Финансирование здравоохранения: основные системы, проблемы, пути реформирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 10:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы по теме «Финансирование здравоохранения: основные системы, проблемы, пути реформирования» – изучение источников финансирования здравоохранения в условиях действующего законодательства, а также поиск направлений их совершенствования.

Исходя из сформулированной цели, были поставлены следующие задачи:
рассмотреть два основных источника финансирования здравоохранения РФ и внебюджетное поступление денежных средств в учреждения здравоохранения;
провести анализ и оценку действующей системы финансирования здравоохранения Российской Федерации;
дать рекомендации по совершенствованию системы финансирования здравоохранения и выявить новые источники финансирования для обеспечения результативности системы здравоохранения в России.

Содержание

Введение
1. Системы финансирования Здравоохранения
2. особенности финансирования здравоохранения в российской федерации
2.1 Законодательное регулирование и бюджетное финансирование здравоохранения в Российской Федерации
2.2 Принципы и сущность Обязательного Медицинского Страхования в Российской Федерации
2.3 Программа модернизации здравоохранения на 2011-2012 годы
3. Система финансирования Здравоохранения на примере ростовской области
3.1 Финансирование системы здравоохранения Ростовской области из областного бюджета
3.2 Финансирование системы здравоохранения Ростовской области через Ростовский областной фонд обязательного медицинского страхования
3.3 Программа модернизации здравоохранения на 2011-2012 годы
3.4 Национальный проект «Здоровье»
3.5 Областная целевая программа «Развитие здравоохранения на Дону»
заключение
список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа бюджетная система РФ.doc

— 694.00 Кб (Скачать)
 

     Результатом внедрения этой программы должны быть достигнуты следующие показатели медицинской результативности (Табл.5). 
 
 
 

     Таблица 5. – Показатели медицинской результативности.

Наименование  показателя Единица измерения Значение показателя на 01.01.2011 Значение показателя на 01.01.2012 Значение показателя на 01.01.2013
Младенческая  смертность На 1000 родившихся 7,7 7,3 7,3
Смертность  населения в трудоспособном возрасте На 100 тыс. человек  населения 566,0 558,0 548,0
Удовлетворенность населения медицинской помощью % 37,4 38 38,4
Удовлетворенность потребности в высокотехнологичной медицинской помощи % 75,0 80,0 82,0
Среднегодовая занятость койки дней 320,0 330,0 337,0
Размер  дефицита территориальной программы  государственных гарантий % 27,8 22,1 17,9
Средняя номинальная заработная плата медицинских  работников рублей 13 440,0 14 582,0 15 392,0

3.4 Национальный проект «Здоровье»

     По  инициативе Правительства Российской Федерации в 2006 году начал реализовываться  национальный проект «Здоровье»

     Основные  задачи нацпроекта:

  • наполнить лечебные учреждения необходимым оборудованием,
  • поддержать материально медработников, стоящих на «передовой» здравоохранения,
  • организовать четкую работу по наиболее востребованным направлениям медицины.
 

 На финансирование Проекта в Ростовской области за 2006 – 2010 годы направлено более 14 млрд. руб., причем более 10 млрд. руб. – из федерального  бюджета  и более 4 млрд. руб. – из областного.

     Укрепление  материально-технической базы медицинских  учреждений – одно из первых направлений  национального проекта, которое  развивалось в 2006-2007 г.г. Был полностью обновлен и значительно увеличен парк санитарных автомобилей.  Поставленное диагностическое оборудование, позволило значительно укрепить ресурсную базу лечебно-профилактических учреждений и улучшить качество оказания первичной медико-санитарной помощи, снизить ожидание проведения диагностических процедур до 3-7 дней.

     Благодаря стимулирующим доплатам заработная плата медработников участковой службы выросла в среднем в 3,1 раза, службы станций скорой медицинской  помощи – в 3 раза, фельдшерско-акушерских пунктов – в 3,9 раза. За 5 лет в виде доплат было получено около 3-х млрд. руб., только в 2010 году сумма выплат составила 584 млн. рублей.

     На дополнительную диспансеризацию населения, проводимые в рамках национального проекта, за из федерального бюджета выделено более 600,0 млн. руб.

     На  цели вакцинопрофилактики и борьбы с ВИЧ-инфекциями из средств федерального бюджета выделено более 1 млрд. руб., из областного – более 200 млн. руб.

     За  счет средств федерального бюджета  получено оборудование на сумму 20,4 млн. руб., препараты на сумму 58,1 млн. руб., областного – 12,8 млн. руб.

     Закуплено медицинское оборудование на сумму  за счет средств федерального бюджета на сумму 252,4 млн. руб., из областного бюджета – 62,1 млн. руб.

     В 2010 году начал свою работу перинатальный центр на 130 коек, строительство которого осуществлялось за счет средств федерального (750 млн.руб.) и областного бюджетов (1,315 млрд.руб.).

