Финансовая устойчивость бюджетной системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 19:27, реферат

Описание работы

Бюджет является основным источником финансирования деятельности субъекта власти, и от того, каковы размеры этого денежного фонда и регулярность его пополнения, зависит степень реализации полномочий органов власти. Из этого следует, что возможность органов власти осуществлять свои функции зависит от текущего состояния бюджета и динамики его развития в будущем.

Содержание

Введение
1 Экономическое содержание и условия обеспечения устойчивости бюджета
1.1 Понятие устойчивости бюджета. Факторы, влияющие на устойчивость бюджета
1.2 Методики оценки финансовой устойчивости бюджета
1.3 Роль Федерального бюджета в экономике государства
2 Оценка финансовой устойчивости Федерального бюджета РФ
2.1 Основные задачи бюджетной политики на федеральном уровне
2.2 Анализ финансовой устойчивости Федерального бюджета
2.3 Проблемы обеспечения финансовой устойчивости бюджетов
3Совершенствование технологий формирования и исполнения бюджета
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 61.49 Кб (Скачать)

     2) выделение бюджетных ассигнований  на реализацию приоритетных направлений  государственной политики (мероприятий), основными из которых являются:

  • обеспечение федеральных обязательств по оплате труда и денежному довольствию военнослужащих;
  • обеспечение обороноспособности, безопасности и правоохранительной деятельности;
  • реализация приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование";
  • поддержка высокотехнологичных отраслей и научно-технических инноваций;
  • развитие транспортной системы;
  • поддержка агропромышленного комплекса и развитие села;
  • обеспечение жильем, в том числе обеспечение жильем военнослужащих;
  • подготовка особо значимых международных мероприятий (проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, саммита АТЭС во г.Владивосток в 2012 году);
  • предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и межбюджетных субсидий социального характера;

     3) определение объемов бюджетных ассигнований на исполнение других расходных обязательств с уточнением сроков решения поставленных задач, концентрации ресурсов на наиболее значимых мероприятиях и объектах, оптимизации расходов на обеспечение деятельности органов государственной власти и федеральных бюджетных учреждений с учетом отраслевых особенностей, повышение эффективности средств, направляемых на поддержку реального сектора экономики, отказа от непервоочередных расходов.

     При формировании отдельных направлений  расходов на 2010-2012 годы применялись  следующие основные подходы:

     - увеличение размеров пособий  гражданам, имеющим детей, компенсаций  и мер социальной поддержки  граждан, пострадавшим от радиационных  аварий, ежемесячных денежных выплат  отдельным категориям граждан  исходя из прогнозного уровня  инфляции в 2010, 2011 и 2012 годах;

     - сохранение в 2010 году размера  иных социальных пособий и  компенсаций на уровне 2009 года, с их индексацией, начиная с 2011 года по уровню инфляции предыдущего года с внесением соответствующих изменений в законодательство;

     - сохранение действующих в текущем  году условий оплаты труда  работников федеральных бюджетных  учреждений, денежного довольствия  военнослужащих, денежного содержания  федеральных государственных служащих;

     - сохранение на уровне 2009 года  бюджетных ассигнований на формирование  стипендиального фонда для обучающихся в федеральных учебных заведениях.

     Далее приводится обоснования предварительных  проектировок бюджетных ассигнований.

     Обеспечение исполнения публичных и приравненных к ним расходных обязательств. В целом, объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных и приравненных к ним расходных обязательств в 2010 году по сравнению с 2009 годом возрастет на 23 %, а их доля в общем объеме расходов – с 32 до 39,9 %, в основном за счет увеличения трансфертов Пенсионному фонду Российской Федерации. (см. Приложение 1).

