Особенности формирования расходов местного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы явилось исследование особенностей формирования расходов местных бюджетов и разработка направлений оптимизации формирования и исполнения бюджета.
Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:
•исследовать теоретические основы формирования расходов бюджета;
•проанализировать формирование расходов местного бюджета;
•определить направления совершенствования управления муниципальными расходами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ………………………………………………….
1.1. Сущность и значение расходов бюджета……………………………..
1.2. Особенности формирования расходов местных бюджетов………….
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ РАСХОДОВ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА НА ПРИМЕРЕ Г. ЧЕБОКСАРЫ……………………………………………
2.1. Характеристика бюджетного процесса г. Чебоксары………………..
2.2. Анализ формирования расходов бюджета г.Чебоксары……………..
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ РАСХОДАМИ………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 251.50 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ………………………………………………….

1.1. Сущность  и значение расходов бюджета……………………………..

1.2. Особенности  формирования расходов местных  бюджетов………….

 

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ РАСХОДОВ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА НА ПРИМЕРЕ Г. ЧЕБОКСАРЫ……………………………………………

2.1. Характеристика  бюджетного процесса г. Чебоксары………………..

2.2. Анализ  формирования расходов бюджета  г.Чебоксары……………..

 

ГЛАВА  3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ РАСХОДАМИ………………..

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...

 

СПИСОК  ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….

3

 

 

5

5

8

 

 

16

16

21

 

 

28

 

35

 

37


 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Переход от административно-командного управления к рыночным методам хозяйствования обусловил необходимость коренного реформирования всей финансовой системы России и ее основного звена – бюджетной системы. В настоящее время отрабатывается законодательный механизм перераспределения компетенции между федеральным и территориальным уровнем власти, органами местного самоуправления; принимаются правительственные документы, направленные на совершенствование бюджетного процесса.

В условиях становления  демократического общества и развития России в условиях финансового и  экономического кризиса особую значимость в системе бюджетных отношений приобретает функционирование бюджетного механизма на муниципальном уровне.

Проблемы формирования и исполнения бюджетов всех уровней, их взаимодействия между собой являются наиболее сложными в проведении бюджетной реформы. От разрешения этих проблем во многом зависит успешная трансформация финансовых отношений и развитие бюджетного федерализма в стране.

В этой связи, рассмотрение экономической сущности и содержания расходов муниципального бюджетного механизма, выработка предложений по совершенствованию приемов формирования и исполнения бюджетов приобретают особую научную значимость.

Целью курсовой работы явилось исследование особенностей  формирования расходов местных бюджетов и разработка направлений оптимизации формирования и исполнения бюджета.

Для решения  поставленной цели были определены следующие  задачи:

  • исследовать теоретические основы формирования расходов бюджета;
  • проанализировать формирование расходов  местного бюджета;
  • определить направления совершенствования  управления  муниципальными расходами.

Объектом исследования явился бюджет муниципального образования г. Чебоксары.

Предметом исследования явились финансовые отношения и взаимосвязи бюджетной системы, возникающие в процессе  формирования и исполнения расходов местных бюджетов, направления его развития.

Теоретической и методологической основой исследования являются идеи и концепции ведущих  отечественных и зарубежных экономистов  в области повышения эффективности  формирования и использования средств местных бюджетов. В качестве законодательной основы курсовой работы были использованы законы Российской Федерации, постановления правительства Российской Федерации, нормативно-правовые акты Чувашской Республики и г.  Чебоксары.

Информационной  базой исследования послужили статистические и аналитические материалы Финансового управления администрации г.  Чебоксары.

В ходе исследования была изучена и систематизирована  литература, в которой освещены теоретические  и практические вопросы функционирования бюджетного механизма, даны рекомендации по совершенствованию бюджетной политики и формированию местных бюджетов.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ФОРМИРОВАНИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ

 

1.1. Сущность и значение расходов  бюджета

 

Расходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению [14, с. 124]. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная – их величину.

Расходы бюджета  представляют собой затраты, возникающие  в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования  средств централизованного фонда  денежных средств государства по различным направлениям. Расходная часть охватывает всю экономику, так как государство учитывает экономические интересы общества в целом. На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы.

