Финансовая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 20:28, реферат

Описание работы

Финансовые вопросы приобрели колоссальное значение в жизни современного общества: они обсуждаются широкой общественностью; поиск путей решения тех или иных проблем вызывает столкновения в парламентах, противостояние между политической властью и населением, смену правительства. Темпы развития производства, инвестиции, состояние финансовых рынков и банковских систем, сбережения, безработица, уровень жизни населения и т. д.— это все сферы влияния финансов, т. с. с их помощью решаются, с одной стороны, такие масштабные задачи, как развитие той или иной отрасли народного хозяйства, а с другой, например размер пенсии пенсионерам.

Содержание

I. Сущность и структура финансовой системы РФ
II. Краткая характеристика звеньев финансовой системы
III. Гос. бюджет, как главный элемент финансовой системы государства
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Финансовая система.docx

— 176.42 Кб (Скачать)

     Фонд  страхования.

            Фонд страхования обеспечивает  возмещение возможных убытков  от стихийных бедствий и несчастных  случаев, а также способствует  их предупреждению.

     До  1990 г. страхование в России было построено на началах государственной монополии. Это означало, что только государство могло совершать операции по страхованию и давать гарантированные обязательства по возмещению ущерба, понесенного организациями или гражданами в результате стихийного бедствия или несчастного случая. Все страховые операции в стране проводились Госстрахом СССР, который осуществлял свою работу на началах хозяйственного расчета. Государственная монополия на имущественное и личное страхование позволяла в общегосударственном масштабе централизовать денежные средства, предусмотренные на эти цели.

     В связи с развитием рыночных отношений  появилась возможность отказаться от монополии государства в страховом  деле. Рынок побуждает государственные  страховые организации изменять структуру и направления деятельности в соответствии с новыми экономическими условиями. В настоящее время  наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют негосударственные страховые компании, получившие лицензии на проведение страховых  операций.

     Страхование в условиях рыночной экономики все  больше становится сферой коммерческой деятельности. 

     Фондовый  рынок.

             Среди звеньев финансово-кредитной  системы фондовый рынок занимает  особое место. Его можно выделить  в звено, так как фондовый  рынок представляет собой особый  вид финансовых отношений, возникающих  в результате купли-продажи специфических  финансовых активов - ценных бумаг.

     Задача  фондового рынка - обеспечение процесса перелив капитала в отрасли с  высоким уровнем дохода. Фондовый рынок служит для мобилизации  и эффективного использования временно свободных денежных средств. Его  особенность заключается в том, что участники фондового рынка  рассчитывают на получение более  высокого довода по сравнению с вложением  денег в банк. Вместе с тем обратной стороной повышенного дохода оказывается  повышенный риск. Принципы использования  финансовых ресурсов на фондовом рынке  зависят от видов ценных бумаг, в  которые они вложены, и от типов  операций с ценными бумагами.

     Финансово-кредитная  система.

             Финансово-кредитная система - в  макроэкономике - система, обеспечивающая  финансовую и кредитную политику  государства и все аспекты  финансового рынка. Финансово-кредитная  система связывает финансовую  и кредитную системы, первичный  и вторичный рынки.

     Кредитная система - совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования, а  также система кредитных учреждений.

     По  этому звену рассматривается  банковская система РФ.

     Банковская  система - совокупность разных видов  взаимосвязанных банков и других кредитных учреждений, действующих  в рамках единого финансово-кредитного механизма. В двухуровневой банковской системе на первом уровне находится  центральный банк, а на втором уровне - сеть коммерческих банков и других расчетно-кредитных учреждений. 

     Финансы предприятий различных  форм собственности.

            Финансы предприятий различных  форм собственности (государственные,  муниципальные, акционерные, частные,  арендные и др.), являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода.

     От  состояния финансов предприятий  зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование  финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции  не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.

      

    III. Государственный бюджет, как главный элемент финансовой      системы государства.

 

     Главный элемент финансовой системы государства  — государственный бюджет. Государственный бюджет — это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом — парламентом страны или муниципальным собранием.

