Финансовая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 12:49, контрольная работа

Описание работы

Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.

Содержание

Введение…………………………………………………….3
Сущность и цели финансовой политики…………….5
Виды финансовой политики…………………………11
Заключение………………………………………………...15
Список использованной литературы…

Работа содержит 1 файл

финансовая политика.docx

— 30.11 Кб (Скачать)

     Содержание 

     Введение…………………………………………………….3

    1. Сущность и цели финансовой политики…………….5
    2. Виды финансовой политики…………………………11

    Заключение………………………………………………...15

    Список  использованной литературы…………………….16 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Введение

     Финансы представляют собой довольно сложное  общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных  отношений, которые отображаются в  различных денежных потоках. При  единой сущности этих отношений в  них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные  признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в  обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.

     В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической  системы важная роль принадлежит  государству. Государство на протяжении всей истории своего существования  наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции  в сфере финансовых отношений. Эти  функции государство выполняет  в рамках финансовой политики и  методами финансового механизма, функционирующего в данной финансовой системе.

     Таким образом, финансовая политика государства  является отображением форм и методов  конкретного использования финансов в экономике.

     Многообразие  задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике определяют выполняемые государством функции  финансовой политики. Для решения  задач, стоящих перед государством в процессе выполнения этих функций  в распоряжении государства имеется  ряд механизмов финансовой политики.

     Потребность в разработке и систематическом  проведении финансовой политики возникла с развитием капитализма. Непосредственный толчок к составлению и осуществлению программ финансовой политики дал экономический кризис 1929 – 1933гг., поставивший под сомнение способность рыночной системы к саморегулированию без активного вмешательства государства в экономическую жизнь. Свое теоретическое обоснованние принципы финансовой политики получили в работах Джона Мейнарда Кейнса и его последователей. В 30 - 40-ые годы задачи финансовой политики преимущественно сводились к ослаблению влияния кризисов перепроизводства на экономику, поддержанию высокой хозяйственной активности и расширению платежного спроса. К 60-ым годам акцент сместился, и основной ее задачей становится достижение высокой занятости и стимулирование увеличения темпов экономического роста. С 70-ых же годов, включая также современную финансовой политику, приоритетным направлением стала борьба с инфляцией в совокупности с прежними задачами: обеспечением высокой занятой и стимулированием экономического роста, выравниванием платежного баланса и другими.

     Цель  контрольной работы - исследовать сущность финансовой политики государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        1.Сущность и цели финансовой политики

     В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих  функций и задач, достижения определённых целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика.

     В последние годы вопросам проведения государственной финансовой политики и проблемам финансового регулирования  экономики переходного периода  посвящается значительное количество публикаций. Однако единого мнений по теоретическим аспектам этого  вопроса не достигнуто.

     Так, крупные западные экономисты не дают четкого определения финансовой политики. Например, Стенли Фишер, Рудигер  Дорнбуш и Ричард Шмалензи не выделяют финансовую политику как самостоятельное  понятие. В то же время они подходят к исследованию данной темы, расширяя определение фискальной политики. Они  пишут, что фискальная политика представляет собой решения, принимаемые государством относительно своих расходов и доходов. Аналогично рассматривают указанную  проблему и некоторые другие представители  зарубежных экономических школ. В  частности Кэмпбелл Р. Макконнелл и  Стэнли Л. Брю совмещают понятия  финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения  вносимые правительством в порядок  государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного  национального продукта. Несомненно, такая трактовка вызывает ряд  неопределенностей в осознании  сущности финансовой политики

     Более структурированным выглядит определение  данного вопроса у марксистов, видящих под финансовой политикой  в первую очередь совокупность государственных  мероприятий по стабилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию  для осуществления государством его функций, указывая, что социальная направленность и эффективность воздействия финансовой политики на развитие производительных сил и производственных отношений определяются объективными закономерностями экономического развития, общественно-политическим строем страны.

     Профессор В.В. Лавров, раскрывая суть финансовой политики, отмечал ее связь с учетом и контролем за производством, количеством  труда и распределением продуктов. Эти вопросы были базовыми для  определения очередных задач  финансовой политики в области национальных банков, монополизации внешней торговли, государственного контроля за денежным обращением, введения налогов. Финансовая политика рассматривалась тогда  как одна из основных в области  государственного регулирования экономики  и связывалась с обеспечением финансовой централизации, концентрации сил и средств для экономических  преобразований.

     Другой  экономист И.В. Левчук, подчеркивая  большую роль финансовой политики в  повышении производства, отмечает что  эта политика призвана создать правильное сочетание централизованного и  демократического в управлении распределением и использованием финансовых ресурсов.

