Региональные целевые программы

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 15:13, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение региональных целевых программ как один из инструментов государственного и муниципального регулирования развития экономики и социальной сферы. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
рассмотреть методику разработки региональных целевых программ;
отразить роль и место целевых программ в регулировании развития регионов;
определить основные задачи целевых программ на современном этапе;
осветить особенности и условия применения программно-целевого метода в социально-экономическом развитии регионов;
проанализировать механизм реализации целевой программы на примере «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы».

Работа содержит 1 файл

курсовик по СГМУ.docx

— 66.33 Кб (Скачать)

    В четвертом разделе целевой программы  должно содержаться обоснование  ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы, а также  сроков и источников финансирования. Кроме того, раздел должен включать в себя обоснование возможности  привлечения (помимо средств федерального бюджета) внебюджетных средств и  средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации программных  мероприятий и описание механизмов привлечения этих средств.

    Основные  требования к пятому разделу целевой  программы изложены в разделе VII «Порядка разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация».

    Шестой  раздел целевой программы должен содержать описание социальных, экономических  и экологических последствий, которые  могут возникнуть при реализации программы, общую оценку вклада целевой программы в экономическое развитие, а также оценку эффективности расходования бюджетных средств. Оценка эффективности осуществляется по годам или этапам в течение всего срока реализации целевой программы, а при необходимости и после ее реализации.

    Согласованный проект целевой программы с пояснительной  запиской, социально-экономическими и  технико-экономическими обоснованиями, предварительной бюджетной заявкой, положительным заключением государственной  экологической экспертизы, соглашениями (договорами) о намерениях между  государственным заказчиком программы  и предприятиями, подтверждающими  финансирование программы за счет внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов  Российской Федерации, государственный  заказчик направляет в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации, а по целевым программам, которые содержат разделы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) гражданского назначения, - также в Министерство образования и науки Российской Федерации. Представленные материалы должны содержать необходимые данные для проведения анализа проекта целевой программы, особенностей сегмента рынка, на которые ориентируется указанный проект, возможностей реализации этой программы в предполагаемые сроки, оценки эффективности и осуществления контроля за ходом ее выполнения. 
 
 
 
 

    1.2 Роль и место  региональных программ  в развитии регионов.

      Региональная политика государства–это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, т.е. связанная с взаимоотношениями между государством и регионами, а также регионов между собой. Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации региональной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.

      Для России, региональная политика, имеет исключительно важное значение: вследствие огромных природно–географических, социально– демографических, экономических и других различий на территории России унифицированный подход к регионам невозможен. Характеризуя ситуацию в различных регионах России, можно выделить несколько региональных групп, имеющих специфические черты.

      Первую  группу составляют наименее стабильные регионы, где необходимы серьёзные  государственные меры регулирования. Это регионы Северного Кавказа для которых характерно: весьма слабая финансовая база – по размеру подушных налогов занимает последнее место в РФ (менее 50% среднероссийского уровня), наиболее низкий уровень жизни, самая высокая концентрация беженцев, напряженная социально–психологическая обстановка, вызванная межнациональными конфликтами.

      Во  вторую группу входят регионы повышенного риска в социальной сфере:– центр европейской части России (Севера – Западный, Центральный, Волго – Вятский, Центрально – Черноземный, Уральский районы). Для этих регионов общим является: недостаточно приспособленная к требованиям рынка структура экономики; глубокий спад промышленности; быстрое увеличение безработицы; высокие темпы депопуляция населения, чрезмерные техногенные нагрузки на окружающую среду. Несмотря на то, что здесь наблюдается меньшая, чем в первой группе регионов, напряженность, при резком всплеске безработицы она может быть усилена, и привести к негативным последствиям для всей страны.

