Финансовая помощь субъектам РФ в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 17:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение видов финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ
Для реализации поставленной цели потребовалось решение следующих задач:
1) Изучение способов оказание финансовой помощи бюджетам субъектов РФ;
2) Изучение деятельности фондов, формируемых на федеральном уровне для осуществления межбюджетных трансфертов;
3) Проведение анализа объемов финансовой помощи, выделяемой из федеральных фондов;
4) Обоснование необходимости совершенствования межбюджетных отношений;
Предметом исследования стали межбюджетные отношения в РФ, их проблемы и формы. Объектом исследования выступили федеральные фонды для поддержки субъектов Российской Федерации.

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.docx

— 86.61 Кб (Скачать)

       Субсидии - межбюджетные трансферты, предоставляемые  бюджетам субъектов Российской Федерации  в целях софинансирования расходных  обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  по предметам ведения субъектов  Российской Федерации и предметам  совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.[1]

       Совокупность  субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета  образует Федеральный фонд софинансирования расходов.

       Данный  фонд образован в 2008 году, для предоставления бюджетам других уровней субсидий на софинансирование  приоритетных расходов вне зависимости от их характера, с едиными принципами распределения  указанных средств. Он заменил собой  направляемые ранее по различным  каналам средства инвестиционного  характера, а также иные трансферты субъектам РФ, предоставляемые на условиях софинансирования. Данный фонд объединил в себе средства действовавших  в 2001-2007 гг. федеральных фондов софинансирования социальных расходов и регионального  развития, что позволило повысить прозрачность и объективность распределения  субсидий с учетом бюджетной обеспеченности регионов.

       В составе федерального бюджета могут  предусматриваться субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации  на выравнивание обеспеченности субъектов  Российской Федерации в целях  реализации ими их отдельных расходных  обязательств.

       Цели  и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных  межбюджетных субсидий и их распределения  между субъектами Российской Федерации  устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет. Распределение субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации устанавливается федеральными законами о федеральном бюджете и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

       При этом допускается утверждение не распределенного между субъектами Российской Федерации объема субсидий в размере не более 5 процентов  общего объема соответствующей субсидии, утвержденного на первый год планового  периода, и не более 10 процентов общего объема указанной субсидии, утвержденного  на второй год планового периода.

       Субвенции - межбюджетные трансферты, предоставляемые  бюджетам субъектов Российской Федерации  в целях финансового обеспечения  расходных обязательств субъектов  Российской Федерации и (или) муниципальных  образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной  власти субъектов Российской Федерации  и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.[1]

       Совокупность  субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета  образует Федеральный фонд компенсаций. Федеральный фонд компенсаций является базовым элементом системы финансовой поддержки регионов, был создан в 2001году с целью финансового обеспечения  передаваемых полномочий. Это в основном касается реализации социальных законов, связанных с денежными выплатами  в адрес отдельной категории  граждан (различных пособий). Распределение  субвенций из фонда производится между всеми субъектами  РФ вне  зависимости от уровня их бюджетной  обеспеченности, пропорционально численности  соответствующей категории населения.

       Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации  из федерального бюджета распределяются между субъектами Российской Федерации  в соответствии с методиками, утверждаемыми  Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями бюджетного кодекса, федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

       При этом допускается утверждение не распределенной между субъектами Российской Федерации субвенции в объеме, не превышающем 5 процентов общего объема соответствующей субвенции, которая  может быть распределена между субъектами Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

         Субвенции бюджетам субъектов  Российской Федерации из федерального  бюджета распределяются между  всеми субъектами Российской  Федерации по единой для соответствующего  вида субвенций методике пропорционально  численности населения (отдельных  групп населения), потребителей соответствующих  государственных (муниципальных)  услуг, другим показателям с  учетом нормативов формирования  бюджетных ассигнований на исполнение  соответствующих обязательств и  объективных условий, влияющих  на стоимость государственных  (муниципальных) услуг в субъектах  Российской Федерации. Межбюджетные трансферты, являясь частью системы межбюджетных отношений, призваны выполнять следующие функции:

  • возмещать бюджетам нижних уровней расходы на услуги общенационального назначения, если эти расходы превышают другие поступления в эти бюджеты;
  • способствовать устранению проблем, возникающих в связи с горизонтальными диспропорциями, в том числе решению социальных проблем, связанных с региональными экономическими спадами;
  • служить для местных властей стимулом по активизации их деятельности в наращивании налогового потенциала.

       Реализация  этих функций на практике сталкивается с рядом объективных и субъективных трудностей. Прежде всего следует  отметить, что процесс«возмещения расходов на услуги общенационального назначения» по-разному воспринимается федеральным центром и субъектами федерации, что зачастую приводит к различного рода торгам между правительствами различных уровней. Поэтому важно установить стабильные формализованные процедуры выделения и получения подобных трансфертов.В России много вопросов возникает на стадии использования трансфертов. В частности, федеральный центр стремится к установлению жесткого контроля за целевым использованием выделенных средств. Такой контроль нередко воспринимается на местах как препятствие на пути эффективного использования этих средств ввиду непонимания либо незнания центром местных приоритетов.

       Для федерального бюджета – трансферты это статья расходов. В условиях недостаточности средств в федеральном  бюджете, в том числе временной, федеральное правительство сокращает  объемы трансфертов и тем самым  переводит проблемы дефицита бюджета  с национального уровня на уровень  субъектов Федерации.