     Во  всех государствах в результате деятельности хозяйствующих субъектов создаются  валовой внутренний продукт и  национальный доход. Произведенный  в сфере материального производства национальный доход проходит последовательно  стадии распределения и перераспределения.

     Важнейшую роль в перераспределении и дальнейшем использовании национального дохода играет бюджет.

     Бюджет  представляет собой форму образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства.

     Формирование  бюджета самым непосредственным образом связано с развитием  национального дохода страны и его  перераспределением. Основными финансовыми  методами перераспределения национального  дохода являются:

  1. Образование и использование денежных накоплений (прибыли, НДС, платежи в социальные внебюджетные фонды)
  2. организация налогов
  3. финансирование отраслей народного хозяйства
  4. формирование и использование общественных фондов потребления, страховых и резервных фондов.

     Бюджет  выполняет следующие задачи:

  1. перераспределение национального дохода
  2. государственное регулирование и стимулирование экономики
  3. финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства
  4. контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

     Первый  этап бюджетного процесса - составление  проектов бюджетов. Составлению проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг и иных установленных нормативов.

     Президент РФ не позднее марта года, предшествующего  очередному финансовому году, направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание, в котором определяет бюджетную  политику на очередной финансовый год.

     Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива  Правительства РФ, соответствующих  органов исполнительной власти субъектов  РФ и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

     Основой для составления бюджета является:

  • бюджетное послание Президента РФ;
  • прогноз социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год (ПСЭР);
  • основные направления бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год;
  • прогноз сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год;
  • план развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.

     Рассмотрение  и утверждение отчета об исполнении бюджетов является одной из форм финансового  контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами власти.

     Для контроля за исполнением бюджета  существует специальный орган - Счетная палата, которая участвует также в предварительном контроле при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета.

     Отчет об исполнении бюджета готовит орган, исполняющий бюджет, на основании  отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Ответственным за составление отчета об исполнении федерального бюджета является Министерство финансов РФ.

     Отчет об исполнении федерального бюджета  представляется в Государственную  Думу и Счетную палату Правительством РФ в форме федерального закона не позднее 1 июня вместе с отчетами об исполнении внебюджетных фондов и следующими документами и материалами:

  • отчетом о расходовании средств резервных фондов Правительства и Президента РФ;
  • отчетами МФ РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд и кредитов и о предоставленных государственных гарантиях;
  • отчетом о внутренних и внешних заимствованиях РФ по их видам;
  • отчетом о доходах, полученных от использования госимущества;
  • сводными отчетами о выполнении плановых заданий по предоставлению государственных (муниципальных) услуг;
  • годовыми отчетными сметами доходов и расходов бюджетных учреждений по главным распорядителям бюджетных средств;
  • реестром федеральной государственной собственности и отчетом о состоянии внешнего и внутреннего долга РФ на первый и последний день отчетного финансового года;
  • отчетом Федерального казначейства о рассмотренных делах и наложенных взысканиях за нарушения бюджетного законодательства.

     Счетная палата проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный год  в течение полутора месяцев после  представления отчета в ГД, используя  материалы и результаты проведенных  проверок и ревизий. Государственная  Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты, после чего принимает  решение об утверждении или отклонении отчета.

     Исполнение  бюджетов начинается после их утверждения  в установленном порядке. В Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагается организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений. Особая роль определена Федеральному казначейству Министерства финансов РФ - именно этот орган обеспечивает соблюдение принципа единства кассы - зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджета.

     Исполнение  бюджетов всех уровней осуществляется на основе бюджетной росписи - документа о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающего распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

     Исполнение  бюджета по доходам предусматривает:

  • перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
  • распределение в соответствии с бюджетом регулирующих доходов;
  • возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
  • учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета.

     Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных  средств на едином счете бюджета  с соблюдением процедур санкционирования и финансирования. Основные этапы  санкционирования:

  • составление и утверждение бюджетной росписи (в течение 17 дней со дня утверждения бюджета),
  • утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и бюджетополучателей,
  • утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям,
  • утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и бюджетополучателей,
  • принятие денежных обязательств бюджетополучателями,
  • подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

Информация о работе Финансовая система РФ