3.5 Областная целевая программа «Развитие здравоохранения на Дону»

     Администрация Ростовской области 29.10.2009 года приняла постановление № 560 «Об Областной долгосрочной целевой программе «Развитие здравоохранения на Дону на период 2010-2013 годы».

     Основная  цель Программы – сохранение и улучшение здоровья населения, сокращение прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости и смертности населения и, как следствие, увеличение продолжительности жизни населения.

     Основные  задачи Программы – укрепление материально-технической базы областных государственных учреждений здравоохранения; развитие службы детства и родовспоможения; межбюджетные трансферты, направленные Ростовскому областному фонду обязательного медицинского страхования на реализацию Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Ростовской области с целью повышения качества и доступности бесплатной медицинской помощи; предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями; оказание дорогостоящих видов медицинской помощи; оказание высокотехнологической медицинской помощи; лекарственное обеспечение льготных категорий граждан; совершенствование подготовки медицинских кадров; повышение уровня заработной платы некоторых категорий работников здравоохранения; софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления в сфере здравоохранения, по вопросам местного значения с целью укрепления муниципальной системы здравоохранения.

     Объемы  и источники финансирования Программы – областной бюджет:

  • 2010 год – 12 575,993,3 тыс. рублей;
  • 2011 год – 14 035570,6 тыс. рублей;
  • 2012 год – 14 666342,9 тыс. рублей;
  • 2013 год – 15 023119,2 тыс. рублей.

     Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:

  • стабилизация укомплектованности должностей врачей физическими лицами на уровне 70,4 процента на период с 2010 по 2013 год,
  • стабилизация укомплектованности должностей средних медицинских работников физическими лицами на уровне 72 процентов на период с 2010 по 2013 год,
  • обеспечение уровня среднемесячной заработной платы к 2012 году с последующей стабилизацией показателя на период с 2012 по 2013 год: врачей скорой медицинской помощи – 27 064 рубля; средних медицинских работников скорой медицинской помощи – 18 657 рублей; средних медицинских работников фельдшерско-акушерских пунктов – 15 149 рублей,
  • увеличение расходов средств обязательного медицинского страхования в расчете на одного застрахованного 3769,10 руб. на одного застрахованного к 2013 году.

 

заключение

     В условиях кризисного состояния здравоохранения  большое значение должно придаваться социальной значимости медицинского страхования, изысканию дополнительных возможностей восстановления здоровья граждан.

     Анализ  вопросов финансирования здравоохранения  в РФ показывает наличие фундаментальных  проблем, требующих принятия осмысленных, принципиальных решений о дальнейших шагах государства. Имеющиеся ресурсы системы здравоохранения используются не эффективно и характеризуют прежде всего неупорядоченность многоканальной системы государственного финансирования здравоохранения за счет средств ОМС и бюджетов всех уровней, ослаблением функций проектного и текущего планирования органов управления здравоохранением и всех субъектов ОМС. Негативно сказывается на качестве управления здравоохранения живучесть принципа финансирования лечебно-профилактических учреждений исходя из ресурсных показателей (коечный фонд, штаты) вне контекста реальной работы медицинских учреждений.

     Стратегической  целью политики государства в  сфере здравоохранения является улучшение состояния здоровья населения, сокращения смертности и увеличения уровня продолжительности жизни.

     Только  эффективная система управления распределения финансов позволит решить задачи и наладить открытые и справедливые отношения между государством и  обществом. Какими видятся пути решения  проблемы укрепления территориальных финансов?

     В правительстве и обществе сейчас идет дискуссия о том, какую систему  финансирования здравоохранения выбрать  в дальнейшем: только бюджетную, только страховую или смешанную бюджетно-страховую. На мой взгляд бюджетная система оправдывает себя и хорошо управляется только в тоталитарном государстве, смешанная система, которая сохраняется в России на данном этапе, является переходной. В условиях развитой рыночной экономики, к которой стремится Россия, единственной системой должна стать страховая. В этом случае подушевой норматив должен быть рассчитан из условий покрытия всех расходов медицинского учреждения, а не только 5 статей, как это происходит сейчас. Должен быть установлен принцип «деньги следуют за пациентом, должна существовать конкуренция среди медицинских учреждений на рынке оказания медицинской помощи. руководитель медицинского учреждения должен знать, что у него один канал финансирования деятельности учреждения.

     Реформирование  системы финансирования здравоохранения:

  • обеспечение устойчивости и прозрачности одноканальнолй страховой системы финансирования сферы здравоохранения;
  • завершение перехода преимущественно страховой форме мобилизации финансовых средств для здравоохранения и к страховому финансированию медицинских организаций.

     Формирование  страхового рынка медицинских услуг  должно базироваться на универсальной  правовой базе.