      Третью  группу представляют регионы: Крайнего Севера и Дальнего Востока, имеющие чрезвычайно острые специфические проблемы: остановка предприятий, вызванная ликвидаций или резким сокращением государственных дотаций, нарушение поставок сырья и оборудования; хронические неплатежи потребителей топлива, обострение проблем с завозом грузов, сверхвысокие цены на продукты питания и товары; резкое возрастание миграции, вызванное выше указанными обстоятельствами, а отсюда «вымывание» наиболее квалифицированных и мобильных кадров.

      Напряженная социально-экономическая ситуация в регионах, чрезмерные региональные контрасты в социальных условиях - угроза самому существованию государства, ведущая к его распаду. Региональная политика, таким образом, призвана ослабить внутренние социальные напряжение, сохранить целостность и единство страны.

    Таким образом, целевые региональные программы по уровням территориального управления  и масштабам реализации принято подразделять на:

  1. региональные программы общефедерального значения, которые разрабатываются и реализуются на уровне федеральных органов государственной власти с привлечением администраций регионов, действующих на территории практически всех крупных экономических районов России (программы "Миграции", "Чернобыль", "Мало численные народы Севера" и др.), которые служат для обеспечения неотложных федеральных нужд и преодоления крупномасштабных чрезвычайных ситуаций.  За выполнением этих программ отвечают федеральные органы власти;
  2. региональные программы крупного межрайонного значения, которые составляются и осуществляются на уровне федеральных органов государственной власти с активным привлечением администраций субъектов, реализуются на территории одного крупного или двух-трех смежных экономических районов России (программы "Каспий", "Освоение Нижнего Приангарья", "Возрождение Волги" и др.). Они служат для обеспечения неотложных государственных и федеральных нужд и преодоления крупномасштабных чрезвычайных ситуаций. За выполнением программ отвечают федеральные и региональные органы государственной власти;
  3. региональные программы развития субъектов РФ, которые разрабатываются и реализуются в основном на уровне администраций субъектов Федерации, служат для обеспечения неотложных государственных и федеральных нужд, преодоления региональных чрезвычайных ситуаций.  За выполнением программ в основном отвечают региональные органы государственной власти, при сохранении полной ответственности за федеральными органами (государственные заказчики);
  4. региональные межмуниципальные программы, которые готовятся и применяются на уровне администраций субъектов Федерации и местных администраций, в отдельных случаях (программа "Курилы") с участием федеральных органов власти, осуществляются на территории одного или нескольких экономических подрайонов внутри субъекта РФ или на территории нескольких МО (программы "Кавказские Минеральные Воды", "Краснодарское водохранилище" и др.), служат для обеспечения приоритетных федеральных, государственных и муниципальных нужд, преодоления региональных чрезвычайных ситуаций. За реализацию  программы отвечают  федеральные, региональные и муниципальные органы власти;
  5. региональные (локальные) программы развития муниципальных образований разрабатывающихся и реализующихся на уровне администраций субъектов Федерации и местных администраций, осуществляются на территории одного муниципального образования (программы по развитию города-курорта Сочи, сохранению исторической части г. Санкт-Петербурга, оздоровлению экологической обстановки городов Череповец, Чапаевск, Нижний Тагил, Братск и др.), служат для обеспечения неотложных муниципальных, государственных (на уровне субъектов Федерации) и федеральных нужд, преодоления локальных чрезвычайных ситуаций.

    Осуществление этих программ финансируется за счет госбюджета, отдельных структурообразующих инвестиционных проектов и размещение заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд посредством контрактной системы. Другими источниками являются иностранные инвестиции, частные капиталовложения.