       Отдельно  следует выделить такой вид межбюджетных трансфертов,как бюджетные кредиты. Несмотря на то, что в новой редакции Бюджетного кодекса РФ в статьях, перечисляющих формы межбюджетных трансфертов, исключено упоминание бюджетных кредитов, их по-прежнему можно рассматривать как один из видов (форм) межбюджетных трансфертов. Так, в соответствии со ст. 6 БК РФ межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые  одним бюджетом бюджетной системы  РФ другому бюджету бюджетной  системы РФ. В соответствии с той  же статьей БК РФ бюджетные кредиты - денежные средства, предоставляемые  бюджетом другому бюджету бюджетной  системы РФ, юридическому лицу. Следовательно, в том случае, когда кредит предоставляется  бюджетом другому бюджету, то этот бюджетный  кредит.[9,с. 384]

       В условиях дифференциации бюджетной  обеспеченности субъектов РФ финансовая помощь из вышестоящего бюджета необходима

       Федеральные фонды финансовой поддержки субъектов  Российской Федерации

       Межбюджетные  трансферты из федерального бюджета  в бюджеты субъектов РФ поступают  из пяти федеральных фондов. К данным фондам относятся:

  1. Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации
  2. Федеральный фонд компенсаций
  3. Федеральный фонд софинансирования социальных расходов
  4. Федеральный фонд регионального развития
  5. Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов[8, с.142 - 145]

       Данные  фонды различаются друг от друга  по следующим характеристикам : по цели, по принципу распределения, типу финансовой помощи и условиям предоставления.

     Охарактеризуем  Фонд финансовой поддержки субъектов  Российской Федерации (ФФПР). Введен в  действие с 1994 года. Данный фонд образуется в составе федерального бюджета  в целях выравнивания бюджетной  обеспеченности субъектов РФ и распределения  между ними средств в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством Российской Федерации, согласно требованиям  бюджетного кодекса. Объем Фонда  финансовой поддержки субъектов  Российской Федерации определяется путем умножения объема указанного фонда, подлежащего утверждения  на очередной финансовый год, на прогнозируемый в очередном финансовом году уровень инфляции.

   Министерством финансов Российской Федерации, начиная с 2003 года, при распределении дотаций использовалась двухэтапная система. Суть ее заключалась в том, что сначала утверждаются планируемые объемы дотаций для конкретных субъектов Российской Федерации, а затем устанавливаются формализованные правила корректировки определенных сумм в зависимости от показателей, отражающих результаты работы органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по оздоровлению финансово-экономической ситуации.  
 Дотации из Фонда предоставляются субъектам Российской Федерации, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровня, установленного в качестве критерия Правительством РФ.

       Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации  до распределения дотаций определяется по формуле:

       

       где:

        - уровень расчетной бюджетной  обеспеченности субъекта Российской  Федерации до распределения дотаций;

        - индекс налогового потенциала  субъекта Российской Федерации;

        - индекс бюджетных расходов  субъекта Российской Федерации.

       В составе дотаций из Федерального фонда Финансовой  поддержки субъектов  РФ могут быть выделены дотации, отражающие отдельные факторы и условия, учитываемые при определении  уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Объем указанных  дотаций не может превышать 10 процентов  объема всего фонда. Дотации для  краев и областей в состав которых  входят автономные округа рассчитываются для консолидированного бюджета  таких регионов, включая бюджеты  автономных округов.

       Формирование  и использование ФФПР позволяет  преодолеть весьма существенные различия между регионами по уровню доходов  бюджнтов на душу населения.[12, 11, с.372-376]

       Подведем  итог: целью Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации является выравнивание бюджетной  обеспеченности субъектов по текущим  расходам. Денежные средства Фонда  распределяются с учетом оценки налогового потенциала и нормативных расходов. Тип финансовой помощи  - дотации с выделением средств с особыми условиями перечисления и использования, условия предоставления – для высокодотационных регионов кассовое обслуживание федеральным казначейством.

       Рассмотрим  следующий фонд – Федеральный  фонд компенсаций. Введен в действие с 2001 года. Данный фонд образуется в  составе федерального бюджета в  целях предоставления субвенций  на исполнение расходных обязательств субъектов РФ или муниципальных  образований, финансовое обеспечение  которых  осуществляется за счет субвенций  их федерального бюджета. Общий объем  Федерального фонда компенсаций  и его распределение по видам  расходных обязательств, а также  распределение субвенций  между  субъектами Российской Федерации, утверждаются федеральным законом о федеральном  бюджете на очередной финансовый год.

       Субвенции из данного фонда зачисляются  в бюджет субъекта Российской Федерации  и расходуются в порядке определенном федеральными законами, принятыми Правительством РФ. Существуют определенные правила  распределения средств фонда. За счет средств Фонда осуществляется финансирование таких направлений, как развитие дошкольных учреждений, общеобразовательных учреждений, учреждений здравоохранения и объектов инженерной инфраструктуры. При формировании субъектом Российской Федерации перечня мероприятий по развитию инфраструктуры в приоритетном порядке должны предусматриваться мероприятия по развитию инфраструктуры, имеющей наибольшее отклонение уровня обеспеченности субъекта Российской Федерации объектами социальной и инженерной инфраструктуры от среднего по Российской Федерации уровня.

Информация о работе Финансовая помощь субъектам РФ в современных условиях