Формирование расходов бюджета по отрасли "Социальная политика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 14:24, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день в российской практике управления социальными программами учитываются обычно только прямые затраты и крайне редко принимаются в расчет административные расходы. Формальная причина этого кроется в традиционной организации бюджетного распределения расходов, а содержательная - в том, что в настоящее время управление социальными программами в большей степени ориентировано на обеспечение процесса деятельности, а не на достижение конкретных измеримых результатов - положительных изменений у клиентских групп.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Анализ современного опыта планирования расходов на социальную политику………………………………………………………………………………...5
1.1. Cущность планирования расходов по учреждениям социального обеспечения……………………………………………………………………………..5
1.2. Особенности планирования расходов на социальные выплаты………………10
Глава 2. Совершенствование методов планирования расходов по отрасли Социальная политика………………………………………………...……………….21
2.1. Основные направления повышения эффективности бюджетных расходов….21
2.2. Совершенствование методов планирования социальных расходов …………26
Глава 3. Практическое применение метода нормирования расходов бюджета по отрасли «Социальная политика»…………………………………………………….28
3.1. Формирование нормативов финансовых затрат для обеспечения на территории РФ единого социального пространства………………………………..33
3.2. Перспективы развития системы социальной защиты населения……………...38
Заключение…………………………………………………………………………….45
Список литературы……………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая.docx

— 93.53 Кб (Скачать)

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  им. ЛОБАЧЕВСКОГО

ДЗЕРЖИНСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

 

«Формирование расходов бюджета по отрасли «Социальная  политика»».

 

 

 

 

 

                                                     

                                                    Выполнила студентка 4 курса 16 поток

Экономического  факультета

Бутылкина Елена Сергеевна

Проверила Яшина Надежда Игоревна

 

 

 

 

 

 

Дзержинск, 2011 г.

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………………...3

Глава 1. Анализ современного опыта планирования расходов  на социальную политику………………………………………………………………………………...5

1.1. Cущность планирования расходов по учреждениям социального обеспечения……………………………………………………………………………..5

1.2. Особенности планирования расходов на социальные выплаты………………10

Глава 2. Совершенствование методов планирования расходов по отрасли  Социальная политика………………………………………………...……………….21

2.1. Основные направления повышения  эффективности бюджетных расходов….21

2.2. Совершенствование методов планирования  социальных расходов …………26

Глава 3. Практическое применение метода нормирования расходов бюджета по отрасли «Социальная политика»…………………………………………………….28

3.1. Формирование нормативов финансовых затрат для обеспечения на территории РФ единого социального пространства………………………………..33

3.2. Перспективы развития системы социальной защиты населения……………...38

Заключение…………………………………………………………………………….45

Список литературы……………………………………………………………………47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На сегодняшний  день в российской практике управления социальными программами учитываются  обычно только прямые затраты и крайне редко принимаются в расчет административные расходы. Формальная причина этого  кроется в традиционной организации  бюджетного распределения расходов, а содержательная - в том, что в  настоящее время управление социальными  программами в большей степени  ориентировано на обеспечение процесса деятельности, а не на достижение конкретных измеримых результатов - положительных  изменений у клиентских групп. 
Переход на управление и бюджетирование по результату, заявленный как одно из основных направлений реформы системы государственного и муниципального управления, требует не только создания новых социальных программ, ориентированных на достижение результата, но и включения учета административных затрат в общую систему управления такими программами. Отсутствие расчета и учета административных затрат, необходимых для полноценной реализации программ, может вести к снижению их результативности а, следовательно, и к низкой эффективности или даже бесполезности прямых программных расходов.

В настоящее  время в стране все с большую  актуальность принимает вопрос повышении  эффективности бюджетных расходов в социальной сфере. Для повышения  эффективности внедряются новые  формы финансирования бюджетных  услуг, позволяющие установить прямую зависимость между количеством  и качеством услуг и расходами  на их предоставление. Одной из таких форм является нормативное финансировани, при котором расходы на оказание конкретных услуг потребителям рассчитываются по единым нормативам, устанавливаемым органами власти в административном порядке. Нормативный подход к финансированию создает у бюджетных учреждений заинтересованность в увеличении объемов предоставления услуг и к снижению затрат. Однако норматив финансирования должен быть достаточным для предоставления услуг должного качества. Единые обязательные требования к качеству услуг могут быть установлены путем принятия государственного или муниципального стандарта. Муниципальный стандарт качества бюджетных услуг может быт установлен для тех услуг, предоставление которых относятся к полномочиям города.