     Содержание  финансовой политики многогранно. Она  включает следующие важнейшие звенья:

     выработку научно обоснованных концепций развития финансов. Они формируются на основе изучения требований экономических  законов, всестороннего анализа  состояния развития хозяйства, перспектив развития производительных сил и  производственных отношений, потребностей населения;

     определение основных направлений использования  финансов на перспективу и текущий  период; при этом исходят из путей  достижения поставленных целей, предусмотренных  экономической политикой, учитываются международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов;

     осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

     Единство  трёх основных звеньев определяет содержание финансовой политики.

     В зависимости от длительности периода  и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

     Финансовая  стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу  и предусматривающий решение  крупномасштабных задач, определённых экономической и социальной стратегией. В процессе её разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей  и составление целевых программ в финансовой политике необходимы для  концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.

     Финансовая  тактика направлена на решение задач  конкретного этапа развития общества путём своевременного изменения  способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

     Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создаёт благоприятные  условия для решения тактических  задач. Тактика, выявляя решающие участки  и узловые проблемы развития экономики  и социальной сферы, путём своевременного изменения способов, форм организации  финансовых связей, позволяет в более  сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.

     При выработке финансовой политики следует  исходить из конкретных исторических условий. Они должны учитывать специфику  каждого этапа развития общества, особенности как внутренней, так  и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности  государства.

     Учёт  особенностей момента предполагает также тщательное изучение опыта  предшествующего хозяйственного и  финансового строительства, новых  тенденций и прогрессивных явлений, мирового опыта.

     Немаловажным  требованием, предъявляемым к финансовой политике, является соблюдение комплексного подхода при её выработке и  проведении, т.е. согласование мероприятий, проводимых во всех звеньях финансовой системы, путём их ориентации на выполнение основной, ключевой задачи определённого  этапа развития, а также обеспечение  тесной взаимосвязи между составными частями экономической политики - финансовой, кредитной, политики в  области ценообразования, заработной платы.

     Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества. В соответствии с этим финансовая политика призвана создать благоприятные  условия для активизации предпринимательской  деятельности. Большое внимание уделяется  определению рациональных форм изъятия  доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия  населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придаётся  повышению эффективности использования  финансовых ресурсов путём их распределения  между сферами общественного  производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития.

     Научно  обоснованная финансовая политика при  правильной и успешной её реализации приносит положительные результаты. Её значение заключается в том, что  она может сопровождаться повышением уровня благосостояния народа.

     Финансовая  политика, вырабатываемая на основе объективных  закономерностей определенного  этапа общественного развития, предусматривает  средства для ее реализации, то есть создание, совершенствование или  отмену отдельных составляющих финансового  механизма, в том числе и рычагов. Общество, выявляя реальные противоречия экономики, экономических интересов, создает конкретные финансовые формы, используемые в управлении как рычаги для преодоления возникающих  негативных процессов и содействия социально-экономическому развитию.

     С переходом на рыночные отношения  в практику вышли такие понятия, как акционирование, ценные бумаги, дивиденды, свободные цены, лицензии, фонды потребления и накопления предприятий, валютные фонды, введены  новые виды налогов (акцизы, налог  на добавленную стоимость, земельный  налог, налог на имущество, таможенные пошлины, налоги на недропользователей и др.), целевые отчисления денежных средств.

     Названные новые компоненты финансового механизма  призваны активизировать творческий потенциал  предприятий и граждан на ускорение  научно-технического прогресса, интенсификацию производства путем воздействия  на материальные интересы людей, сближение  интересов общества, основного хозрасчетного  звена, отдельных работников.

     Финансовая  политика - это совокупность целенаправленных намерений и мероприятий, проводимых государством в области финансов для осуществления своих функций  и задач. Финансовая политика является составной частью экономической  политики.

     Как и экономическая политика в целом, финансовая политика разрабатывается  государством исходя из требований экономических  законов - сущностных, устойчиво повторяющихся, объективных связей и взаимозависимостей явлений и процессов в экономической  жизни общества.

     К основными целям финансовой политики можно отнести следующие:

     1) Повышение объема и эффективности  использования финансовых ресурсов. Последнее очень важно для  проверки воздействия финансовой  политики на экономику. Отказ  от учета повышения эффективности  использования финансовых ресурсов  при разработке и проведении  финансовой политики может привести  к распылению средств, сокращению  источников удовлетворения постоянно  растущих экономических и социальных  потребностей общества.

     2) Оздоровление и структурная перестройка  экономики: повышение в общем  объеме производства доли отраслей  второй группы, , упорядочивание  денежного обращения, и в перспективе  восстановление конвертируемости  национальной валюты.

     3) Достижение более высокого уровня  жизни населения на основе  развития отраслей промышленности  и сельского хозяйства. Социальная  направленность финансовой стратегии  проявляется не только в изыскании  возможностей увеличения финансовых  ресурсов, направляемых на повышение  благосостояния народа, но и в  новом подходе к главной цели  экономической политики . Уровень  жизни выступает теперь величиной,  определяющей развитие производства, направление и структуру использования  финансовых ресурсов.

Информация о работе Финансовая политика