Региональные целевые программы

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 15:13, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение региональных целевых программ как один из инструментов государственного и муниципального регулирования развития экономики и социальной сферы. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
рассмотреть методику разработки региональных целевых программ;
отразить роль и место целевых программ в регулировании развития регионов;
определить основные задачи целевых программ на современном этапе;
осветить особенности и условия применения программно-целевого метода в социально-экономическом развитии регионов;
проанализировать механизм реализации целевой программы на примере «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы».

Работа содержит 1 файл

курсовик по СГМУ.docx

— 66.33 Кб (Скачать)

    Введение

    В настоящее время типичными проблемами большинства регионов России являются кризисное и предкризисное состояние  предприятий различных отраслей, низкий уровень жизни, социальная напряженность, недостаток бюджетных средств, поиск  финансовых средств для структурной перестройки экономики региона, внедрения новых технологий, интенсификации производства. Эти обстоятельства обуславливают потребность в формировании новых подходов к управлению региональными процессами.

    В этой связи одним из основных направлений, позволяющих сделать существенный прорыв в повышении экономической  активности регионов, является программно-целевой  метод управления, условия применения которого полностью соответствуют  специфике переходного периода, что позволяет, рассматривать его  в качестве одного из основных методов  осуществления качественных изменений  социально-экономической ситуации как над государственном, так и на региональном и муниципальном уровнях. В условиях рыночной экономики программно-целевой метод управления становится наряду с прогнозированием социально-экономического развития страны и ее регионов одним из основных инструментов осуществления государственной региональной экономической и социальной политики. Особая роль целевых программ в рыночной экономике определяется тем, что рынок не всегда позволяет в полной мере мобилизовать дополнительные финансовые и материальные ресурсы для развития регионов. Успешно решая задачи стимулирования рационального использования ресурсов, он довольно плохо справляется с задачами их воспроизводства, требующими большей продолжительности инвестиционного цикла. Поэтому все, что связано с приданием экономике поступательной целевой динамики в условиях асимметрии развития регионов, естественным образом «ложится» на программы, в том числе целевые.

    Формирование  региональных целевых программ развития является сегодня наиболее актуальным и перспективным направлением программно-целевого планирования в нашей стране, так  как поддержание необходимых  территориальных пропорций в  экономике, недопущение чрезмерной дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития, обеспечение эффективного функционирования общероссийского  рынка являются важнейшими аспектами  модернизации российской экономики  и ее устойчивого развития.

    Целью работы является рассмотрение региональных целевых программ как один из инструментов государственного и муниципального регулирования развития экономики  и социальной сферы. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих  взаимосвязанных задач:

  • рассмотреть методику разработки региональных целевых программ;                                   
  • отразить  роль и место целевых программ в регулировании развития регионов;
  • определить основные задачи целевых программ на современном этапе;
  • осветить особенности и условия применения программно-целевого метода в социально-экономическом развитии регионов;
  • проанализировать механизм реализации целевой программы на примере «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы».                    

    Объектом  исследования выступает механизм формирования и реализации региональных целевых  программ развития. Предмет исследования в курсовой работе-организационно-экономические и управленческие отношения, возникающие в процессе формирования и реализации региональных целевых программ развития.

     Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяется цель и ставятся задачи данной работы.

     В первой главе рассматривается методика разработки, роль и место региональных программ в развитии регионов. Здесь подробно освещается специфика региональных программ; определяются основные задачи целевых программ на современном этапе; рассматриваются особенности и условия применения программно-целевого метода в социально-экономическом развитии страны.

    Во  второй главе рассматривается реализация региональной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы» на примере Пермского края

    В заключении на основе анализа использованного материала делается вывод, что региональные целевые программы - один из основных способов вывода региона из кризисного состояния и увеличения темпов экономического роста. Одновременно с этим целевые программы являются действенным механизмом для создания условий системного и комплексного развития регионов, решения насущных проблем региональной экономики.

       Приводится список рассмотренной литературы и нормативных актов. 
 

    Глава 1.Механизм формирования региональных целевых  программ.

    1.1 Методика разработки региональных целевых программ.

    Важнейшим прямым регулятором территориально-экономических процессов являются целевые программы экономического, социального и иного развития регионов. Каждая программа — это согласованный и увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, проектных, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других целевых мероприятий, реализуемых при поддержке государства. Они обеспечивают эффективное решение задач общенационального, межтерриториального или важного регионального значения в области экономического, научно-технического, социально-культурного и экологического развития региона — субъекта Российской Федерации, экономического района, зоны, города и т. д.

     Основные  задачи региональных программ:

  1. выравнивание межрайонных различий по показаниям экономического, социального и научно-технического развития;
  2. формирование оптимальной территориальной и отраслевой структуры экономики;
  3. максимально эффективное использование материальных, природных и трудовых ресурсов региона;
  4. развитие производственных сфер в соответствии с государственной селективной структурной политикой;
  5. охрана окружающей среды;
  6. преодоление последствий стихийных бедствий и техногенных аварий;
  7. формирование инфраструктуры информационного обеспечения органов управления и хозяйствующих субъектов;
  8. духовное возрождение регионов, сохранение их исторического наследия, укрепление культурного потенциала, стабилизация общественно-политической и правовой обстановки.

    Разработка  региональных программ – целенаправленный процесс мобилизации всех возможностей регионов различных уровней. Типовая  структура программы включает: характеристику проблемы, основные цели и задачи, систему  мер, ресурсное обеспечение, механизм реализации, организационный аспект, способы управления и контроля за ходом ее реализации, а также оценку ожидаемой эффективности и социально-экономических последствий от реализации программы.