     В условиях экономического кризиса произошло  резкое снижение бюджетных доходов. Общий объем налоговых доходов  федерального бюджета за первое полугодие 2009 года составил 1 801,1 млрд. рублей, т.е. снизился в номинальном выражении на 26,3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

     С начала 2009 года наблюдается существенный рост задолженности по налогам и  сборам в бюджетную систему. Наиболее значительно увеличилась задолженность  по региональным налогам и сборам (25%). По федеральным налогам и  сборам рост составил 7%, в том числе  по налогу на добавленную стоимость - 13,4%. В первом полугодии текущего года собираемость по НДС составила 85,3% (при том, что бюджетные проектировки на 2010 год и плановый период 2011-2012 годов исходят из 91,3%).

     Общая сумма доходов федерального бюджета  в 2010-2012 годах прогнозируется на уровне 15,5-15,7% ВВП. В номинальном выражении доходы ожидаются в 2010 году в размере 6636,2 млрд. рублей, 7346,9 млрд. рублей в 2011 году и 8097,4 млрд. рублей в 2012 году

     Снижение  доходов федерального бюджета в  реальном выражении в 2010 году составит порядка 8%, а в процентах ВВП  они окажутся на 1,4 п.п. ниже. Влияние  экономического кризиса на доходы федерального бюджета будет достаточно продолжительным, и даже к 2012 году доходы в реальном выражении прогнозируются на 3% ниже уровня 2009 года (рис. 4.2).

     Нефтегазовые  доходы федерального бюджета существенно  сокращаются: в 2009 году – 6,6% ВВП против 10,5% ВВП в 2008 году (рис. 3.3). В 2010-2012 годах  они сохраняются на уровне 6,8-7,0% ВВП.

     Причины, в результате которых поступления  в 2010-2012 годах будут меньше доходов 2009 года, можно условно разделить  на три группы: первая связана с  реформой социальных платежей и заменой  единого социального налога страховыми взносами, поступающими напрямую во внебюджетные фонды, вторая - с сужением налоговых  баз по основным источников доходов  в ВВП, а третья - с тем фактом, что в 2009 году в федеральный бюджет были мобилизованы временно свободные средства госкорпораций и другие разовые поступления.

     Сравнительный анализ сопоставимых показателей свидетельствует, что доходы федерального бюджета  в период 2010-2012 годов незначительно  вырастут по сравнению с уровнем 2009 года и в течение трех лет будут находиться на уровне 15,6-15,7% ВВП. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 Совершенствование технологий формирования и исполнения бюджета 

     В 2010 году и в среднесрочной перспективе  необходимо осуществить действия по следующим направлениям:

     1. Минимизация бюджетных рисков. Бюджетное  планирование должно быть основано  на консервативном варианте прогноза. В федеральном бюджете на 2010 год  должен быть предусмотрен достаточный  объем резервов, которые могли  бы использоваться по решениям  Правительства Российской Федерации,  а на 2011 и 2012годы необходимо  увеличить объемы условно утверждаемых  расходов.

     Необходимо  на практике реализовать принцип  безусловного исполнения действующих  расходных обязательств, ряд из которых  остается недооцененным. Принятие новых  расходных обязательств должно сопровождаться расчетами средств, необходимых  для их исполнения не только в очередном  году и плановом периоде, но и за его пределами.

     В связи с этим остается актуальной задача по расширению горизонта экономического прогнозирования и финансового планирования. Трехлетние экономические прогнозы и бюджеты должны разрабатываться в рамках средне- и долгосрочных прогнозов на срок до 20 лет.

     Кроме того, необходимо провести тщательный анализ текущих условных обязательств, оценить их объемы и продумать  подходы к снижению бюджетных  рисков, вызванных этими обязательствами. Правительству Российской Федерации  нужно определить возможные варианты действий в случае, если условные обязательства  придется исполнять.

     2. Эффективное управление средствами  Фонда национального благосостояния  и Резервного фонда. Необходимо  сохранить бюджетные резервы  в форме средств Фонда национального  благосостояния и Резервного  фонда, поскольку в ближайшие годы сохранятся риски негативного воздействия внешних условий на бюджетную систему.

