Финансовая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 20:28, реферат

Описание работы

Финансовые вопросы приобрели колоссальное значение в жизни современного общества: они обсуждаются широкой общественностью; поиск путей решения тех или иных проблем вызывает столкновения в парламентах, противостояние между политической властью и населением, смену правительства. Темпы развития производства, инвестиции, состояние финансовых рынков и банковских систем, сбережения, безработица, уровень жизни населения и т. д.— это все сферы влияния финансов, т. с. с их помощью решаются, с одной стороны, такие масштабные задачи, как развитие той или иной отрасли народного хозяйства, а с другой, например размер пенсии пенсионерам.

Содержание

I. Сущность и структура финансовой системы РФ
II. Краткая характеристика звеньев финансовой системы
III. Гос. бюджет, как главный элемент финансовой системы государства
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Финансовая система.docx

— 176.42 Кб (Скачать)

    Содержание

    I. Сущность и структура финансовой системы РФ

    II. Краткая характеристика звеньев финансовой системы

    III. Гос. бюджет, как главный элемент финансовой системы государства

    Заключение

    Список  литературы

 

                                           Введение

             В условиях создания Российского государства и развития рыночных отношений весьма важную роль играют финансы.

           Этот блок финансовых отношений охватывает государственную бюджетную систему, внебюджетные фонды, государственный кредит и фонды страхования. Их регулирующая роль является неразрывной частью экономических отношений в государстве, наиважнейшим инструментом реализации его политики. Поэтому роль финансов на макроуровне нельзя переоценить. Отсюда и важность изучения всего блока вопросов, относящихся к проблемам, рассматриваемым в настоящей работе.

     Финансовые  вопросы приобрели колоссальное значение в жизни современного общества: они обсуждаются широкой общественностью; поиск путей решения тех или  иных проблем вызывает столкновения в парламентах, противостояние между  политической властью и населением, смену правительства. Темпы развития производства, инвестиции, состояние  финансовых рынков и банковских систем, сбережения, безработица, уровень жизни  населения и т. д.— это все сферы влияния финансов, т. с. с их помощью решаются, с одной стороны, такие масштабные задачи, как развитие той или иной отрасли народного хозяйства, а с другой, например размер пенсии пенсионерам.

     Такое проникновение финансов во все сферы  жизни общества обусловлено прежде всего колоссальными масштабами национального и планетарного производства, углублением общественного разделения труда, скачком в научно-техническом  развитии, ростом общественного сознания, потребностью в защите среды обитания.

     Следовательно, изучение финансовой науки, как области  знания, имеет большое значение для  любого гражданина, чтобы адекватно  реагировать на ситуации рыночной экономики.

 

           I. Сущность и структура финансовой системы РФ.

 

     Понятие «финансовая система» употребляется  в различных значениях. Во-первых, как совокупность финансовых учреждений (институциональная структура финансовой системы) и, во-вторых, с точки зрения экономического содержания как совокупность финансовых отношений.

     Само  понятие «система» предполагает наличие определенных составляющих элементов и связи между ними. Структурная организация совокупности финансовых отношений позволяет  упорядочить и целенаправленно  управлять элементами системы, отслеживать  и корректировать финансовые связи. Построение финансовой системы основывается на следующих признаках:

  • Функциональном назначении той или иной группы финансовых отношений;
  • Наличии определенной специфики в финансовых отношениях;
  • Единстве и взаимодействии подсистем;
  • Наличии специального обслуживающего аппарата;
  • Наличии собственной финансовой базы.
 

     Итак, финансовая система – это совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в жизни общества.

     В зависимости от признака, закладываемого в основу построения финансовой системы, можно представить ее разное структурное  понимание. Рассмотрим структуры финансовой системы Российской Федерации.

  1. По фондовому признаку различают централизованные и децентрализованные финансы.

     Централизованные (государственные) финансы включают:

  • государственные бюджеты;
  • государственные социальные внебюджетные фонды;
  • государственный кредит;
  • государственное страхование.

     К децентрализованным финансам относят:

  • финансы коммерческих предприятий и организаций;
  • финансы некоммерческих организаций;
  • финансы домохозяйств.
  1. По сфере финансовых отношений финансовая система РФ включает:
  • финансы экономических субъектов: предприятий, организаций по секторам (коммерческий, некоммерческий), по отраслям экономики (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные и др.); банковско-кредитных организаций; участников фондового рынка;
  • финансы государства: федерального уровня; регионального уровня; местного (муниципального) уровня;
  • фонды страхования: государственного, частного;
  • финансы домохозяйств.

     Финансы государства структурно можно представить  следующим образом (рис. 1):

     

     Рис. 1. Структура государственных и  муниципальных финансов. 

     Государственные и муниципальные финансы являются частью финансовой системы РФ, охватывают часть денежных отношений, в процессе которых происходит формирование, распределение  и использование государственных  и муниципальных фондов денежных средств, необходимых для выполнения общественных функций и задач.

     Государственные и муниципальные финансы играют важную роль в решении социально-экономических  задач. Выполняя распределительную  функцию, государственные и муниципальные  финансы перераспределяют финансовые ресурсы между различными регионами  и муниципальными образованиями, различными отраслями экономики, производительной и непроизводительной сферами, различными социальными группами населения.