Цель  работы - анализ состава и структуры  расходов на социальную политику. В соответствии с поставленной целью мной были поставлены следующие задачи: 
- дать характеристику понятию "социальная политика", определить структуру расходов бюджета на социальную сферу; 
- определить основные отрасли расходования бюджетных средств: образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, социальная защита; 
- дать рекомендации по совершенствованию расходов на социальную политику.

Структурно  курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

В работе использованы труды отечественных  теоретиков и практиков в области  планирования расходов бюджета в  социальной сфере таких как: Вахрина П. И., Жигалова Д., Полака Г. Б., Филиппова Ю. В., отчеты фонда "Институт экономики переходного периода" и и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Анализ современного опыта планирования расходов  на социальную политику

    1. Сущность планирования расходов по учреждениям социального обеспечения

 

Каждое  государство, заботясь о перспективах своего населения, постоянно планирует  и реализует всевозможные программы  социального развития. Важным в этом процессе является то, чтобы средства и методы, используемые в социальном развитии общества, соответствовали  его нуждам и потребностям. В связи  с этим возникает необходимость  научной обоснованности, системе  критериев социальных потребностей в государстве или определенном регионе. Все социальные преобразования должны проходить проверку на эффективность  и целесообразность. Обеспечить такую  обоснованность может социальное планирование.

Социальное планирование - форма  регулирования социальных процессов  в обществе, связанных с жизнедеятельностью населения. Главной задачей социального  планирования является оптимизация  процессов экономического и социального  развития, повышение социально-экономической  эффективности.

Объектом социального планирования являются социальные отношения на всех уровнях, включая социальную дифференциацию, социальную структуру; качество и уровень  жизни населения, в т. ч. уровень  реальных доходов в целом и  по социальным группам; качество и уровень  потребления; обеспеченность жильем, его  комфортность; обеспеченность населения  важнейшими видами благ и услуг; развитие образования, здравоохранения, культуры; определение объема данных услуг, предоставляемых  населению на платной и бесплатной основе, и др.

Социальное планирование, начиная  с середины 50-х гг. XX в. являлось важнейшим  элементам индикативного планирования в странах с развитой рыночной экономикой, а с конца 70-х начала 80-х гг. в связи с переходом  этих стран от индикативного планирования к программно-целевым методам  регулирования социальное планирование стало важнейшей составной частью стратегических общегосударственных  программ. Примером может служить  пятилетний план развития Франции, пятилетний план развития Японии, которые по существу являются общей концепцией социально-экономического развития страны.

Большой опыт социального планирования был накоплен в СССР, однако планирование носило в тех условиях директивный  характер.

Социальное планирование имеет  многоуровневый характер: общегосударственный, региональный, уровень предприятия (фирмы).

Социальное планирование сосредоточенно на техническом процессе решения  социальных проблем. Основу этой модели, которая опирается на программное  развитие, представляет рациональный, тщательно спланированный и контролируемый процесс изменений, предназначенный  для обеспечения услугами членов общества или определенного территориального органа.

Так как  планирование является и наукой, и  деятельностью, то метод нужно понимать не только как способ осуществления, но и как способ разработки программ или задач.

Общие методы планирования характеризуются тем, на какие объективные законы развития общества опираются возможные способы  реализации целей, на что они направлены и в каких организационных  формах воплощаются.

Долгое  время ведущим методом планирования являлся балансовый, который возник как способ обеспечения связей между  потребностями общества и его  возможностями при ограниченности ресурсов. В настоящее время на первый план выходят методы, связанные  с существованием рыночных отношений, когда особенно важно видеть социальные последствия принимаемых решений, уметь согласовывать интересы всех участников преобразований, предоставив  им благоприятные условия для  проявления творческой активности.