Через бюджетные  расходы финансируются бюджетополучатели  – организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Бюджет определяет только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и ссуды. Основные статьи расходов бюджета РФ: управление, оборона, поддерживание правопорядка, социальное обеспечение, здравоохранение, культура, образование, а также обслуживание внешнего государственного долга.

Организация государственных  расходов основана на следующих принципах [19, с. 228]:

- принцип целевого  использования средств; 

- целевой характер  использования расходов предполагает  использование ассигнаций по  утвержденным направлениям. Если  получатель бюджетных средств  не выполняет условий, определенных законом (решением) о бюджете, министр финансов Российской Федерации, руководитель соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления на любом этапе исполнения бюджета обязан осуществить блокировку расходов, связанных с выполнением определенных условий, впредь до выполнения указанных условий в соответствии с порядком, установленным Кодексом. Нецелевое использование ассигнований может привести к возврату уже использованных средств.

- соблюдение режима экономии;

Одной из важнейших  задач бюджетного финансирования является получение максимального эффекта  при минимальных затратах, что  требует экономности и эффективности  использования средств. Эффективность  и экономность использования  бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств. В случае необходимости дополнительного финансирования бюджетополучатель должен ориентироваться на собственные средства или искать дополнительные источники финансирования.

- безвозвратность  государственных расходов.

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во множестве видов расходов. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная – их величину. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит от экономической ситуации и общественных приоритетах. Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п.

Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития. Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.

Для уяснения роли и значения многообразных бюджетных  расходов их обычно классифицируют по определенным признакам:

- по роли в  общественном производстве;

- общественному  назначению;

- отраслям  производства;

- целевому  назначению.

С помощью  этих расходов государство получает инструменты регулирования распределением денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с экономическими и социальными потребностями общества, и, кроме того, государство как субъект экономики при помощи данного инструмента может воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, достигать прогрессивных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики, влиять на ускорение научно-технического прогресса. Таким образом, бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера, способны играть важную роль в государственном регулировании экономики и социальных процессов.

 

1.2. Особенности формирования расходов местных бюджетов

 

Формирование  расходов бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов [1].

Расходные обязательства муниципального образования  по вопросам местного значения возникают в результате принятия нормативно-правовых актов органов местного самоуправления по вопросам местного значения и заключения муниципальным образованием или от имени муниципального образования договоров (соглашений) по данным вопросам.

Муниципальный правовой акт – решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления  отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, принятое населением муниципального образования  непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.

Финансовые обязательства  у МО возникнут лишь по тем вопросам местного значения, по которым будут  приняты соответствующие муниципальные  правовые акты.

Соответственно, и  ответственность органов местного самоуправления будет ограничена вопросами  местного значения, по которым приняты муниципальные правовые акты.

 В соответствии  с пунктом 3 статьи 7 Закона №  131-ФЗ, муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению  на всей территории муниципального  образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации [2].

Вопросы местного значения и переданные отдельные государственные  полномочия образуют основу ведения  реестра расходных обязательств.

Расходные обязательства  по вопросам местного значения исполняются  за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита соответствующего местного бюджета.

Исполнение расходных  обязательств по отдельным государственным  полномочиям осуществляется за счет субвенций из регионального фонда  компенсаций.

В соответствии со статьей 18 Закона № 131-ФЗ, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации не могут содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда  депутатов, выборных должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений. В МО, которому предоставляются дотации из бюджета субъекта Российской Федерации, размеры такой оплаты устанавливаются не выше предельных значений, установленных законом субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления обязаны вести реестр расходных обязательств, представляющий собой перечень нормативных правовых актов и заключенных органами местного самоуправления договоров и соглашений (отдельных статей, пунктов, подпунктов, абзацев), предусматривающих возникновение расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств местных бюджетов.

Основными принципами ведения реестра расходных обязательств являются [13, с. 12]:

- полнота отражения  расходных обязательств и сведений  о них;

Информация о работе Особенности формирования расходов местного бюджета