Организационно-правовые основы бюджетной системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 10:01, реферат

Описание работы

Бюджетные отношения в государстве осуществляются на базе определенных правовых норм, совокупность которых образует бюджетное право. Предметом регулирования бюджетного права являются бюджетные отношения, возникающие в связи с формированием бюджетов, распределением и использованием бюджетных средств.

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

Организационно-правовые основы бюджетной системы РФ

Бюджетные отношения  в государстве осуществляются на базе определенных правовых норм, совокупность которых образует бюджетное право. Предметом регулирования бюджетного права являются бюджетные отношения, возникающие в связи с формированием бюджетов, распределением и использованием бюджетных средств.

Бюджетное право является важнейшей частью финансового права и состоит из общей и особенной частей.

Общую часть бюджетного права образуют нормы, закрепляющие самые общие принципы и методы деятельности органов государственного управления и местного самоуправления в бюджетной сфере, а также основные полномочия субъектов бюджетных правоотношений.

Субъектами бюджетных  правоотношений являются:

  • государство, национально-государственные и административно-территориальные образования (РФ и ее субъекты, которые участвуют в бюджетных правоотношениях через свои представительные и исполнительные органы в интересах РФ или субъектов РФ в целом);
  • представительные и исполнительные органы государственной и местной власти;
  • организации – получатели бюджетных средств

К бюджетным  правоотношениям относятся:

  • отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
  • отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением.

Нормы общей  части бюджетного права конкретизируются в особенной части.

Источниками бюджетного права являются нормативные правовые акты различной юридической силы, которые можно условно разделить на две группы:

  • нормативные акты, устанавливающие общие правила для участников бюджетных отношений;
  • финансово-плановые акты, к которым относятся собственно бюджеты, финансовые планы ведомств, сметы учреждений и т.д.

Основным источником бюджетного права в РФ является Конституция РФ. Конституция устанавливает форму государственного устройства РФ и принципы взаимодействия федерального центра и субъектов федерации (ст. 5). В главе 3 Конституции, посвященной федеративному устройству России, определяются предметы ведения Российской Федерации, субъектов РФ и совместного ведения.

Предметы ведения Российской Федерации, субъектов РФ и совместного ведения

Предметы ведения РФ Предметы  совместного ведения  РФ и субъектов  РФ Предметы  ведения субъектов  РФ
Принятие  и изменение Конституции РФ и  федеральных законов, контроль за их соблюдением Обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам Вне пределов ведения  РФ и полномочий РФ по предметам  совместного ведения РФ и субъектов  РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти
Регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в РФ; регулирование и защита прав национальных меньшинств; Защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон  
Установление  системы федеральных органов  законодательной, исполнительной и  судебной власти, порядка их организации  и деятельности; формирование федеральных  органов государственной власти Установление  общих принципов организации  системы органов государственной  власти и местного самоуправления  
Федеральная государственная собственность  и управление ею Разграничение государственной собственности  
Установление  основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ В разграничение  государственной собственности  опросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами  
Установление  правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; Природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение  экологической безопасности; особо  охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры  
Федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития Установление  общих принципов налогообложения и сборов в РФ  
Федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе Общие вопросы  воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта  
Внешняя политика и международные отношения  РФ, международные договоры РФ; вопросы  войны и мира Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ  
Внешнеэкономические отношения РФ; Координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение  
Оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи  и покупки оружия, боеприпасов, военной  техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических  средств и порядок их использования Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий  
Определение статуса и защита государственной  границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической  зоны и континентального шельфа РФ Административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды  
Судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности Кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариаткадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат  
Федеральное коллизионное право Защита исконной среды обитания и традиционного  образа жизни малочисленных этнических общностей  
Федеративное  устройство и территория РФ    
Метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая  система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет    
Государственные награды и почетные звания РФ    
Федеральная государственная служба    

Кроме того, в  Конституции (ст. 132) закреплено право  органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять  местный бюджет.