     Следует рассмотреть возможности по сдерживанию  темпов расходования средств Резервного фонда за счет некоторого повышения  в финансировании дефицита бюджета  доли государственных заимствований  и, на последующем этапе, средств  от приватизации федерального имущества. Управление средствами Резервного фонда  должно оставаться консервативным.

     Цель  Фонда национального благосостояния изначально формулировалась как  обеспечение стабильности бюджетной  системы, в том числе поддержка  пенсионной системы, на долгосрочный период. Для достижения этой цели необходимо воздержаться от чрезмерного распыления средств Фонда национального  благосостояния на решение текущих  экономических задач.

     Следует также сформировать на долговременной основе эффективный механизм управления средствами Фонда, их надежного инвестирования. Предлагаю рассмотреть вопрос о  создании в этих целях специализированного  государственного агентства.

     3. Обеспечение ритмичности исполнения  федерального бюджета. Все необходимые  меры для организации исполнения  федерального бюджета должны  приниматься до начала финансового  года.

     Все решения в процессе исполнения бюджета, в особенности связанные с  реализацией антикризисных мер, должны приниматься и реализовываться  максимально оперативно.

     4. Расширение полномочий главных  распорядителей бюджетных средств.

     Организации ритмичного исполнения бюджета могло  бы способствовать укрупнение утверждаемой законом ведомственной структуры  расходов с возможностью ее детализации  при формировании и ведении сводной бюджетной росписи, а также предоставление права главным распорядителям бюджетных средств на ведение своих бюджетных росписей.

     В то же время расширение полномочий главных распорядителей при исполнении бюджета должно опираться не только на четкие целевые ориентиры их деятельности, но и на отлаженные бюджетные процедуры, механизмы внутреннего контроля, высокий уровень бюджетной дисциплины.

     В связи с этим необходимо развивать  систему мониторинга качества финансового  менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств, использовать ее результаты при оценке деятельности федеральных органов  исполнительной власти и их руководителей  в целях повышения их ответственности  за достижение установленных показателей.

     5. Повышение эффективности использования  ресурсов при закупках товаров  и услуг для государственных  нужд. Необходимо совершенствование  механизма государственных закупок  за счет консолидации заказов,  применения современных процедур  их размещения, исключения неоправданных  ограничений, усложненных и неэффективных  процедур.

     Следует также обеспечить практическую реализацию принятых решений о преференциях для малого и среднего бизнеса при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд. Следует рассмотреть целесообразность введения в организациях раздельного учета средств, получаемых при исполнении государственного заказа (прежде всего государственного оборонного заказа).

     При осуществлении государственных  закупок необходимо обеспечить снижение расходов и за счет исключения практики необоснованного завышения цен, особенно когда подобное происходит в таких чувствительных сферах, как  закупки для нужд обороны, закупки  лекарств, строительство и реконструкция  автомобильных дорог. Это означает не что иное, как резкое сокращение ресурсов на обеспечение обороноспособности страны и развитие транспортной инфраструктуры, а также лишение лекарств нуждающихся  в них граждан.

     Целесообразно рассмотреть возможность применения современных способов реализации проектов капитального строительства в отдельных сферах, предусматривающих ответственность исполнителей за все стадии их осуществления, а также за последующую эксплуатацию объектов.

     6. Совершенствование государственного  и муниципального контроля. Должны  быть кардинально изменены подходы  к осуществлению государственного  и муниципального контроля. Его  содержание должно состоять не  только в фиксации факта выделения  и расходования средств, но  и в подтверждении достижения  эффекта, на который рассчитывали  при принятии решений об их  выделении.

     Необходимо  четко разграничить полномочия и  ответственность органов государственного и муниципального контроля, устранить  параллелизм и дублирование в  их работе.

Информация о работе Финансовая устойчивость бюджетной системы РФ