     Посредством государственного и муниципального контроля отслеживается весь механизм финансовых отношений в обществе, финансовое состояние звеньев финансовой системы РФ, эффективность применяемых  правительством программ социально-экономического развития и эффективность, законность деятельности самой исполнительной власти.

  1. Структура финансовой системы РФ с точки зрения управления включает (рис. 2.):
    • основные элементы системы (финансы государства, финансы коммерческих предприятий, организаций, финансы домохозяйств);
    • вспомогательные элементы системы (финансы банковско-кредитных организаций, страховых групп, финансы участников рынка ценных бумаг).
 

     

     Рис. 2. Элементы финансовой системы РФ. 

     
  1. Институциональная структура финансовой системы РФ состоит из разных уровней.
 

     На  федеральном уровне институциональная  структура включает:

  • комитеты Государственной Думы и Совета Федерации;
  • Министерство финансов Российской Федерации и в его составе: Федеральную налоговую службу; Федеральную службу страхового надзора; Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Финансовую службу по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство (службу);
  • Центральный банк Российской Федерации;
  • Счетную палату Российской Федерации;
  • Федеральную таможенную службу;
  • Федеральную службу по финансам и рынкам;
  • Исполнительные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов.

     На  уровне субъектов РФ:

  • комиссии по бюджету и финансам в законодательном органе, соответствующие федеральным структурам исполнительной власти;
  • министерства (управления, департаменты) финансов субъекта РФ, в том числе региональные аппараты Департамента контроля Минфина России, управления казначейства Министерства финансов РФ или управления казначейства субъекта Федерации, территориальные управления Федеральной службы РФ по страховому надзору;
  • главные управления Банка России субъектов Федерации;
  • Федеральную налоговую службу (инспекцию) субъекта Федерации;
  • Таможенную службу субъекта Российской Федерации;
  • Территориальные органы Федеральной службы по финансовым рынкам;
  • Региональные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов.

     На  муниципальном уровне:

  • комиссии по бюджету и финансам в представительном органе местного самоуправления;
  • управления (департаменты, отделы) финансов;
  • аппарат Департамента контроля Минфина России;
  • городские (районные) органы (отделения) Федерального казначейства или муниципальное казначейство;
  • городские (районные) управления Главного управления Банка России субъекта РФ;
  • городские (районные) налоговые службы;
  • счетную комиссию представительного органа местного самоуправления;
  • городскую (районную) таможню.

     На  уровне хозяйствующих субъектов  управление финансами осуществляется финансовой службой (отделом), дирекцией  по финансам, департаментом финансов.

     Финансовая  система Российской Федерации в  соответствии со структурным делением финансовой системы в экономически развитых странах включает следующие  звенья:

  • государственный бюджет;
  • государственные внебюджетные фонды;
  • государственный кредит;
  • фонд страхования;
  • фондовый рынок;
  • финансово-кредитную систему;
  • финансы предприятий различных форм собственности.

 

     

          II. Краткая характеристика звеньев финансовой системы

                                           Государственный  бюджет.

             Бюджетная система РФ состоит  из трех уровней: федеральный  бюджет, региональные бюджеты и  местные бюджеты.

     Федеральный бюджет – важнейшее звено финансовой системы страны. В сущности, это  финансовые ресурсы федерального государства. Федеральный бюджет включает доходы и расходы, органически связанные  с макроэкономическими показателями, объемом налогов и задачами финансовой политики государства.

     Бюджет  субъекта РФ – это региональный бюджет, включающий республиканский, краевой, областной бюджеты и бюджеты  крупных городов (например, таких, как  Москва и Санкт-Петербург).

     Местные бюджеты охватывают бюджеты городов, не имеющих районного деления, и  районов с включением бюджетов районного  центра. 

     Государственные внебюджетные фонды.

           В современном экономическом  словаре даются следующие определения  внебюджетных фондов:

     1) денежные средства государства,  не включаемые в государственный  бюджет и используемые по определенному  целевому назначению (например, государственный  пенсионный фонд, государственный  фонд социального страхования,  фонд обязательного медицинского  страхования);

     2) средства организаций, учреждений, муниципальных органов, не входящие  в доходные и расходные статьи  бюджетов, финансируемые из других, внебюджетных источников.

                                           Государственный кредит.

           Следует учесть, что на всех  уровнях управления финансами  присутствует кредит. Государственный  кредит – это кредитные отношения  между государством, юридическими  и физическими лицами, при которых  государство выступает в основном  заемщиком. Государственный заем  осуществляется путем продажи  физическим и юридическим лицам  государственных ценных бумаг.  Таким образом формируется государственный  долг.

     При государственном кредите государство  выступает не только заемщиком, но и  кредитором. Правительство может  предоставлять кредиты резидентам (в основном виде краткосрочной бюджетной  ссуды). Предприятиям агропромышленного  комплекса, районов Крайнего Севера (и приравненных к ним местностям) предоставляются товарный и льготный кредиты. Государственный кредит может  выступать также в форме гарантированных  обязательств федерального правительства  под кредиты, получаемые органами исполнительной власти субъектов РФ, хозяйствующими субъектами. 

Информация о работе Финансовая система РФ