • обслуживание государственного долга Российской Федерации;
  • выполнение международных и налоговых обязательств федеральных учреждений, выступающих в договорных отношениях от имени Российской Федерации;
  • предоставление субвенций субъектам Российской Федерации на выполнение "делегированных" полномочий;

Информация о работе Финансовая устойчивость бюджетной системы РФ