Научность социального планирования во многом зависит от использования нормативного метода. Его требования служат основой  для составления показателей  социального развития на различных  уровнях социальной организации  общества. Именно нормативы позволяют  осуществить расчеты и обосновать реальность плановых заданий, определить ориентиры для развития многих общественных процессов.

Аналитический метод соединяет в себе анализ и обобщение. Его сущность сводится к тому, что в ходе планирования социальный прогресс расчленяется на составные части и на этой основе определяются направления реализации намеченной программы.

Все большее  значение приобретает метод вариантов, суть которого заключается в определении  нескольких возможных путей решения  социальных задач при наличии  возможно более полной и достоверной  информации. Его разновидностью является метод вариантных приближений: вначале  на базе имеющихся исходных данных определяется возможный путь в порядке  первого приближения, а затем  производятся последовательные уточнения. Применение этого метода связано  с поиском оптимального варианта решений той или иной социальной задачи, с правильным выбором приоритетов.

Комплексный метод представляет собой разработку программы с учетом всех главных  факторов: материальных, финансовых и  трудовых ресурсов, исполнителей, сроков. Его применение предполагает соблюдение следующих требований: определение  темпов и пропорций развития социального  процесса, его статистической и динамической модели и выработка основных показателей  плана.

В социальном планировании все шире стал применяться  проблемно-целевой метод, который  обычно связан с решением ключевых неотложных задач общественного  развития вне зависимости от ведомственной  их принадлежности.

Широкое признание получил социальный эксперимент, в ходе которого уточняется механизм действия объективных законов и  особенности их проявления на базе одного или нескольких социальных институтов. Полученные выводы помогают скорректировать  ход развития планируемого процесса, проверить на практике прогнозируемые положения и выводы.

Важное  место в социальном планировании занимают экономико-математические методы. Такое название в известной форме  условно. В действительности речь идет о количественном анализе при  использовании уже перечисленных выше методов планирования. Математические методы не отменяют социальный анализ, а опираются на него и в свою очередь влияют на дальнейшее его совершенствование.

В настоящее  время количественный анализ опирается  на такие методы, как линейное программирование, моделирование, многофакторный анализ, теория игр и т.д. Но всем этим формально-логическим количественным процедурам отводится  роль специфического инструмента, необходимого для решения различных задач.

В теории и методологии планирования важно  уметь применять количественные характеристики. Ведь формальная логика (и математика соответственно) - средство получения новых знаний. Но практическая реализация этих знаний требует не только истинности в математическом значении, но и правильной интерпретации  результатов. Только на основе комплексного использования этих методов планирования с помощью количественного анализа  возможна выработка оптимального решения. Количественный анализ всегда необходимо сопоставлять со здравым смыслом, чтобы  не было абсолютизации количественных характеристик. Таким образом, количественный анализ и экономико-математический инструментарий играют важную, но не самодовлеющую  роль в планировании. Они нуждаются  в постоянном развитии и совершенствовании, в постоянном соотнесении их результатов  с социальными целями общества.

Как нам известно, сущность государства  проявляется в его функциях, которые  являются основными направлениями  деятельности государства. Функции органов власти делятся на внутренние (хозяйственно-организаторская, культурно-воспитательная, регулирование меры производства и потребление, охрана всех форм собственности, правопорядка, природы и окружающей среды, борьба с преступностью, защита прав и свобод граждан и др.) и внешние (борьба за мир и мирное сосуществование, содружество с другими странами, защита родины, суверенитета и независимости государства, участие государства в гуманитарных международных, культурных связях и др.).

Социальное планирование можно  отнести к разряду внутренних функций, так как оно одновременно способствует реализации прав и свобод граждан, а также формирует хозяйственно-организаторскую систему на всех уровнях.

Социальное планирование имеет свои объекты и субъекты.

Субъектом социального проектирования (т.е. тем, кто осуществляет проектирование) являются различные носители управленческой деятельности, — как отдельные  личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты и  т. п., ставящие своей целью организованное, целенаправленное преобразование социальной действительности. Необходимая черта субъекта проектирования — его социальная активность, непосредственное участие в процессе проектирования.

Информация о работе Формирование расходов бюджета по отрасли "Социальная политика"