Федеральные целевые и региональные программы, их роль в решении экономических и социальных проблем

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 07:36, курсовая работа

Описание работы

Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.

Работа содержит 1 файл

Оригинал.doc

— 490.00 Кб (Скачать)

       Радикальное решение проблем межрегиональной асимметрии возможно лишь при увеличении экономического и соответственно финансового и налогового потенциала регионов и страны в целом. Именно на это нацелены федеральные целевые программы развития регионов.  

       2. Разработка, утверждение и реализация федеральных целевых программы по развитию регионов, осуществляются в соответствии с достаточно отлаженной системой законодательных и других нормативных документов.  

       3. К настоящему времени разработано  и утверждено Правительством Российской Федерации 28 федеральных целевых программ экономического и социального развития регионов.  

       Кроме того, подготовлены и находятся на различных стадиях рассмотрения и согласования (в министерствах, ведомствах, в Правительстве) еще 9 региональных программ федерального уровня, а 5 программ разрабатываются.  

       Утвержденными программами социально-экономического развития регионов охвачены территории 33 субъектов Федерации, а с учетом подготовленных, но не утвержденных программ- 52 субъектов (если учесть и находящиеся в разработке программ, то будут охвачены 58 субъектов Федерации).  

       Сопоставление перечня программ с данными о  сравнительном уровне развития регионов свидетельствует об общей нацеленности совокупности программ на решение проблем  межрегиональной асимметрии.  

       4. В законе о федеральном бюджете  на 1998 год предусмотрено государственное  участие в финансировании 139 федеральных  программ и подпрограмм с общим  объемом финансирования 36,9 млрд. руб., в том числе с государственными  инвестициями 8 млрд. руб. В это число входят 23 региональные программы с общим объемом федерального финансирования 1,9 млрд. руб., в т.ч. 0,6 млрд. руб. инвестиций.  

       5. К достоинствам сложившейся в  России практики разработки и  реализации ФЦП экономического  и социального развития регионов можно отнести:

       направленность  на решение коренных проблем регионов, на структурную перестройку их экономики, на приведение ее в соответствие с  новыми рыночными реалиями;

       нацеленность  всей совокупности региональных ФЦП  на регионы с наиболее острыми экономическими, социальными и экологическими проблемами и тем самым на решение проблем асимметрии в территориальной структуре экономики страны;

       подготовка  региональных ФЦП дает возможность  руководству регионов, занятому решением каждодневных задач, видеть и стратегические цели, определить, по крайней мере, для себя последовательную программу собственных действий по оздоровлению региональных финансов, решению коренных экономических и социальных проблем региона во взаимодействии со всеми хозяйствующими субъектами;

       наличие нормативной и законодательной  базы, определяющей отлаженность “технологии” подготовки и реализации ФЦП (хотя в  этой базе есть существенные пробелы, касающиеся как раз региональных ФЦП).  

       Среди недостатков работы с региональными ФЦП наиболее существенны следующие:

       явно  недостаточное финансирование из федерального бюджета (это связано и с чрезмерно  большим числом ФЦП по сравнению  с возможностями федерального бюджета), а также из региональных бюджетов и- что особенно существенно- из внебюджетных источников (в самих программах заложены расчеты на то, что именно внебюджетные источники должны быть основными);

       недостаточно  реализуется функция региональных ФЦП быть организатором “собирания”, “ зарабатывания ” денег, а  не формой их раздачи, особенно из федерального бюджета. В ряде регионов не преодолен иждивенческий взгляд на ФЦП просто как на источник получения дополнительных финансовых средств из центра;

       недостаточно  соблюдается необходимая последовательность реализации программных мероприятий, определение размеров государственной поддержки на эти мероприятия каждый год начинается заново, с формированием очередного федерального бюджета;

       не  обеспечивается необходимая степень  координации всех осуществляемых на территории одного региона ФЦП (отраслевых, функциональных, региональных);

       не  учитывается в должной мере необходимость  придания приоритета объектам ФЦП при  конкретном “наполнении” иностранных  кредитных линий, предоставляемых  по межгосударственным соглашениям  и по соглашениям с международными организациями;

       в практике разработки и реализации ФЦП  недостаточно используются возможности, заключенные в органическом сочетании  рыночных механизмов и методов государственного регулирования.

       Несмотря  на эти недостатки, федеральные целевые программы пользуются большой популярностью в регионах. Все большее число региональных руководителей хорошо понимает, что при всех издержках в практике применения программно-целевого метода, федеральные программы регионов дают возможность при умелом использовании привлечь отечественных и иностранных инвесторов к решению коренных проблем экономики региона, пользуясь наличием утвержденной Правительством программы как определенной гарантией, подтверждающей серьезность намерений федеральных и региональных органов власти. Кроме того, сам процесс подготовки Программы, даже до ее утверждения, дает руководству региона возможность системно рассмотреть проблемы региона и построить собственную программу действий.  