В развитие основных положений в сфере бюджетного права, закрепленных в Конституции РФ, издаются и специальные законодательные акты, составляющие собственно бюджетное законодательство РФ.  

Бюджетное законодательство включает в себя Бюджетный кодекс РФ и принятые в соответствии с  ним:

  • федеральные законы о федеральном бюджете;
  • законы субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ;
  • нормативные правовые акты муниципальных образований о местных бюджетах;
  • иные федеральные законы, законы субъектов РФ, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные правоотношения;
  • нормы международного права.

Бюджетный кодекс РФ

Федеральный закон  “Бюджетный кодекс РФ” был принят в 1998 году и является важнейшим документом, регулирующим бюджетные правоотношения. В первой части Бюджетного кодекса  фиксируются определения базовых понятий бюджетного права, компетенция органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных правоотношений. 

Компетенция органов власти различных уровней в области бюджетных правоотношений 

Компетенция органов власти РФ Компетенция органов власти субъектов  РФ Компетенция органов местного самоуправления
Установление  общих принципов организации  и функционирования бюджетной системы  РФ Установление  порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов субъектов РФ, утверждения и исполнения бюджетов субъектов РФ, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении бюджетов субъектов РФ Установление  порядка составления и рассмотрения проектов местных бюджетов, утверждения и исполнения местных бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении местных бюджетов
Разграничение налогов и других доходов между  уровнями бюджетной системы, а также  распределение в порядке межбюджетного регулирования доходов от федеральных налогов и сборов, иных доходов федерального бюджета между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ Составление и  рассмотрение проектов бюджетов субъектов  РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ, утверждение и исполнение бюджетов субъектов РФ, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Составление и  рассмотрение проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов
Разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней  бюджетной системы РФ Распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъектов РФ между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами Определение порядка  направления в местные бюджеты  доходов от использования муниципальной  собственности, местных налогов  и сборов, иных доходов местных бюджетов
Определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации, утверждения  и исполнения бюджетов всех уровней  бюджетной системы Российской Федерации, утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением Определение порядка  направления в бюджет субъекта РФ доходов от использования собственности  субъекта РФ, доходов от налогов  и сборов субъекта РФ, иных доходов  бюджета субъекта РФ Определение порядка  и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов
Определение основ формирования доходов, осуществления  расходов из бюджетов всех уровней  бюджетной системы Российской Федерации Разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами Предоставление  финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов
Определение основ осуществления государственных  и муниципальных заимствований, а также основ управления государственным и муниципальным долгом Установление  совместно с органами государственной  власти РФ порядка и условий предоставления финансовой помощи бюджетам субъектов  РФ Определение порядка  осуществления муниципальных заимствований
Установление порядка составления и рассмотрения проекта федерального бюджета, утверждения и исполнения федерального бюджета, осуществления контроля за его исполнением, составления отчетности об исполнении и утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Определение порядка  и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета  субъекта РФ местным бюджетам Осуществление муниципальных заимствований и  управление муниципальным долгом
Составление и рассмотрение проекта федерального бюджета, утверждение и исполнение федерального бюджета, осуществление контроля за его исполнением и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Предоставление  финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта РФ местным бюджетам  
Установление  федеральными законами порядка осуществления  заимствований РФ, субъектами РФ и  органами местного самоуправления, управления долгом РФ, субъектов РФ и органов  местного самоуправления Установление  порядка и условий предоставления бюджетных кредитов  
Осуществление государственных заимствований  РФ и предоставление кредитов иностранным  государствам, а также управление государственным долгом РФ Определение перечня  и порядка осуществления государственных внутренних заимствований субъектов РФ  
Установление  порядка формирования доходов федерального бюджета и бюджетов государственных  внебюджетных фондов Осуществление государственных внутренних и внешних  заимствований субъекта РФ и управление государственным долгом субъекта РФ  
Осуществление расходов федерального бюджета и  бюджетов государственных внебюджетных фондов    
Установление  порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам    
Предоставление  финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов  РФ и местным бюджетам    
Установление  общих принципов и условий  предоставления бюджетных кредитов    
Установление  минимальных государственных социальных стандартов, норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных или муниципальных услуг    
Утверждение бюджетной классификации РФ    
Установление  единых форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ    
Формирование, обеспечение погашения и обслуживание внешнего долга, определение перечня  и порядка осуществления государственных  внешних заимствований    
Определение перечня и порядка формирования государственных внебюджетных фондов, управление их деятельностью    
Установление  оснований и порядка привлечения  к ответственности за нарушение  бюджетного законодательства РФ    