     Важным  аспектом развития ОМС является разработка схемы взаимодействия между страховой  медицинской организацией и лечебно-профилактическим учреждением. Подобное взаимодействие в условиях рыночных отношений может быть основано на договоре финансирования лечебного учреждения. При этом страховая медицинская организация выступает в роли заказчика, лечебно – профилактическое учреждение – исполнителя. Такой механизм реализации ОМС будет способствовать развитию рыночных отношений в здравоохранении, обеспечит финансовую устойчивость этой формы медицинского страхования. 
 

 

список использованной литературы:

  1. Конституция Российской Федерации – М.:ТК «Велби», 2005.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010. – 240 с.
  3. Закон Российской Федерации « О медицинском страховании граждан в РФ» 25.06.1991 г. № 1499-1
  4. Закон Российской Федерации « Об обязательном медицинском страховании граждан в РФ» 29.11.2010 г. № 329
  5. Федеральный Закон «О некоммерческих организациях» 21.01.1996 г. № 7-ФЗ
  6. Закон Ростовской области «Об областном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годы» от 02.12.2007 г. № 793-ЗС
  7. Закон Ростовской области «Об областном бюджете на 2011 год» от 08.12.2010 г. № 516-ЗС
  8. Закон Ростовской области «О бюджете Ростовского областного фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год» от 16.12.2009 г. № 344-ЗС
  9. Закон Ростовской области «О бюджете Ростовского областного фонда обязательного медицинского страхования на 2011 год» от 02.12.2010 г. № 514-ЗС
  10. Постановление Администрации ростовской области от 31.12.2010 г. №462 «О территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплантой медицинской помощи в ростовской области на 2011 год»
  11. Александров Г.А. «Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура». Учебное пособие для студентов вузов. - М.: «Бек», 2007, 544 с.
  12. Александров И.М. Бюджетная система российской Федерации: Учебник. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 486 с.
  13. Альтман Н.Н. «Финансирование здравоохранения в свете государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью». «Здравоохранение» №2, 2008, 34-41 с.
  14. «Актуальные вопросы организации обязательного медицинского страхования». Материалы совещания. М.: ФФОМС, 2009 г.
  15. «Итоги здравоохранения на Дону» Материалы межведомственного совещания 28.02.2011 г.
  16. Большакова Т.С. Совершенствование системы финансирования здравоохранения федерального подчинения в связи с проблемой повышения эффективности планирования и использования ресурсов//Экономика здравоохранения. - 2007. - № 1(51). - С. 14-16.
  17. Бородин А.Ф. О медицинском страховании // Финансы – 2002.- №12 – с. 3-6
  18. Булатов А. С. «Экономика». Учебник. 10-е издание переработанное и дополненное. – М,: «БЕК», 2007, - 816 с.
  19. В.Г.Бутова Экономическое основание страховых тарифов по ОМС // Финансы – 2003. - №1 – с.38-51
  20. Вялков А.И. О необходимости внедрения новых экономических моделей в здравоохранении//Экономика здравоохранения. - 2007. - № 1(51). - С. 5-11.
  21. Давидьянц А., Латышева О. Финансовые источники медицинской помощи // Экономика и жизнь. - №10. - 2006. – С 23-28.
  22. Кадыров Ф.Н. «Экономический анализ и планирование деятельности медицинских учреждений». Учебник. - М.: «Грантъ», 2008, 361 с.
  23. Кирсанов А.И. «Бюджетная система России». Учебник. - М.: «Дело», 2008, 286 с.
  24. Кудрин А.Л. Федеральный бюджет – важнейший инструмент реализации государственной политики// Финансы №1. - 2008. – С 3 – 5.
  25. Кучеренко В.З. «Бюджетная система России на сегодняшний день» // «Здравоохранение» №15, 2009, 47-59 с.
  26. Мамедова С. Основные системы финансирования здравоохранения//Финансы №4. - 2005. – С 10 – 12
  27. Постановление Правительства РФ от 13 января 1996 года №27. «Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями»// Финансы №2. - 2008. – С 3 – 5.
  28. Плесовский П.А. «Основные пути дальнейшего совершенствования рынка медицинских услуг в Российской Федерации»// Главный врач № 12 – 2006, с.5-8
  29. Сайт Правительства Российской Федерации http://www.gov.ru
  30. Сайт Министерства Российской Федерации http://www.minfin.ru
  31. Сайт Минздравсоцразвития  http://www.minzdravsoc.ruСайт Федерального фонда ОМС http://www.ffoms.ru
  32. Сайт Ростовского областного фонда ОМС http://www.rostov-tfoms.ru/
  33. Сайт Министерства здравоохранения Ростовской области http://minzdrav.donland.ru

Информация о работе Финансирование здравоохранения: основные системы, проблемы, пути реформирования