Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
1.Понятие финансовой системы в РФ…………………………………………..4
2.Структура финансовой системы в РФ………………………………………...6
3.Краткая характеристика звеньев
финансовой системы…………………….10
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной
литературы…………………………………………..15
Введение
Функции и роль финансов реализуются
через финансовую систему, с помощью
которой осуществляется распределение
и перераспределение денежных средств
в экономике страны. Финансовая система
представляет собой встроенный элемент
экономической системы, обслуживающий
субъекты экономики, обладающие избытком
или недостатком денежных средств.
Содержание и структура финансовой
системы по-разному трактуется в
отечественной и зарубежной литературе.
В западной литературе понятие «финансовая
система» определяется как совокупность
финансовых рынков и финансовых инструментов,
используемых для заключения финансовых
сделок, обмена активами и рисками.
Однако следует обратить внимание на
ограниченность этого определения,
так как оно связывает финансовую
систему только с её институциональными
элементами. Такой односторонний
подход не отражает функциональной основы
и, соответственно, функциональной структуры
финансовой системы как системы,
обеспечивающей аккумуляцию и распределение
денежных средств различными субъектами
экономики (государством, организациями,
домохозяйствами). Напротив, в отечественной
литературе превалирует функциональный
подход к содержанию финансовой системы.
Она определяется как совокупность
взаимосвязанных сфер и звеньев
финансовых отношений, обладающих особенностями
в формировании и использовании
фондов денежных средств. В основу трактовки
финансовой системы положен принцип
наличия различных функциональных
сфер и звеньев специфических
финансовых отношений. Необходимость
выделения ее отдельных сфер (звеньев)
обусловливается различным участием
субъектов экономических отношений
в образовании, распределении и
перераспределении ВВП, формировании
и использовании денежных фондов
1. Понятие финансовой
системы.
Финансы
представляют собой довольно сложное
общественное явление. Они охватывают
широкую гамму обменно-распределительных
отношений, которые отображаются в
различных денежных потоках. При
единой сущности этих отношений в
них выделяются отдельные элементы,
которые имеют свои характерные
признаки и особенности. Изучение финансов
основывается как на понимании их
необходимости, сущности и роли в
обществе, так и на детальном усвоении
конкретных форм финансовых отношений.
Предметом науки о финансах является
определенная система экономических
отношений, связанных с формированием,
распределением и использованием централизованных
и децентрализованных фондов денежных
средств (государства, предприятий, организаций
и других хозяйствующих субъектов)
в целях выполнения функций и
задач государства и обеспечения
условий расширенного воспроизводства.
Известно
определение: “финансовая система
- это система форм и методов
образования, распределения и использования
фонов денежных средств государства
и предприятий”. В другом труде
выделяют в общей совокупности финансовых
отношений (структурируют) три взаимосвязанные
сферы: финансы хозяйствующих субъектов
(предприятий, организаций, учреждений),
страхование, государственные финансы.
Каждое из этих звеньев (подсистем) имеет
свои задачи (подфункции финансовой системы),
собственную организационную структуру
финансового аппарата, а в совокупности
они образуют финансовую систему
государства.
Финансовая
система государства является отображением
форм и методов конкретного использования
финансов в экономике и соответственно
к задействованной модели экономики
в значительной мере обозначается ею.
Финансовые
системы некоторых государств могут
отличаться по своей структуре, но они
все имеют общий признак – это различные
фонды финансовых ресурсов, которые отличаются
по методам мобилизации и их использованию,
однако тесно связаны между собой, имеют
прямое и обратное влияние на экономические
и социальные процессы в государстве,
а также на формирование и использования
фондов финансовых ресурсов в разрезе
отдельных звеньев.
Можно утверждать,
что каждое звено финансовой системы
является независимым её элементом,
но эта самостоятельность относительна
в средине единого целостного. Финансовая
система – это совокупность разнообразных
видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных
в распоряжении государства, нефинансового
сектора экономики (хозяйствующих субъектов),
отдельных финансовых институтов и населения
(домохозяйств) для исполнения возложенных
на них функций.1
2.Структура финансовой
системы РФ.
Понятие
«финансовая система» употребляется
в различных значениях. Во-первых,
как совокупность финансовых учреждений
(институциональная структура финансовой
системы) и, во-вторых, с точки зрения
экономического содержания как совокупность
финансовых отношений.
Само
понятие «система» предполагает
наличие определенных составляющих
элементов и связи между ними.
Структурная организация совокупности
финансовых отношений позволяет
упорядочить и целенаправленно
управлять элементами системы, отслеживать
и корректировать финансовые связи.
Построение финансовой системы основывается
на следующих признаках:
- Функциональном назначении той или иной группы финансовых отношений;
- Наличии определенной специфики в финансовых отношениях;
- Единстве и взаимодействии подсистем;
- Наличии специального обслуживающего аппарата;
- Наличии собственной финансовой базы.
Итак, финансовая
система – это совокупность различных
сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая
из которых характеризуется особенностями
в формировании и использовании
фондов денежных средств, различной
ролью в жизни общества.2
В зависимости
от признака, закладываемого в основу
построения финансовой системы, можно
представить ее разное структурное
понимание. Рассмотрим структуры финансовой
системы Российской Федерации.
По фондовому признаку различают централизованные
и децентрализованные финансы.
