Финансирование здравоохранения: основные системы, проблемы, пути реформирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 10:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы по теме «Финансирование здравоохранения: основные системы, проблемы, пути реформирования» – изучение источников финансирования здравоохранения в условиях действующего законодательства, а также поиск направлений их совершенствования.

Исходя из сформулированной цели, были поставлены следующие задачи:
рассмотреть два основных источника финансирования здравоохранения РФ и внебюджетное поступление денежных средств в учреждения здравоохранения;
провести анализ и оценку действующей системы финансирования здравоохранения Российской Федерации;
дать рекомендации по совершенствованию системы финансирования здравоохранения и выявить новые источники финансирования для обеспечения результативности системы здравоохранения в России.

Содержание

Введение
1. Системы финансирования Здравоохранения
2. особенности финансирования здравоохранения в российской федерации
2.1 Законодательное регулирование и бюджетное финансирование здравоохранения в Российской Федерации
2.2 Принципы и сущность Обязательного Медицинского Страхования в Российской Федерации
2.3 Программа модернизации здравоохранения на 2011-2012 годы
3. Система финансирования Здравоохранения на примере ростовской области
3.1 Финансирование системы здравоохранения Ростовской области из областного бюджета
3.2 Финансирование системы здравоохранения Ростовской области через Ростовский областной фонд обязательного медицинского страхования
3.3 Программа модернизации здравоохранения на 2011-2012 годы
3.4 Национальный проект «Здоровье»
3.5 Областная целевая программа «Развитие здравоохранения на Дону»
заключение
список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа бюджетная система РФ.doc

— 694.00 Кб (Скачать)

     В Российской Федерации для здравоохранения определены три основных источника финансирования:

  • бюджетные средства (федеральный, региональный, местный бюджет)
  • страховые взносы,
  • другие поступления (платные услуги, пожертвования).

     Подавляющая часть средств поступает из первых двух источников.

     В настоящее время в Российской Федерации действует целый комплекс законов, регулирующих экономические отношения в здравоохранении. Основная задача законов, конституционных и государственных актов сбалансировать государственные гарантии и выделяемые средства. Это определяется прежде всего Конституцией Российской Федерации и законодательными актами об охране здоровья граждан. Статья 7 Конституции РФ определяет Российскую Федерацию как социальное государство, в котором охраняется здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей, устанавливается система социальной защиты граждан.

     К ним, прежде всего, относятся:

  • Конституция Российской Федерации (1993 г)
  • Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (1993 г)
  • О медицинском страховании граждан в Российской Федерации (1991)
  • Об обязательном медицинском страховании (2010)
  • О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (1999 г)
  • Бюджетный кодекс РФ (1998)
  • О лекарственных средствах (1998)
  • Об основах обязательного социального страхования (1999 г)
  • Налоговый кодекс РФ (1998-2000 г)

     Конституция регулирует и оказание медицинской  помощи населению. Статья 41 гласит, что  «медицинская помощь в государственных  и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».

     Медицинские учреждения оказывают платные услуги населению, однако в случаях возникновения  споров между и пациентами решения  принимаются в пользу пациентов и учреждения возмещают им средства, потраченные на оплату лечения. Нарастание платности порождает скрытую коммерциализацию государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждений

     Основы  законодательства РФ об охране здоровья были приняты в 1993 году в целях регулирования системы российского здравоохранения и предусматривают следующее:

     Ст.5-8 Основ органы власти всех уровней  должны предусматривать в соответствующих  бюджетах доли расходов на здравоохранение. Формировать целевые фонды в т.ч. для реализации целевых программ в сфере охраны здоровья, включая программу ОМС и программу государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью.

     Закон о медицинском страховании был  принят Верховным Советом РФ в  июне 1991года. Предполагалось введение Закона в силу в части добровольного медицинского страхования с октября 1991, а в части обязательного страхования – с января 1993 года.

     Поправки, внесенные в Закон  2 апреля 1993 года , были связаны с образованием системы самостоятельных государственных некоммерческих финансово-кредитных учреждений – Федерального и территориальных фондов ОМС, которым была поручена реализация государственной политики в области ОМС.

     В соответствии с Законом о медицинском  страховании граждан в России и Законом об обязательном медицинском страховании существуют с экономической точки зрения три системы здравоохранения:

  • государственная;
  • страховая;
  • платная;

     Все три системы тесно связана  между собой экономически: любая  из услуг может оказывается медицинскими учреждением любой формы собственности с соответствующей оплатой, и услуги, попадающие в одну систему, не должны оказываться другими системами.

     Закон предусматривает, что страхование  должно быть всеобщим и обязательным. При этом программа ОМС гарантирует гражданам определенный объем и условия оказания медицинской и лекарственной помощи. Дополнительные медицинские и иные услуги сверх программ обязательного страхования предоставляются в рамках добровольного медицинского страхования или за плату. Следует отметить, что программа ОМС утверждается Правительством РФ и является базовой. Субъекты РФ разрабатывают на ее основе собственные программы, которые не могут быть меньше, чем базовая.

     Особенность Закона заключается в том, что  в рамках обязательного страхования граждане не платят страховых взносов лично, что связано с низким уровнем доходов. При этом страхователи работающих и неработающих разделяются. За одних платит работодатель, за других местная администрация.

     Закон о некоммерческих организациях, принятый 12 января 1996 года, предусматривает создание их и в целях охраны здоровья граждан. При этом организации такого рода не должны иметь в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределять прибыль между участниками.

