Финансовая помощь субъектам РФ в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 17:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение видов финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ
Для реализации поставленной цели потребовалось решение следующих задач:
1) Изучение способов оказание финансовой помощи бюджетам субъектов РФ;
2) Изучение деятельности фондов, формируемых на федеральном уровне для осуществления межбюджетных трансфертов;
3) Проведение анализа объемов финансовой помощи, выделяемой из федеральных фондов;
4) Обоснование необходимости совершенствования межбюджетных отношений;
Предметом исследования стали межбюджетные отношения в РФ, их проблемы и формы. Объектом исследования выступили федеральные фонды для поддержки субъектов Российской Федерации.

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.docx

— 86.61 Кб (Скачать)

       Введение

       Развитие  рыночных отношений в Российской Федерации предполагает поиск новых  средств  подержания стабильности бюджетной  системы и устойчивости межбюджетных отношений.

       Большое значение в решении данных проблем  приобретает реализация принципов бюджетного федерализма, которые предполагают наличие бюджетных отношений внутри бюджетной системы.

       Важнейшей предпосылкой для успешной реализации бюджетной политики государства  является эффективный механизм регулирования  межбюджетных отношений. Регулирование  межбюджетных отношений осуществляется путем отчислений от налогов и предоставления финансовой помощи в виде трансфертов, дотаций, субсидий, субвенций. Эти методы регулирования межбюджетных отношений между звеньями бюджетной системы страны введены с 1994 года, они постоянно совершенствуются, но этот процесс еще не завершен. В настоящее время остро ощущается потребность в разработке научно-методических подходов организации межбюджетных потоков. Сказанное подчеркивает актуальность данного исследования и необходимость изучения этой темы.

       Взаимосвязи звеньев бюджетной системы реализуются  через механизм межбюджетных отношений, в основу которых в федеративных государствах должны быть заложены принципы бюджетного федерализма.

       Важнейшей составляющей бюджетной реформы, проводимой в стране, является совершенствование  межбюджетных отношений на основе принципов  бюджетного федерализма в их новом  качестве применительно к специфике  экономического положения России в  настоящее время. Обеспечение реальной финансовой стабилизации в России невозможно без решения проблем сбалансированности бюджетов разных уровней, выравнивания межрегиональных различий бюджетной  обеспеченности, совершенствования  регулирования региональных и местных  бюджетов.

       Целью данной курсовой работы является изучение видов финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ

       Для реализации поставленной цели потребовалось  решение следующих задач:

       1) Изучение способов оказание финансовой помощи бюджетам субъектов РФ;

       2) Изучение деятельности фондов, формируемых на федеральном уровне для осуществления межбюджетных трансфертов;

       3) Проведение анализа объемов финансовой помощи, выделяемой из федеральных фондов;

       4) Обоснование необходимости совершенствования межбюджетных отношений;

       Предметом исследования стали межбюджетные отношения  в РФ, их проблемы и формы. Объектом исследования выступили федеральные фонды для поддержки субъектов Российской Федерации.

         Информационной базой послужили  нормативно-законодательные акты, регламентирующие  бюджет и организацию межбюджетных  отношений в Российской Федерации,  данные Министерства финансов  РФ; учебные пособия по финансам и бюджетной системе; материалы периодических изданий по исследуемым вопросам.

       Инструментами исследования послужили общенаучные  методы исследования: анализ и синтез, системный и комплексный подходы, а также такие конкретно-научные методы экономического анализа, как структурный, динамический, группировки и другие. 
 
 
 
 
 

Финансовая  помощь субъектам  РФ

       Финансовые  возможности субъектов РФ по выполнению расходных обязательств значительно  различаются в связи с исторически  сложившейся структурой экономики  регионов, в зависимости от местоположения региона, числа проживающего населения, размера территории и т.д. При  этом различия по уровню бюджетных  возможностей достигают разницы  в 14 раз между наиболее финансово  обеспеченными регионами и наименее обеспеченными.

       Специалисты отмечают, что дифференциация в уровне бюджетной обеспеченности регионов постоянно возрастает. Причиной такого процесса является концентрация доходов  консолидированного бюджета субъектов  РФ в нескольких высокоразвитых регионах.

       В условиях роста дифференциации бюджетной  обеспеченности субъектов РФ многократно  возрастает роль финансовой помощи из федерального бюджета на выравнивание условий социально-экономического развития регионов. Регионам необходима финансовая помощь. [6, с.7]

       Согласно  принятому законодательному акту, регламентирующему  распределение налогов между  бюджетами, наиболее весомые налоги закреплены за федеральным бюджетом. Региональные и местные налоги невелики, их доля в консолидированном  бюджете  страны незначительна. В то же время  нагрузка на территориальные бюджеты  постоянно возрастает. Причиной этого  является не только передача с федерального бюджета на региональные многих расходов по финансированию объектов производственного  и социокультурного назначения, но и инфляция, в результате которой  содержание этих объектов становится дороже и увеличиваются затраты, связанные с социальной защитой  населения. В связи с этим территории не в состоянии справиться сот  своими обязательствами.