    Программы экономического и социального развития субъектов РФ (далее - региональные программы) в отличие от федеральных  целевых программ разрабатываются  и реализуются субъектами РФ, которые  сами определяют цели и задачи таких  программ, порядок их разработки и  механизм реализации. Утверждение указанных  программ осуществляется в соответствии с п. «г» п. 2 ст.5 Федерального закона «Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ.

     Программная разработка решения проблем на уровне региональных программ производится в  соответствии с прогнозом социально - экономического развития РФ и соответствующей  территории, определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами. Приоритет  имеют те проекты и производственные объекты, где предоставление бюджетных  средств предполагается в основном на возвратной основе и может повлечь наибольший приток внебюджетных средств, в том числе иностранных инвесторов.

    При подготовке региональных программ должны решаться важные методические вопросы. Прежде всего это относится к методике определения программной проблемы. Задачи народнохозяйственного и территориального развития меняются, финансовые и другие ресурсы ограничены. Поэтому необходим отбор программ, для чего требуется тщательное изучение каждой программной проблемы, всестороннее, с единых методологических позиций, научное обоснование целесообразности ее решения. Критериями отбора программной проблемы следует считать:

  1. особо важную ее значимость для национальной экономики и региона, связь с крупными структурными преобразованиями, повышением эффективности хозяйства и уровня жизни населения, обеспечением экологической безопасности и рационального природопользования и т. д. (приоритетность проблемы);
  2. межотраслевой и многоплановый характер проблемы, наличие многих участников решения и необходимость координации их действий (сложность и комплексность проблемы);
  3. принципиальная новизна и прогрессивность технических, организационных и других программных мероприятий, ожидаемые высокие народнохозяйственные результаты (эффективность проблемы).

      К этим признакам иногда относят еще невозможность или затруднительность решения проблем в приемлемые сроки путем использования рыночного механизма и необходимость федеральной поддержки. Но этот критерий спорный, поскольку все важные и сложные проблемы эффективно решаются только программным методом и при поддержке государства. Один из возможных приемов отбора проблем — их ранжирование по количеству баллов, «собираемых» каждой проблемой в данном регионе или каждым регионом в стране по данной проблеме. Процедура выполняется по всем критериальным признакам с последующим суммированием полученных баллов. При этом каждый признак может быть выражен балльной величиной, равной значению его территориального индекса (за единицу принимается показатель по стране). Так, основными критериальными признаками для отбора первоочередных проблем антикризисного развития (смягчение безработицы, остановка спада производства и т. д.) в региональном разрезе (или отбора приоритетных регионов для вывода из кризиса) могут быть сравнительная острота кризисной ситуации и дефицита собственных финансовых ресурсов для ее ликвидации. Система критериальных показателей должна устанавливаться и рассчитываться централизованно.

    Выход программ регламентируется Указами  Президента РФ и постановлениями  Правительства РФ. Перечень региональных целевых программ, намеченных к финансированию из средств федерального бюджета  на предстоящий год, вносится Правительством РФ в Государственную Думу с одновременным  представлением проекта федерального бюджета, разработанного с учетом основных социально-экономических проблем, на решение которых будет направлена политика Правительства РФ в предстоящем  году. В соответствии с вышеназванным  законом РФ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»1 перечень региональных программ должен содержать:

  1. краткую характеристику каждой из принятых к реализации региональных целевых программ, включая указание целей, основных этапов и сроков выполнения;
  2. результаты выполнения основных этапов для переходящих региональных целевых программ;
  3. требуемые объемы финансирования каждой из принятых к реализации региональных целевых программ в целом по годам с указанием источников финансирования;
  4. объемы финансирования региональных целевых программ за счет средств федерального бюджета в предстоящем году;
  5. государственных заказчиков программ.

    К содержанию разделов целевой программы  предъявляются следующие требования. Первый раздел целевой программы  должен содержать развернутую постановку проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи  с национальными приоритетами социально-экономического развития, целесообразности программного решения проблемы на федеральном  уровне. Раздел также должен содержать  обоснование необходимости решения  проблемы программно-целевым методом  и анализ различных вариантов  этого решения, а также описание основных рисков, связанных с программно-целевым  методом решения проблемы.

    Второй  раздел целевой программы должен содержать развернутые формулировки целей и задач программы с  указанием целевых индикаторов  и показателей.

    Требования, предъявляемые к целям программы:

  • специфичность (цели должны соответствовать компетенции государственных заказчиков целевой программы);
  • достижимость (цели должны быть потенциально достижимы);
  • измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения целей);
  • привязка к временному графику (должны быть установлены срок достижения цели и этапы реализации целевой программы с определением соответствующих целей)2.

    Раздел  должен содержать обоснование необходимости  решения поставленных задач для достижения сформулированных целей программы и обоснование сроков решения задач и реализации программы с описанием основных этапов реализации и указанием прогнозируемых значений целевых индикаторов и показателей для каждого этапа, а также условия досрочного прекращения реализации целевой программы.

    Третий  раздел целевой программы должен содержать перечень мероприятий, которые  предлагается реализовать для решения  задач целевой программы и  достижения поставленных целей, а также  информацию о необходимых для  реализации каждого мероприятия  ресурсах (с указанием статей расходов и источников финансирования) и сроках. Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам и обеспечивать решение задач целевой программы. Программные мероприятия должны предусматривать комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при их реализации.

Информация о работе Региональные целевые программы