Федеральные целевые и региональные программы, их роль в решении экономических и социальных проблем

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 07:36, курсовая работа

Описание работы

Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.

Работа содержит 1 файл

Оригинал.doc

— 490.00 Кб (Скачать)

     Предоставление бюджетных инвестиций государственному (муниципальному) унитарному предприятию влечет соответствующие увеличения уставного фонда государственного (муниципального) унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством о государственных (муниципальных) унитарных предприятиях.

     Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в форме капитальных  вложений в основные средства могут  осуществляться в соответствии с  концессионными соглашениями.

     Осуществление бюджетных инвестиций из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в объекты  капитального строительства государственной  и муниципальной собственности, которые не относятся (не могут быть отнесены) соответственно к государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, не допускается.

     Федеральным законом о федеральном бюджете  может предусматриваться предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации, или на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов.

     Законом о бюджете субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление субсидий местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов.

     Предоставление указанных субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) осуществляется в соответствии со статьей 179 Бюджетного Кодекса, за исключением субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации в соответствии со статьей 179.2 Бюджетного Кодекса.

     Бюджетное финансирование можно разделить на две части - финансирование объема услуг и конкретные целевые программы. Последние, в свою очередь, могут быть отраслевыми, например "Дети - сироты", и комплексными, например "Диабет", "Туберкулез" и т.д. В первом случае средства поступают к конкретному субъекту бюджетных расходов, во втором финансирование может поступать в ряд отраслей: ослабленным детям на дополнительное питание через комитет по образованию; на производство соответствующих вакцин и др. В таком случае финансирование направляется или напрямую исполнителю, или через ведомство (например, Комитет по здравоохранению).

     Формирование  перечня долгосрочных целевых программ осуществляется органом исполнительной власти, исполнительным органом местного самоуправления в соответствии с  прогнозом социально - экономического развития Российской Федерации и прогнозом социально - экономического развития соответствующего субъекта РФ или муниципального образования и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Место федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов в решении задач региональной политики в России  

       Разработка  и осуществление федеральных  целевых программ развития регионов занимают одно из важнейших мест в  достижении целей государственной региональной политики.  

       Государственным документом, в котором закреплены эти цели, является Указ Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 г. №803 “Об основных направлениях региональной политики в Российской Федерации”. К числу целей российской региональной политики в этом документе отнесены:

       укрепление  экономических основ территориальной  целостности и стабильности государства;

       содействие  развитию и укреплению экономической  реформы, формированию во всех регионах многоукладной экономики, становлению региональных и общероссийских рынков товаров, труда и капитала, институциональной и рыночной инфраструктуры;

       сокращение  чрезмерно глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов, поэтапное создание условий для  укрепления в них собственной экономической базы повышения благосостояния населения, рационализация систем расселения;

       достижение  экономически и социально оправданного уровня комплексности и рационализации структуры хозяйства регионов, повышение  жизнеспособности региональной экономики.

       Нетрудно  видеть, что все перечисленные  цели имеют прямое отношение к  решению проблемы региональной асимметрии.

       Федеральные целевые программы регионального  назначения, направленные на решение  проблем конкретных регионов, призваны тем самым способствовать и достижению названных выше общих целей региональной политики. При этом особая роль федеральных целевых программ развития регионов в решении задач, связанных с межрегиональной асимметрией, определяется тем, что, в отличие от других инструментов региональной политики, используемых для этих целей (трансферты, дотации, субвенции, бюджетные ссуды и кредиты из федерального бюджета, государственная поддержка завоза грузов в районы Крайнего Севера, компенсация тарифов за электроэнергию регионам Дальнего Востока), программы имеют ту принципиальную особенность , что они в силу своего преимущественно инвестиционного характера нацелены на решение не столько текущих, столько стратегических задач реформирования региональной экономики, ее структурной перестройки на основе инвестиционных процессов. Таким образом, по крайней мере по своему замыслу, они направлены на радикальное решение проблем межрегиональной асимметрии, имея целью не только преодоление ее последствий, но и противодействие ряду факторов, ее порождающих.

       Радикальное же решение проблем межрегиональной  асимметрии, на мой взгляд, возможно лишь при увеличении экономического и соответственно финансового и налогового потенциала регионов и страны в целом, чтобы все большую часть проблем регионов они могли бы решить собственными силами, а федеральный бюджет мог бы увеличить абсолютные размеры помощи тем районам, собственный потенциал которых пока не достаточен для самостоятельного развития. Именно на это нацелены федеральные целевые программы развития регионов.

       Если  отвлечься от конкретных особенностей каждой из этих программ, то генеральной  их целью, общей для всех до сих  пор разработанных и реализуемых  программ, является определение и  осуществление комплекса мер, обеспечивающих преодоление кризиса и формирование эффективной региональной экономики, главным образом, на основе ее структурной перестройки, и решение социальных задач в регионе.

       Структурные сдвиги в промышленности регионов постоянно  происходят под воздействием рыночных факторов, позитивно или негативно влияющих на динамику производства на конкретных предприятиях, в результате чего индустриальная структура региональной экономики постоянно адаптируется к современным условиям.

       Вместе  с тем эта адаптация осуществляется с большими трудностями при низкой инвестиционной активности и сниженном уровне производства, что не решает проблемы безработицы, недостаточной налогооблагаемой базы регионов, повышения технического уровня и эффективности производства, осуществления необходимых социальных программ. Сами процессы структурной перестройки в этих условиях не отличаются стабильностью, чрезмерно зависят от текущей конъюнктуры, и не всегда соответствуют долговременной стратегии социально-экономического развития страны.