       Наиболее  важный способ передачи средств из вышестоящего бюджета нижестоящим  – это отчисления в процентах  от налогов, закрепленных за вышестоящим  бюджетом. Данная форма  финансовой помощи существует уже более 60 лет. Она имеет ряд преимуществ, главные из которых – единство бюджетных источников для всех бюджетов и заинтересованность органов власти всех уровней в их мобилизации.[10,c.597]

       В случаях, когда на территориях нет  достаточного налогового потенциала и  поэтому нет возможности отрегулировать территориальные бюджеты за счет отчислений от  налогов, используется метод дотаций, то есть плановой передачи средств из вышестоящих бюджетов в абсолютной сумме. Разновидностью дотаций является субвенция, то есть целевая передача средств, и субсидия – предоставление средств другому  бюджету на условиях  долевого финансирования целевых расходов.

       Если  кассовые разрывы в территориальных  бюджетах вызваны сезонным характером поступления доходов или осуществления  расходов, территориальные бюджеты  могут получить бюджетные ссуды.

       Однако  все перечисленные виды финансовой помощи территориальным бюджетам обладают недостатками. Их применение в межбюджетных отношениях связано с субъективизмом перераспределения бюджетных средств,  в  зависимости территориальных  органов власти от вышестоящих органов, в наличии элементов иждивенчества  у территориальных органов власти. Все это требует совершенствования  методов предоставления финансовой помощи территориальным бюджетам, обеспечения  их необходимыми финансовыми ресурсами.[5,с. 3-5]

       В 1992-1993 годах в России работала группа иностранных специалистов, организованная Всемирным банком реконструкции  и развития. Она занималась вопросами  развития бюджетного федерализма в  России. По её рекомендации в механизм межбюджетных отношений в соответствии с Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2268 с 1994 года была введена новая  форма оказания финансовой помощи бюджетам субъектов РФ – трансферты.

       Межбюджетные  трансферты – средства, предоставляемые  одним бюджетом бюджетной системы  РФ другому бюджету бюджетной  системы РФ.[1]

       Целью распределения межбюджетных трансфертов  является повышение возможностей субъектов  РФ с низкой бюджетной обеспеченностью  финансировать закрепленные за ними расходы и тем самым обеспечить выравнивание доступа граждан вне  зависимости от места их проживания к основным бюджетным услугам  и социальным гарантиям.

       Напрямую  из федерального бюджета межбюджетные трансферты предоставляются бюджетам субъектов РФ.  При этом межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются  при  условии соблюдения органами государственной власти субъектов  РФ бюджетного законодательства РФ и  законодательства РФ о налогах и  сборах. В случае несоблюдения требований, установленных бюджетным кодексом РФ, предоставление финансовой помощи из федерального бюджета может быть приостановлено.

       Межбюджетные  трансферты из федерального бюджета  бюджета бюджетной системы РФ предоставляются в виде:

  • Дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ
  • Субсидий бюджетам субъектов РФ
  • Субвенций бюджетам субъектов РФ
  • Иных меж бюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ
  • Межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов[9, с. 377]

       Дотации – межбюджетные трансферты, предоставляемые  на безвозмездной и безвозвратной  основе без установления направлении  и/или условий их использования.[1]

       Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации  предусматриваются в составе  федерального бюджета и распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями бюджетного кодекса.

       Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации  образуют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Это старейший фонд по времени образования и крупнейший по объему средств, направляемых в регионы. Он представляет собой важный, но достаточно сложный по механизму действия инструмент межбюджетного регулирования.

       Общий объем дотаций на выравнивание бюджетной  обеспеченности субъектов Российской Федерации определяется исходя из необходимости  достижения минимального уровня расчетной  бюджетной обеспеченности субъектов  Российской Федерации, который определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

       Объем дотаций на выравнивание бюджетной  обеспеченности субъектов Российской Федерации, подлежащих утверждению  на очередной финансовый год и  плановый период, не может быть менее  общего объема указанных дотаций, утвержденных на текущий финансовый год.

       Проект  распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов  Российской Федерации между субъектами Российской Федерации вносится в  Государственную Думу в составе  проекта федерального закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый год и плановый период и утверждается при рассмотрении проекта указанного федерального закона во втором чтении.

       Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации  предоставляются субъектам Российской Федерации, уровень расчетной бюджетной  обеспеченности которых не превышает  уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной  обеспеченности субъектов Российской Федерации.

       Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации определяется соотношением между расчетными налоговыми доходами на одного жителя, которые  могут быть получены консолидированным  бюджетом субъекта Российской Федерации  исходя из уровня развития и структуры  экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичным  показателем в среднем по консолидированным  бюджетам субъектов Российской Федерации  с учетом структуры населения, социально-экономических, географических, климатических и  иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема государственных  и муниципальных услуг в расчете  на одного жителя.[1]

       В составе дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов  Российской Федерации могут быть выделены дотации, отражающие отдельные  факторы и условия, учитываемые  при определении уровня расчетной  бюджетной обеспеченности субъектов  Российской Федерации. Объем указанных  дотаций не может превышать 10 процентов  объема дотаций на выравнивание бюджетной  обеспеченности субъектов Российской Федерации.

       Особенности расчета указанных дотаций определяются методикой распределения дотаций  на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

       Министерство  финансов Российской Федерации до 1 июля текущего финансового года направляет в исполнительные органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  исходные данные для проведения расчетов распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов  Российской Федерации на очередной  финансовый год и плановый период и до 20 июля текущего финансового  года проводит сверку указанных исходных данных с исполнительными органами государственной власти субъектов  Российской Федерации в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Информация о работе Финансовая помощь субъектам РФ в современных условиях