       Количественная  оценка эффективности реализации ФЦП  регионов весьма затруднена сейчас тем, что несмотря на большое их количество и накопленный разнообразный опыт, процесс их реализации, по существу, находится на начальном этапе (даже принятая одной из первых Курильская программа осуществлена пока лишь на 22%). Тем не менее практически по каждой есть определенные реальные результаты в виде осуществленных программных мероприятий.  

       6. На предстоящий период основные  усилия предстоит направить не  столько на разработку новых  программ развития регионов, сколько  на реализацию уже разработанных и принятых. В связи с этим наибольшее значение приобретает решение практических проблем их осуществления, связанных с необходимостью преодоления выявившихся недостатков и использования накопленного положительного опыта.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список используемой литературы 
 

      1. Бюджетная система России / Под ред. Поляка Г.Б., Рек. МО.- М.Ж ЮНИТИ, 2007
      2. Годин А.М., Максимова Н.С., Погодин И.В. Бюджетная система Российской Федерации. – М.:2006
      3. http://fcp.vpk.ru – сайт Министерства Экономического Развития.
      4. Указ Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 г. №803 “Об основных направлениях региональной политики в Российской Федерации
      5. Бюджетный кодекс Российской Федерации по состоянию на 27 июля 2010 года.  Федеральный закон «О внесении изменений бюджетный кодекс российской федерации в части уточнения сроков составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов и отчётов об их исполнении» от 27 июля 2010 года.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                            

                                                                                                         Приложение 1 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                 Приложение 2 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                Приложение 3 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                               Приложение 4 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                   Приложение 5 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            Перечень  федеральных целевых  программ, предлагаемых к финансированию из федерального бюджета (государственные  капитальные вложения) млн. рублей 

      Раздел 1. Развитие высоких технологий

        Федеральная космическая программа  России на 2006 - 2015 годы 

        Программа "Глобальная навигационная  система" 

        подпрограмма "Обеспечение функционирования  и развития системы ГЛОНАСС" 

        подпрограмма "Внедрение и использование спутниковых навигационных систем в области транспорта"

        подпрограмма "Создание высокоэффективной  системы геодезического обеспечения  Российской Федерации" 

        подпрограмма "Разработка и подготовка  производства навигационного оборудования  и аппаратуры для гражданских потребителей"

        подпрограмма "Модернизация и  создание перспективных средств  навигации в интересах специальных  потребителей"

        Программа "Исследования и  разработки по приоритетным направлениям  развития научно-технологического  комплекса России на 2007 - 2012 годы"

        Программа "Развитие гражданской  авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года"

        Программа "Развитие телерадиовещания  в Российской Федерации на 2009 - 2015 годы"

        Программа "Развитие российских  космодромов на 2006-2015 годы"

        Программа "Развитие гражданской  морской техники" на 2009 - 2016 годы 

        Программа "Развитие инфраструктуры  наноиндустрии в Российской Федерации  на 2008 - 2011 годы"

        Программа "Развитие электронной  компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008 - 2015 годы

        Программа "Национальная технологическая  база" на 2007 - 2011 годы 

        Программа "Ядерные энерготехнологии  нового поколения на период 2010 - 2015 годов и на перспективу  до 2020 года" 
 

      Раздел 2. Жилье

        Программа "Жилище" на 2002-2010 годы (второй этап)

        подпрограмма "Модернизация объектов  коммунальной инфраструктуры"

        подпрограмма "Обеспечение жильем  молодых семей" 

        подпрограмма "Выполнение государственных  обязательств по обеспечению  жильем категорий граждан, установленных  федеральным законодательством"

        подпрограмма "Обеспечение земельных  участков коммунальной инфраструктурой  в целях жилищного строительства" 

        подпрограмма "Мероприятия по  обеспечению жильем отдельных  категорий граждан" 

        Расходы общепрограммного характера  по программе "Жилище" 2002-2010 годы

        Мероприятия по реализации концепции  развития унифицированной системы  рефинансирования ипотечных жилищных  кредитов 

        Программа "Совершенствование  системы комплектования должностей  сержантов и солдат военнослужащими,  переведенными на военную службу по контракту, и осуществление перехода к комплектованию должностей сержантов (старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также матросов плавсостава Военно-Морского Флота военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (2009-2015 годы)" 
 

Информация о работе Федеральные целевые и региональные программы, их роль в решении экономических и социальных проблем