 

Вторая часть  Бюджетного кодекса РФ называется “Бюджетная система РФ” и описывает бюджетное  устройство РФ, доходы, расходы, дефицит, профицит бюджетов. В третьей части Бюджетного кодекса описывается состав участников, процедуры и стадии бюджетного процесса, осуществляемого в РФ. Четвертая часть посвящена ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Наконец, пятая часть - заключительные положения.

Среди прочих федеральных  законов, относящихся к источникам бюджетного права необходимо выделить Федеральный закон “О бюджетной классификации РФ”.

Бюджетной классификацией называют группировки доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования дефицитов бюджетов. Бюджетная классификация обеспечивает сопоставимость показателей всех уровней бюджетной системы РФ.

Определение и  состав бюджетной классификации  описаны в Бюджетном кодексе РФ, в то время как подробное описание каждой из группировок приводится в ФЗ “О бюджетной классификации РФ”.

Бюджетная классификация  включает в себя следующие виды группировок:

  • классификация доходов бюджетов РФ;
  • функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
  • экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
  • ведомственную классификацию расходов федерального бюджета
  • классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ
  • классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;
  • классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ, видов муниципального долга;
  • классификацию видов государственных внешних долгов РФ и субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ;

Классификация доходов бюджетов РФ

Доходы бюджетов РФ подразделяются на группы, подгруппы, статьи и подстатьи.

Группами бюджетных  доходов являются:

  • налоговые доходы;
  • неналоговые доходы;
  • безвозмездные перечисления;
  • доходы целевых бюджетных фондов;
  • доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

Каждая из групп  включает в себя ряд подгрупп. Например, группа налоговых доходов включает в себя такие подгруппы как:

  • налоги на прибыль;
  • налоги на товары и услуги. лицензионные и регистрационные сборы;
  • налоги на имущество;
  • платежи за пользование природными ресурсами;
  • налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;
  • прочие налоги, пошлины и сборы.

В рамках подгрупп выделяют статьи и подстатьи.

Функциональная  классификация расходов бюджетов РФ

Функциональная  классификация является группировкой расходов бюджетов всех уровней и  отражает направления бюджетных  средств на реализацию основных функций  государства. Функциональная классификация  расходов включает в себя четыре уровня. Первый уровень – разделы, отражающие направления расходования бюджетных средств на реализацию основных функций государства. Примеры разделов функциональной классификации расходов:

  • государственное управление и местное самоуправление;
  • судебная власть;
  • национальная оборона;
  • образование

В пределах разделов выделяют подразделы, конкретизирующие направления расходования бюджетных средств. Например, в рамках раздела “образование” бюджетные средства направляются на дошкольное образование, общее образование, начальное профессиональное образование и т.д., которые являются подразделами раздела “Образование” функциональной классификации расходов.

Третий уровень  функциональной классификации расходов составляют целевые статьи, которые отражают финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств бюджетов в пределах подразделов функциональной классификации. В качестве примеров целевых статей, выделяемых в рамках раздела “образование” функциональной классификации можно назвать “ведомственные расходы на образование”, а также расходы на реализацию федеральных целевых программ “Дети России” и “Молодежь России”.

Наконец, четвертым  уровнем функциональной классификации  являются виды расходов, которые детализируют направления расходования бюджетных средств в пределах целевых статей. Так, например, видом расходов в рамках целевой статьи “ведомственные расходы на образование” подраздела “дошкольное образование” раздела “образование” функциональной классификации расходов является финансирование “детских дошкольных учреждений”.

Информация о работе Организационно-правовые основы бюджетной системы РФ