Экономическая безопасность и национальные интересы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2012 в 17:03, курсовая работа

Описание работы

Под безопасностью, в самом широком смысле, понимается обеспечение устойчивого состояния.
Экономическая безопасность - это обеспечение устойчивого состояния и создание условий для динамичного развития экономики страны, региона, города, населения, отдельного вида бизнеса, отдельного гражданина, юридического или физического лица.
Экономическая безопасность - часть общей системы национальной безопасности страны. Она затрагивает практически все стороны жизни государства, общества, экономики. Ее развитие необходимо рассматривать в общем контексте формирования системы национальной безопасности государства.

Содержание

. Введение 3
2. Экономическая безопасность и национальные интересы государства в экономике 4
3. Угрозы экономической безопасности 5
4. Критерии экономической безопасности 7
5. Система мониторинга экономической безопасности 8
6. Виды экономической безопасности 9
7. Показатели экономической безопасности 11
8. Список литературы 15

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 82.96 Кб (Скачать)

В приложении №2 к Постановлению Правительства  Российской Федерации от 27 декабря 1996 г. №1569 «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии  экономической безопасности Российской Федерации (основных положений)», одобренной Указом Президента Российской Федерации  от 29апреля 1996г. №608, приводится перечень критериев экономической безопасности Российской Федерации и федеральных  органов исполнительной власти, ответственных  за разработку их количественных (пороговых) и качественных параметров.

В соответствии с ним критериями экономической  безопасности Российской Федерации  являются:

      • способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства;
      • зависимость экономики от импорта важнейших видов продукции и продовольствия, производ­ство которых на необходимом уровне может быть организовано в стране;
      • уровень внешнего и внутреннего долга и возможности его погашения;
      • обеспеченность экономики стратегическими ресурсами и эффективность государственного контроля за их обращением;
      • уровень бедности, имущественной дифференциации населения и безработицы, максимально допустимый с позиции социально-экономической стабильности общества;
      • устойчивость финансовой системы;
      • рациональная структура внешней торговли;
      • доступность для населения образования, культуры, медицинского и социального обслуживания, пассажирского транспорта и массовых видов связи, а также жилья и коммунальных услуг;
      • поддержание научного потенциала страны и сохранение отечественных научных школ, обеспечение эффективного функционирования особо важных объектов науки;
      • сохранение единого экономического пространства и межрегиональных экономических отношений, обеспечивающих соблюдение общегосударственных интересов, исключающих развитие сепаратистских тенденций;
      • обеспечение необходимого уровня государственного регулирования экономических процессов с целью формирования условий для нормального функционирования рыночной экономики.

Система мониторинга экономической  безопасности 

Постоянное усиление факторов, угрожающих экономической безопасности и обуславливающих депрессивное развитие экономики, поставило вопрос о создании системы мониторинга состояния и динамики её развития с целью заблаговременного предупреждения грозящей опасности и принятия необходимых мер защиты и противодействия.

Система мониторинга  экономической безопасности создается  как единая межведомственная и многоуровневая автоматизированная информационная система (АИС-Мониторинг, предназначенная для  формирования регулярной систематизированной  статистической и экономической  информации о текущих значениях  индикаторов экономической безопасности страны, а также факторах, определяющих возникновение угроз экономической  безопасности. 

Основные цели системы мониторинга должны быть следующими:

    • оценка состояния и динамики развития производства определенного сектора экономики;
    • выявление деструктивных тенденций и процессов развития потенциала этого сектора;
    • определение причин, источников, характера, интенсивности воздействия угрожающих факторов на потенциал производства;
    • прогнозирование последствий действия угрожающих факторов, как на потенциал производства, так и на сферы деятельности, обеспечиваемые продукцией и услугами этого потенциала;
    • системно-аналитическое изучение сложившейся ситуации и тенденций ее развития, разработка целевых мероприятий по парированию угроз исследуемого сектора экономики.
 

 Мониторинг является результатом взаимодействия всех заинтересованных служб. При осуществлении мониторинга действует принцип непрерывности наблюдения за состоянием объекта мониторинга с учетом фактического состояния и тенденций развития его потенциала, а также общего развития экономики, политической обстановки и действия других общесистемных факторов.

Основным функциональным звеном АИС-Мониторинга, ответственным  за ведение мониторинга экономической  безопасности России в целом, является Государственный комитет Российской Федерации по статистике (бывшее Российское статистическое агентство).

Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России) осуществляет регулярный сбор и накопление информации, ведение и актуализацию информационной базы системы мониторинга в целом  по России и в территориальном  разрезе, обеспечивает защиту и конфиденциальность информации, координацию функционирования системы мониторинга в целом.

Таким образом, система государственной экономической  безопасности выявляет ситуации, при которых фактические или прогнозируемые параметры экономического развития выходят за пределы пороговых значений, разрабатывает меры по выходу страны из зоны опасности, проводит экспертизу принимаемых нормативно-правовых актов, государственных решении по финансово-хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности России. В целях определения, систематизации и группировки конкретных направлений обеспечения государственной экономической безопасности последнюю целесообразно подразделить на составные части (элементы).

Виды  экономической безопасности 

Основными элементами, или видами, государственной экономической  безопасности являются: продовольственная  безопасность, энергетическая безопасность, финансовая безопасность, безопасность в производственной сфере (в том  числе промышленную, инвестиционную и инновационную безопасность), безопас­ность  в сфере транспорта и связи, безопасность в социальной сфере экономики, безопасность в сфере внешней торговли. При  этом в современных условиях повышенных рисков возникновения финансовых кризисов одним из важнейших элементов  экономической безопасности страны является ее финансовая безопасность

Финансовая безопасность России является основным условием ее способности осуществлять самостоятельную  финансовую политику в соответствии со своими национальными интересами. Сущность финансовой безопасности России можно определить как состояние  ее экономики, при котором обеспечивается формирование государственных финансовых потоков в объемах, необходимых  для выполнения государственных  задач и функций.

Финансовая безопасность обуславливается, прежде всего, способностью государственных органов обеспечивать устойчивость финансово-экономического развития государства, платежно-расчетной  системы и основных финансово-экономических  параметров нейтрализовывать воздействие  мировых финансовых кризисов на национальную экономическую и социально-политическую систему, предотвращать крупномасштабную утечку капиталов за границу, конфликты  между властями разных уровней по поводу распределения и использования  ресурсов национальной бюджетной системы; наиболее оптимально для экономики  страны привлекать и использовать средства иностранных заимствований; предотвращать  преступления и административные правонарушения в финансовых правоотношениях.

Все перечисленное  также можно представить как  некоторые задачи, которые должны решать органы государственной власти и управления в целях обеспечения  безопасного и эффективного функционирования не только элементов финансовой системы  государства, но и всех взаимосвязанных  с ней звеньев государственного управления. Обязанность институтов власти создавать механизмы защиты национальных экономических интересов  и противостоять влиянию внутренних и внешних угроз экономическому развитию нашего государства должна быть закреплена в Конституции РФ. Только тогда посредством системы  финансовой безопасности законными  путями будут реализованы финансовые интересы России на международной арене (в глобальной экономике) и жизненно – важные интересы ее граждан.

Так же хотелось бы обратить внимание на проблему валютного  контроля. В валютном законодательстве, как правило, используется императивный метод — метод властных предписаний, основывающийся на нормах-запретах. Но применяется и диапозитивный  метод, который предоставляет лицам  возможность выбора вариантов поведения  в рамках закона.

Значимость валютного  контроля для экономической безопасности страны подчеркивается, в частности, в Концепции национальной безопасности Российской Федерации: «Эффективные меры должны быть приняты в сфере валютного  регулирования в целях создания условий для прекращения расчетов в иностранной валюте на внутреннем рынке и предотвращения бесконтрольного  вывоза капитала» Концепция утверждена Указом Президента РФ от 17 августа 1997 г  № 1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. N° 24) (СЗ РФ. 1997. № 52. Ст. 5909).. Нельзя не отметить наличие  значительных пробелов как в сфере  нормативно – правового регулирования  валютных отношений, так и в целом  в системе валютного регулирования  и валютного контроля. Обеспечение  безопасности нашего государства в  этой области должно быть направлено на устранение угроз развитию экономики  страны, а в итоге – на повышение  уровня жизни населения и социально  – политической стабильности общества. Препятствия этому процессу можно  классифицировать следующим образом:

      • правовой нигилизм всех сторон, участвующих в валютных правоотношениях;
      • несовершенство действующего законодательства;
      • коррупция сотрудников органов и агентов валютного контроля;
      • вывоз капитала.

Такую угрозу, как  несовершенство действующего законодательства, можно разложить на ряд более  мелких составляющих: явные пробелы  в правовом регулировании валютных отношений с участием таможенных органов: недостаточная правовая регламентация  действий участников ВЭД и контроля за такими действиями со стороны государства; противоречия отдельных положений  нормативных правовых актов между  собой и внутри какого-либо акта и др. Для обеспечения экономической  безопасности страны требуется, во-первых, создать законодательство, определяющее в полной мере правила валютных операций, во-вторых, ввести жесткий контроль за соблюдением его требований. 

