I. 
Сущность и структура финансовой системы 
РФ
II. 
Краткая характеристика звеньев финансовой 
системы
III. 
Гос. бюджет, как главный элемент финансовой 
системы государства
 
             
В условиях создания Российского государства 
и развития рыночных отношений весьма 
важную роль играют финансы.  
           
Этот блок финансовых отношений охватывает 
государственную бюджетную систему, внебюджетные 
фонды, государственный кредит и фонды 
страхования. Их регулирующая роль является 
неразрывной частью экономических отношений 
в государстве, наиважнейшим инструментом 
реализации его политики. Поэтому роль 
финансов на макроуровне нельзя переоценить. 
Отсюда и важность изучения всего блока 
вопросов, относящихся к проблемам, рассматриваемым 
в настоящей работе.
     Финансовые 
вопросы приобрели колоссальное 
значение в жизни современного общества: 
они обсуждаются широкой общественностью; 
поиск путей решения тех или 
иных проблем вызывает столкновения 
в парламентах, противостояние между 
политической властью и населением, 
смену правительства. Темпы развития 
производства, инвестиции, состояние 
финансовых рынков и банковских систем, 
сбережения, безработица, уровень жизни 
населения и т. д.— это все сферы 
влияния финансов, т. с. с их помощью решаются, 
с одной стороны, такие масштабные задачи, 
как развитие той или иной отрасли народного 
хозяйства, а с другой, например размер 
пенсии пенсионерам.
     Такое 
проникновение финансов во все сферы 
жизни общества обусловлено прежде 
всего колоссальными масштабами 
национального и планетарного производства, 
углублением общественного разделения 
труда, скачком в научно-техническом 
развитии, ростом общественного сознания, 
потребностью в защите среды обитания.
     Следовательно, 
изучение финансовой науки, как области 
знания, имеет большое значение для 
любого гражданина, чтобы адекватно 
реагировать на ситуации рыночной экономики.
 
           
 I. Сущность и структура 
финансовой системы 
РФ.
 
     Понятие 
«финансовая система» употребляется 
в различных значениях. Во-первых, 
как совокупность финансовых учреждений 
(институциональная структура финансовой 
системы) и, во-вторых, с точки зрения 
экономического содержания как совокупность 
финансовых отношений.
     Само 
понятие «система» предполагает 
наличие определенных составляющих 
элементов и связи между ними. 
Структурная организация совокупности 
финансовых отношений позволяет 
упорядочить и целенаправленно 
управлять элементами системы, отслеживать 
и корректировать финансовые связи. 
Построение финансовой системы основывается 
на следующих признаках:
  - Функциональном 
  назначении той или иной группы финансовых 
  отношений;
 
  - Наличии определенной 
  специфики в финансовых отношениях;
 
  - Единстве 
  и взаимодействии подсистем;
 
  - Наличии специального 
  обслуживающего аппарата;
 
  - Наличии собственной 
  финансовой базы.
 
 
     Итак, 
финансовая система 
– это совокупность 
различных сфер (звеньев) 
финансовых отношений, 
каждая из которых характеризуется 
особенностями в формировании 
и использовании фондов 
денежных средств, различной 
ролью в жизни общества.
     В 
зависимости от признака, закладываемого 
в основу построения финансовой системы, 
можно представить ее разное структурное 
понимание. Рассмотрим структуры финансовой 
системы Российской Федерации.
  - По фондовому 
  признаку различают централизованные 
  и децентрализованные финансы.
 
     Централизованные 
(государственные) финансы включают:
  - государственные 
  бюджеты; 
 
  - государственные 
  социальные внебюджетные фонды;
 
  - государственный 
  кредит;
 
  - государственное 
  страхование.
 
     К 
децентрализованным финансам относят:
  - финансы коммерческих 
  предприятий и организаций;
 
  - финансы некоммерческих 
  организаций;
 
  - финансы домохозяйств.
 
  
  - По сфере 
  финансовых отношений финансовая система 
  РФ включает:
 
  - финансы экономических 
  субъектов: предприятий, организаций по 
  секторам (коммерческий, некоммерческий), 
  по отраслям экономики (промышленные, 
  сельскохозяйственные, транспортные и 
  др.); банковско-кредитных организаций; 
  участников фондового рынка;
 
  - финансы государства: 
  федерального уровня; регионального уровня; 
  местного (муниципального) уровня;
 
  - фонды страхования: 
  государственного, частного;
 
  - финансы домохозяйств.
 
     Финансы 
государства структурно можно представить 
следующим образом (рис. 1):
     
     Рис. 
1. Структура государственных и 
муниципальных финансов. 
     Государственные 
и муниципальные финансы являются 
частью финансовой системы РФ, охватывают 
часть денежных отношений, в процессе 
которых происходит формирование, распределение 
и использование государственных 
и муниципальных фондов денежных 
средств, необходимых для выполнения 
общественных функций и задач.
     Государственные 
и муниципальные финансы играют 
важную роль в решении социально-экономических 
задач. Выполняя распределительную 
функцию, государственные и муниципальные 
финансы перераспределяют финансовые 
ресурсы между различными регионами 
и муниципальными образованиями, различными 
отраслями экономики, производительной 
и непроизводительной сферами, различными 
социальными группами населения.
     Посредством 
государственного и муниципального 
контроля отслеживается весь механизм 
финансовых отношений в обществе, 
финансовое состояние звеньев финансовой 
системы РФ, эффективность применяемых 
правительством программ социально-экономического 
развития и эффективность, законность 
деятельности самой исполнительной 
власти.
  - Структура 
  финансовой системы РФ с точки зрения 
  управления включает (рис. 2.):
 
  
    - основные 
    элементы системы (финансы государства, 
    финансы коммерческих предприятий, организаций, 
    финансы домохозяйств);
 
    - вспомогательные 
    элементы системы (финансы банковско-кредитных 
    организаций, страховых групп, финансы 
    участников рынка ценных бумаг).
 