     Таким образом медицинские учреждения имеют право осуществлять коммерческую деятельность, оказывая платные медицинские услуги или реализуя программы добровольного медицинского страхования. Но вся получаемая при этом прибыль должна быть использована на развитие самого медицинского учреждения (приобретение оборудования, лекарственных средств, ремонт оборудования, основных фондов и т.д.).

     Органы  государственной власти и органы местного самоуправления могут оказывать  некоммерческим организациям, в т.ч. учреждениям здравоохранения, экономическую поддержку в различных формах путем предоставления различных льгот по уплате налогов и сборов, размещение государственных и муниципальных социальных заказов (на конкурсной основе).

     Основным  источником финансирования здравоохранения является государственный бюджет, формируемый за счет поступления общих налогов от хозяйствующих субъектов и от населения.

     Из  полученных доходов государство  в лице Минфина России выделяет определенные средства на содержание и развитие здравоохранения. Уровень финансирования определяется путем переговоров Минфином и Минздравом и базируется на предыдущем опыте, современных требованиях развития и возможностях государства. Согласованный бюджет одобряет Правительство РФ и утверждает высший орган власти Федеральное Собрание. С момента утверждения государственный бюджет становится законом и обязателен для исполнения.

2.2 Принципы и сущность Обязательного Медицинского Страхования в Российской Федерации

     При нарастающем обвале экономики и  разрушении государственного здравоохранения в той форме, в которой оно существовало во времена СССР., надо было срочно найти такой вариант решения проблемы, который бы позволил перевести систему здравоохранения на работу в условиях рынка, начать реальное, а не декларативное реформирование отрасли, взяв за основу экономические методы управления. Таким решением проблемы стало внедрение системы обязательного медицинского страхования (ОМС). Начавшиеся преобразования позволили избежать развала государственной системы здравоохранения и, в основном, сохранить для населения (особенно для социально незащищенных слоев) доступную и бесплатную медицинскую помощь. Обязательное медицинское страхование – составная часть системы социального страхования. Создание внебюджетных фондов (пенсионного, занятости, социального страхования, обязательного медицинского страхования) явилось первым организационным шагом в попытке реформирования системы социального страхования в России.

     В результате реформы социального  страхования при социально ориентированной  рыночной экономике должны быть достигнуты следующие основные цели:

  • формирование различных видов социального страхования и разветвленной структуры его, позволяющей обеспечить застрахованным гражданам социальные гарантии;
  • построение страховых систем с учетом профессиональных и региональных особенностей, обеспечивающих точный расчет финансовых средств, достаточных для выполнения обязательств по конкретным видам страхования;
  • обязательное участие работающих во взносах по большинству видов социального страхования и повышение их ответственности за формирование условий своей жизни;
  • осуществление социального страхования структурами, не находящимся в непосредственном ведении государства;
  • развитие механизмов самоуправления и саморегуляции в страховых структурах.

     Все вышеперечисленное можно отнести и к системе обязательного медицинского страхования. Конечно, сразу добиться осуществления данных целей очень трудно. Однако, несмотря на все проблемы, связанные с внедрением в России обязательного медицинского страхования, организационно эта система уже внедрена.

     Цель  медицинского страхования – гарантировать  гражданам при возникновении  страхового случая получения медицинской  помощи за счет накопленных средств  и финансировать профилактические мероприятия.

     Медицинское страхование представляет собой систему общественного здравоохранения, экономическую основу которой составляет финансирование из специальных страховых фондов. При этом охрана здоровья граждан финансируется «снизу». Страховые фонды образуются за счет различных источников финансирования: средств государственного бюджета, взносов предприятий, предпринимателей и работающих.

     Обязательное  медицинское страхование регулируется Законом РФ «Об обязательном медицинском  страховании граждан в Российской Федерации» является частью государственной политики и системы социального страхования. Основной программой ОМС является Базовая программа ОМС, осуществляется за счет средств ОМС и реализуется на основе договоров, заключаемых между субъектами обязательного медицинского страхования.

     Медицинская помощь в рамках базовой программы предоставляется гражданам на всей территории Российской Федерации.

     В качестве субъектов медицинского страхования  выступают: гражданин, страхователь, страховая  медицинская организация, медицинское  учреждение.

     Страхователями при ОМС являются:

  • для неработающего населения – Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация;
  • для работающего населения – предприятия, учреждения, организации, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.

     Страховыми  медицинскими организациями выступают  юридические лица, осуществляющие медицинское  страхование и имеющие государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием.

     Страховая медицинская организация:

  • проводит расчеты и оплачивает медицинские услуги лечебно-профилактических учреждений,
  • реализует непосредственный контроль за объемом и качеством медицинского обслуживания,
  • защищает права и интересы застрахованных граждан.

     Взаимоотношения между страхователем и страховой  медицинской организацией реализуется  через страховые взносы. По обязательному  медицинскому страхованию они устанавливаются  как ставки платежей в размерах, покрывающих затраты на выполнение программ ОМС и обеспечивающих рентабельную деятельность СМО.

     Медицинскими  учреждениями в системе медицинского страхования являются лечебно-профилактические учреждения, имеющие лицензии, научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.

     Объектом  медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами  на оказание лечебно-диагностических  услуг при возникновении страхового случая.

     Фонды обязательного медицинского страхования  – это самостоятельные государственные  некоммерческие финансово-кредитные учреждения, основными задачами которых является:

  • аккумулирование финансовых средств на обязательное медицинское страхование,
  • обеспечение финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивание финансовых ресурсов на его проведение,
  • обеспечение всеобщности обязательного медицинского страхования граждан и достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного медицинского страхования.

Информация о работе Финансирование здравоохранения: основные системы, проблемы, пути реформирования