      Развитие  рыночной экономики предполагает применение методов экономического регулирования, включающих создание специальных фондов регионального развития (федеральных, областных и др.), которые должны регулировать финансовые ресурсы для решения различных региональных проблем: проведение политики субвенции (централизованные средства из федерального бюджета, выделяющееся региону лишь на достижение таких целей, которые невозможно решить за счет других источников финансирования–это преодоление последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций); решение критических социальных проблем, а также на реализацию государственных региональных программ для предприятий, находящихся, в сложных социально-экономических и экологических условиях; привлечение частных инвесторов для решения задач региональной политики; компенсации дополнительных затрат, которые несут хозяйственные субъекты при размещении своих предприятий в районах со сложными условиями; предоставления налоговой скидки «на истощение недр», т.е. в связи с истощением запасов природных ресурсов, что особенно актуально для районов с экстремальными условиями; применения повышенных цен на экологически чистую продукцию; введения санкций для предприятий, загрязняющих окружающую среду, особенно в наиболее неблагоприятных регионах. В этих условиях особо важное значение приобретают инструменты экономической политики, предназначенные для осуществления принципиальных структурных сдвигов в экономике страны в целом, отдельных регионов или населенных пунктов.

      Одним из таких ключевых экономических  инструментов является программно-целевой  метод, условия применения которого (необходимость кардинального изменения  неблагоприятных пропорций, структуры, тенденций развития экономики и  социальной сферы, комплексность возникших  проблемы и т.д.) полностью соответствуют  специфики переходного периода  и позволяют рассматривать его  в качестве одного из основных методов  осуществления качественных изменений  социально-экономической ситуации как на государственном, так и на региональном и муниципальном уровнях.

    Метод программно-целевого управления представляет собой систему централизованных и децентрализованных среднесрочных  и долгосрочных программ развития, активно влияющих на формирование территориальной  структуры хозяйства, и является одним из главных средств осуществления  региональной политики развитых зарубежных стран. К основным направлениям совершенствования  программно-целевого управления в субъектах  РФ относятся, прежде всего, улучшение  структуры целевых программ, преодоление  их ведомственной разобщенности, совершенствование  организационных форм реализации целевых программ, повышение роли координационных и экспертных советов, расширение участия общественных организаций в разработке программ и обсуждении итогов их реализации.

      Для программно-целевого метода характерно то, что он обеспечивает реализацию одновременно двух типов интеграции: социально - экономических и научно-технических  процессов когда требуется объединить усилия субъектов, принадлежащих к различным отраслям, регионам или формам собственности, и временной, когда требуется добиться четкой последовательности и единства различных этапов (стадий) общего процесса движения к конечной цели, предусмотренной программой.

      Условиями использования программно-целевого подхода являются:

  1. необходимость кардинального изменения неблагоприятных пропорций, структуры, тенденций развития экономики и социальной сферы;
  2. комплексность возникшей социально-экономической , научно-технической и природно-экологической проблемы, требующей межотраслевой и межрегиональной координации программных мероприятий;
  3. отсутствие возможностей достижения необходимых целей развития, исходя только из существующего уровня взаимосвязей между уровнями управления, хозяйствующими субъектами и т.д.;
  4. необходимость скоординировать использования финансовых и материальных ресурсов различной ведомственной, отраслевой, региональной и иной принадлежности для достижения особо важной цели (федеральной, региональной или муниципальной значимости)

    Преимущества  программно-целевого метода управления экономическим и социальным развитием  регионов характеризуются следующими принципиальными особенностями:

  1. индикативным характером программ, сроки реализации которых находятся в прямой зависимости от обеспеченности программ необходимыми материальными и финансовыми ресурсами;
  2. системным характером основных целей и задач программы по решению сложных комплексных (межотраслевых и межрегиональных) проблем развития экономики и социальной сферы региона различного уровня;
  3. обеспечением единства методологических и методических подходов к решению задач развития регионов различного уровня;
  4. способностью концентрировать ограниченные материальные и финансовые ресурсы на решение вопросов социально-экономического развития регионов;
  5. возможностью использовать эффект мультипликатора при целевом использовании ограниченных бюджетных средств, собственных средств, банковского кредита и иных привлеченных средств инвесторов;
  6. возможностью сочетать программно-целевой метод управления региональным развитием с методами регионального прогнозирования и индикативного планирования;
  7. потенциальной возможностью обеспечения общественного контроля при формировании целей и задач программного развития и использовании финансовых ресурсов.

Информация о работе Региональные целевые программы