 
     
     Рис. 
2. Элементы финансовой системы РФ. 
     
  - Институциональная 
  структура финансовой системы РФ 
  состоит из разных уровней.
 
 
     На 
федеральном уровне институциональная 
структура включает:
  - комитеты 
  Государственной Думы и Совета Федерации;
 
  - Министерство 
  финансов Российской Федерации и в его 
  составе: Федеральную налоговую службу; 
  Федеральную службу страхового надзора; 
  Федеральную службу финансово-бюджетного 
  надзора, Финансовую службу по финансовому 
  мониторингу, Федеральное казначейство 
  (службу);
 
  - Центральный 
  банк Российской Федерации;
 
  - Счетную палату 
  Российской Федерации;
 
  - Федеральную 
  таможенную службу;
 
  - Федеральную 
  службу по финансам и рынкам;
 
  - Исполнительные 
  дирекции (правления) федеральных внебюджетных 
  фондов.
 
     На 
уровне субъектов РФ:
  - комиссии 
  по бюджету и финансам в законодательном 
  органе, соответствующие федеральным 
  структурам исполнительной власти;
 
  - министерства 
  (управления, департаменты) финансов субъекта 
  РФ, в том числе региональные аппараты 
  Департамента контроля Минфина России, 
  управления казначейства Министерства 
  финансов РФ или управления казначейства 
  субъекта Федерации, территориальные 
  управления Федеральной службы РФ по страховому 
  надзору;
 
  - главные управления 
  Банка России субъектов Федерации;
 
  - Федеральную 
  налоговую службу (инспекцию) субъекта 
  Федерации;
 
  - Таможенную 
  службу субъекта Российской Федерации;
 
  - Территориальные 
  органы Федеральной службы по финансовым 
  рынкам;
 
  - Региональные 
  дирекции (правления) федеральных внебюджетных 
  фондов.
 
     На 
муниципальном уровне:
  - комиссии 
  по бюджету и финансам в представительном 
  органе местного самоуправления;
 
  - управления 
  (департаменты, отделы) финансов;
 
  - аппарат Департамента 
  контроля Минфина России;
 
  - городские 
  (районные) органы (отделения) Федерального 
  казначейства или муниципальное казначейство;
 
  - городские 
  (районные) управления Главного управления 
  Банка России субъекта РФ;
 
  - городские 
  (районные) налоговые службы;
 
  - счетную комиссию 
  представительного органа местного самоуправления;
 
  - городскую 
  (районную) таможню.
 
     На 
уровне хозяйствующих субъектов 
управление финансами осуществляется 
финансовой службой (отделом), дирекцией 
по финансам, департаментом финансов.
     Финансовая 
система Российской Федерации в 
соответствии со структурным делением 
финансовой системы в экономически 
развитых странах включает следующие 
звенья:
  - государственный 
  бюджет;
 
  - государственные 
  внебюджетные фонды;
 
  - государственный 
  кредит;
 
  - фонд страхования;
 
  - фондовый 
  рынок;
 
  - финансово-кредитную 
  систему;
 
  - финансы предприятий 
  различных форм собственности.
 
 
     
          
II. Краткая характеристика 
звеньев финансовой 
системы
                                           
Государственный 
бюджет.
             
Бюджетная система РФ состоит 
из трех уровней: федеральный 
бюджет, региональные бюджеты и 
местные бюджеты.
     Федеральный 
бюджет – важнейшее звено финансовой 
системы страны. В сущности, это 
финансовые ресурсы федерального государства. 
Федеральный бюджет включает доходы 
и расходы, органически связанные 
с макроэкономическими показателями, 
объемом налогов и задачами финансовой 
политики государства.
     Бюджет 
субъекта РФ – это региональный 
бюджет, включающий республиканский, краевой, 
областной бюджеты и бюджеты 
крупных городов (например, таких, как 
Москва и Санкт-Петербург).
     Местные 
бюджеты охватывают бюджеты городов, 
не имеющих районного деления, и 
районов с включением бюджетов районного 
центра. 
     Государственные 
внебюджетные фонды.
           
В современном экономическом 
словаре даются следующие определения 
внебюджетных фондов:
     1) 
денежные средства государства, 
не включаемые в государственный 
бюджет и используемые по определенному 
целевому назначению (например, государственный 
пенсионный фонд, государственный 
фонд социального страхования, 
фонд обязательного медицинского 
страхования); 
     2) 
средства организаций, учреждений, 
муниципальных органов, не входящие 
в доходные и расходные статьи 
бюджетов, финансируемые из других, 
внебюджетных источников.
                                           
Государственный кредит.
           
Следует учесть, что на всех 
уровнях управления финансами 
присутствует кредит. Государственный 
кредит – это кредитные отношения 
между государством, юридическими 
и физическими лицами, при которых 
государство выступает в основном 
заемщиком. Государственный заем 
осуществляется путем продажи 
физическим и юридическим лицам 
государственных ценных бумаг. 
Таким образом формируется государственный 
долг.
     При 
государственном кредите государство 
выступает не только заемщиком, но и 
кредитором. Правительство может 
предоставлять кредиты резидентам 
(в основном виде краткосрочной бюджетной 
ссуды). Предприятиям агропромышленного 
комплекса, районов Крайнего Севера 
(и приравненных к ним местностям) 
предоставляются товарный и льготный 
кредиты. Государственный кредит может 
выступать также в форме гарантированных 
обязательств федерального правительства 
под кредиты, получаемые органами исполнительной 
власти субъектов РФ, хозяйствующими 
субъектами.