       Надо  учитывать также малую инвестиционную активность коммерческих банков и частных инвесторов в реальном секторе экономики, ограниченную к тому же вложениями в небольшие, быстро окупаемые проекты. Крупные же инвестиции в стратегически важные мероприятия с долгосрочным эффектом, особенно в кризисных регионах, могут осуществляться, как правило, лишь с государственным участием.

       В связи с этим возникает необходимость, особенно в регионах с наиболее острыми  социальными, экономическими и экологическими проблемами, использовать различные  формы регулирующего воздействия на процессы структурной перестройки экономики со стороны федеральных и региональных органов управления, и в том числе программно-целевой метод, позволяющий в принципе обеспечить комплексное решение региональных проблем, учесть все многообразие факторов, определяющих динамику регионального развития, расширить временной горизонт для осуществления программных мероприятий, предусмотреть хотя и более долговременные и дорогостоящие мероприятия (например, по структурной перестройке), но зато обеспечивающие коренное улучшение ситуации в экономике и социальной сфере конкретного региона, гораздо более радикальное решение его проблем.  

       Как показал опыт России, другие названные  выше инструменты региональной политики, решая, хотя и жизненно важные, но текущие задачи, не способны обеспечить радикального изменения социально-экономической ситуации в региональном развитии: территориальная дифференциация за годы реформ не уменьшилась, а возросла. На возможное возражение, что действовавшие в эти годы федеральные целевые программы тоже не изменили ситуацию, можно ответить, что подавляющее их большинство находится на начальной стадии осуществления, а выделяемые и привлекаемые для них ресурсы далеки от намечавшихся масштабов. Данная выше принципиальная оценка программно-целевого метода и его возможностей от этого не меняется.  
 

       Целевые программы как  инструмент управления государственными расходами 

       Совершенствование процесса создания и исполнения целевых  программ является насущной необходимостью, поскольку в настоящее время не полностью используются их преимущества в качестве инструмента управления государственными расходами.

       К таким преимуществам относятся:

       - организационное и финансовое  участие частных инвесторов в реализации государственных мероприятий;

       - количественное и стоимостное  выражение целей и результатов  целевых программ;

       - назначение единого государственного  заказчика по мероприятиям схожей  направленности;

       - отраслевая и территориальная  интеграция целевых программ.

       Без кардинального реформирования всей системы целевых программ и устранения имеющихся недостатков создание ведомственных целевых программ не позволит существенно повысить эффективность  государственного финансового планирования и обеспечить экономию бюджетных средств.

       Поэтому в ходе реформирования бюджетного процесса необходимо не столько содействовать  превращению всех видов бюджетных  расходов в целевые программы, сколько  сосредоточить усилия на устранении недостатков системы целевых  программ, что и позволит добиться повышения результативности программных мероприятий.

       В настоящее время основной концепцией формирования и реализации целевых  программ по-прежнему остается обеспечение  выделения бюджетных ассигнований для ограниченного круга мероприятий и на этой основе - гарантий целевого использования средств бюджетов всех уровней. Но эту концепцию нельзя уже считать актуальной, поскольку действующая система государственного финансового контроля позволяет обеспечить целевое выделение и использование бюджетных средств в рамках бюджетной классификации по любому виду текущих бюджетных расходов, а не только в рамках целевых программ.

       Замечу также, что осуществляемый в ходе бюджетной реформы переход к концепции "управления бюджетными затратами по результатам" не может быть эффективно реализован на практике без совершенствования соответствующей методической базы.

       На  мой взгляд, заслуживает самого пристального внимания изучение возможности формализации системы целевых программ на основе совмещения интересов и финансовых ресурсов государства и хозяйствующих субъектов. Особенностью данного подхода является увеличение объема финансовых ресурсов как бюджетов всех уровней, так и частных инвесторов на основе стимулирования экономического роста и обеспечения самоокупаемости программных мероприятий. Для реализации такой модели предлагается использование методического инструментария для организации системы целевых программ с целью эффективного управления государственными расходами и оптимизации управления бюджетными инвестициями.

       Целевые программы могут создаваться  не только на федеральном, но и на региональном уровне. Для решения проблем субфедерального  значения за счет средств государственного бюджета решающим условием должно считаться  наличие действующей программы регионального уровня с высокой экономической эффективностью программных мероприятий. В свою очередь, условием для создания региональной целевой программы следует считать наличие долгосрочного или среднесрочного плана инвестиций коммерческой организации, служащего своеобразным стимулом для социально-экономического развития территории или отрасли.

       Координация целевых программ между собой  является абсолютной необходимостью, поскольку позволяет избежать дублирования мероприятий, пересечения полномочий и ответственности государственных заказчиков и других участников реализации программ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Выводы 

       1. Разработка и осуществление федеральных  целевых программ развития регионов  занимают одно из важнейших  мест в достижении целей государственной  региональной политики, в число которых входит и сокращение чрезмерно глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов.  

       Программы, в отличие от других инструментов региональной политики (трансферты, дотации, субвенции, государственная поддержка завоза грузов в районы Крайнего Севера и т.д.), в силу своего преимущественно инвестиционного характера нацелены на решение не столько текущих, столько стратегических задач реформирования региональной экономики, ее структурной перестройки на основе инвестиционных процессов. По своему замыслу, они направлены на радикальное решение региональных проблем, в том числе проблем межрегиональной асимметрии, имея целью не только преодоление ее последствий, но и противодействие ряду факторов, ее порождающих.  

Информация о работе Федеральные целевые и региональные программы, их роль в решении экономических и социальных проблем