Централизованные
(государственные) финансы включают:
- государственные бюджеты;
- государственные социальные внебюджетные фонды;
- государственный кредит;
- государственное страхование.
К децентрализованным
финансам относят:
- финансы коммерческих предприятий и организаций;
- финансы некоммерческих организаций;
- финансы домохозяйств.
Централизованные
фонды денежных средств формируются,
распределяются и используются государством.
Для них жестко определены источники
средств, направления расходования устанавливаются
на основе законодательно-правовых актов.
По сфере
финансовых отношений финансовая система
РФ включает:
- финансы экономических субъектов: предприятий, организаций по секторам (коммерческий, некоммерческий), по отраслям экономики (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные и др.); банковско-кредитных организаций; участников фондового рынка;
- финансы государства: федерального уровня; регионального уровня; местного (муниципального) уровня;
- фонды страхования: государственного, частного;
- финансы домохозяйств.
Государственные
и муниципальные финансы являются частью
финансовой системы РФ, охватывают часть
денежных отношений, впроцессе которых
происходит формирование, распределение
и использование государственных и муниципальных
фондов денежных средств, необходимых
для выполнения общественных функций
и задач.3
Основными
функциями государства являются:
создание адекватной требованиям экономики
нормативно-правовой базы и контроль
за выполнением законов и нормативных
актов; предоставление общественных благ;
поощрение свободной конкуренции и антимонопольное
регулирование; защита производителей
от несправедливой конкуренции; стимулирование
развития новых прогрессивных технологий;
защита окружающей среды; организация
общественных работ; и др.
Структура
финансовой системы РФ с точки
зрения управления включает;
- основные элементы системы (финансы государства, финансы коммерческих предприятий, организаций, финансы домохозяйств);
- вспомогательные элементы системы (финансы банковско-кредитных организаций, страховых групп, финансы участников рынка ценных бумаг).
- Институциональная структура финансовой системы РФ состоит из разных уровней.
На федеральном
уровне институциональная структура
включает:
- комитеты Государственной Думы и Совета Федерации;
- Министерство финансов Российской Федерации и в его составе: Федеральную налоговую службу; Федеральную службу страхового надзора; Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Финансовую службу по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство (службу);4
- Центральный банк Российской Федерации;
- Счетную палату Российской Федерации;
- Федеральную таможенную службу;
- Федеральную службу по финансам и рынкам;
- Исполнительные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов.
На уровне
субъектов РФ:
- комиссии по бюджету и финансам в законодательном органе, соответствующие федеральным структурам исполнительной власти;
- министерства (управления, департаменты) финансов субъекта РФ, в том числе региональные аппараты Департамента контроля Минфина России, управления казначейства Министерства финансов РФ
- Федеральную налоговую службу (инспекцию) субъекта Федерации;
- Таможенную службу субъекта Российской Федерации;
- Территориальные органы Федеральной службы по финансовым рынкам;
- Региональные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов.
На муниципальном
уровне:
- комиссии по бюджету и финансам в представительном органе местного самоуправления;
- управления (департаменты, отделы) финансов;
- аппарат Департамента контроля Минфина России;
- городские (районные) органы (отделения) Федерального казначейства или муниципальное казначейство;
- городские (районные) управления Главного управления Банка России субъекта РФ;
- городские (районные) налоговые службы;
3. Краткая характеристика
звеньев финансовой системы
Государственный бюджет.
Бюджетная
система РФ состоит из трех уровней:
федеральный бюджет, региональные бюджеты
и местные бюджеты.
Федеральный
бюджет – важнейшее звено финансовой
системы страны. В сущности, это
финансовые ресурсы федерального государства.
Федеральный бюджет включает доходы
и расходы, органически связанные
с макроэкономическими показателями,
объемом налогов и задачами финансовой
политики государства.
Бюджет
субъекта РФ – это региональный
бюджет, включающий республиканский, краевой,
областной бюджеты и бюджеты
крупных городов (например, таких, как
Москва и Санкт-Петербург).
Местные
бюджеты охватывают бюджеты городов,
не имеющих районного деления, и
районов с включением бюджетов районного
центра.5
Государственные внебюджетные фонды.
Внебюджетные фонды - это средства
федерального правительства и местных
властей, связанные с финансированием
расходов, не включаемых в бюджет:
-Пенсионный фонд РФ;
-Государственный фонд занятости
населения;
-Российский фонд технологического
развития и отраслевые фонды
НИОКР;
-Фонд инвестирования жилищного
строительства, и др.
Формирование внебюджетных фондов
осуществляется за счет обязательных
целевых отчислений, которые для
обычного налогоплательщика ничем
не отличаются от налогов. Основные суммы
отчислений во внебюджетные фонды включаются
в состав себестоимости и установлены
в процентах к фонду оплаты
труда. Организационно внебюджетные фонды
отделены от бюджетов и имеют определенную
самостоятельность.
Обособленное функционирование внебюджетных
фондов позволяет оперативно финансировать
важнейшие социальные мероприятия.
В отличие от государственного бюджета
расходование средств внебюджетных
фондов подлежит меньшему контролю со
стороны органов законодательной
власти. Это, с одной стороны, облегчает
их использование; с другой - дает возможность
расходовать средства не в полном
объеме. Поэтому в целях усиления
контроля за расходом средств внебюджетных
фондов ставится вопрос о консолидации
некоторых из них в бюджете с сохранением
целевой направленности их расходов.