Показатели  экономической безопасности

Показатели  экономической безопасности РФ Показатели Пороговые значения Фактическое состояние  Соотношение фактических и  пороговых значений
Объем ВВП на душу населения в % от среднемирового 100% 25% 0,25
Доля  в промышленном производстве обрабатывающей промышленности 70% 50% 0,71
Доля  в промышленном производстве машиностроения 20% 15% 0,75
Объем инвестиций в % от ВВП  25% 13% 0,60
Расходы на научные исследования в % от ВВП  2% 0,5% 0,25
Доля  новых видов продукции 

в объеме выпускаемой  продукции 

(машиностроение)

6% 2,6% 0,43
Доля  в населении людей, имеющих доходы ниже прожиточного уровня 7% 20% 2,86
Продолжительность жизни населения  70 лет  64 года  0,91
Разрыв  между доходами

10% самых  высокодоходных 

и 10% самых  низкодоходных групп населения 

8 раз  Более

20 раз 

2,5
Уровень преступности (количество преступлений на 100 тыс. населения) 5 тыс.  6 тыс.  1,2
Объем наличной иностранной валюты в % от объема наличных рублей 25% 100% 4
Доля  импорта во внутреннем потреблении:

- всего 

- в том  числе продовольствия 

30%

25%

53%

30%

1,77

1,2

Дифференциация  субъектов Федерации по прожиточному уровню 1,5 раза  5 раз  3,3

Таблица 1.

Для анализа  состояния экономической безопасности важное значение имеют не столько  сами показатели (индикаторы), сколько  их пороговые значения, т.е. те предельные величины, несоблюдение которых приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической  безопасности.  
 

Приведенные в  табл. 1 пороговые значения уровней  экономической безопасности РФ применительно  к началу XXI в., изменились. Если оценивать  уровень внутреннего государственного долга, усиление научно-техническою потенциала, укрепление индустриальных основ национальной экономики, то Российская экономика "подросла" в показателях, но всё ещё серьёзную проблему составляет региональная экономическая дезинтеграция, резкая дифференциация в доходах, проблема с безработицей, возникновение чрезвычайных ситуаций, утечка финансовых средств за рубеж, также Российская Федерации по многим основным параметрам экономической безопасности находится в зоне риска, что объективно обуславливает необходимость принятия мер по нейтрализации угроз экономической безопасности. 
 
 

Таблица 1 - Косенко  В.П., Бойко А.П. Экономическая безопасность Российской Федерации и таможенная политика: состояние, проблемы и направления  их решения // Вестник Российской таможенной академии. – 2008. - № 1 (2) 

Сопоставление фактических и пороговых данных с количественными параметрами  пороговых значений экономической  безопасности

Таблица 2.

Наибольшую угрозу существованию страны, ее безопасности представляют: резкая дифференциация доходов и потребления населения; ухудшение структуры питания  из-за сокращения средних норм потребления  наиболее ценных видов продовольствия и в конечном счете белка; рост бедности в результате абсолютного  и относительного увеличения числа  людей, доходы которых ниже прожиточного минимума, и т.д. 
 
 

Таблица 2. - http://oad.rags.ru/vestnikrags/issues/issue0108/010825.htm

Доходы 10% населения с самыми высокими доходами в 13 раз (1997 г.), 13,8 раз (2001 г.), 14,1 раз (2002 г.), 14,4 раз (2007 г.) выше доходов 10% населения  с самыми низкими доходами, в то время как в США эта разница  составляет 11 раз, а в Западной Европе — 5-8 раз. Такая дифференциация ни экономически, ни социально не оправдана. 

Одна из сфер применения пороговых значений - экспертиза важнейших нормативных актов  и правительственных решений  по вопросам экономики с позиции  экономической безопасности. Для  этого необходимо, чтобы органы государственной  власти при внесении проектов нормативных  актов и правительственных решений, подлежащих экспертизе с позиций  экономической безопасности, представляли обоснование того, что в результате принятия этого проекта отношение  показателей социально-экономического развития к пороговым значениям  не изменяются в худшую сторону. Необходимо с учетом геостратегических задач  России, опыта осуществления государственной  стратегии экономической безопасности переосмыслить классификацию национальных интересов России.

Информация о работе Экономическая безопасность и национальные интересы государства