Экономическая сущность и роль государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 10:59, курсовая работа

Описание работы

При переходе к рыночным отношениям существенно меняются роль и значение
государства в управлении социально-экономическими процессами. В отличие от
административно-командных методов управления в условиях рынка
государственное вмешательство в экономику должно носить достаточно
ограниченный характер и быть направленным, прежде всего, на решение таких
глобальных проблем, как обеспечение бесперебойного функционирования
рыночного механизма в целом.

Содержание

Введение 3


Глава I. Экономическая сущность и роль государственного бюджета. 5

1.1 Государственный бюджет как экономическая категория 5

1.2 Роль бюджета в распределении совокупного общественного продукта
и национального дохода 10

1.3 Функции бюджета 13


Глава II. Проблемы сбалансированности и несбалансированности
государственного бюджета 14

2.1 Дефицит бюджета 15.
2.2 Разные теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита и
бюджетной политики 16
2.3 Государственный долг 18
2.4 Избыток бюджета 19
2.5 Мультипликатор сбалансированного бюджета 20


Глава III. Современное состояние государственного бюджета Республики
Казахстан 22

3.1 Состав доходов и расходов государственного бюджета 22
3.2 Баланс бюджета и дефицит бюджета 25
3.3 Бюджетная система и бюджетное устройство 27

3.4 Бюджетный процесс 29
3.5 Пути совершенствования и развития государственного бюджета 33


Заключение 35
Список используемой литературы 36

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 109.30 Кб (Скачать)

государством   денежных   средств.   Бюджетный   фонд   -   это   объективно

обусловленная экономическая  форма движения той части общественного  продукта

и  национального  дохода,  которая  прошла  известные  стадии   стоимостного

распределения и  поступила государству  для  удовлетворения  потребностей  по

расширенному воспроизводству, социально-культурному обслуживанию  населения,

обороне  и  управлению.  Формирование  и  использование   бюджетного   фонда

выражают  процесс  движения  стоимости  в  связи  с  ее   распределением   и

перераспределением.

  Как экономическая   категория  государственный   бюджет  выражает  денежные

отношения,   возникающие   между   государствам   и   другими    участниками

общественного производства  в  процессе  распределения  и  перераспределения

стоимости общественного  продукта путем образования  централизованного  фонда

денежных средств  государства  и  его  использования  на  цели  расширенного

воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей.

  Государственный  бюджет как  экономическая   категория  выполняет  функции,

соответствующие  категории  финансов   в   целом   -   распределительную   и

контрольную. Действие данных функций определяется  рассмотренной  спецификой

бюджетных отношений.  Вместе  с  тем,  как  основное  звено  государственных

финансов,  государственный  бюджет  в   рамках   распределительной   функции

выполняет   характерные   подфункции,   как-то:    размещения    (ресурсов),

перераспределительную, стабилизации.

Бюджет  воздействует  ни  экономику  через  бюджетный   механизм.   В   этом

проявляется роль бюджета как  инструмента  влияния  на  экономику  в  целом.

Бюджетный  механизм  -  это  совокупность  форм  и  методов  образования   и

использования  централизованного   фонда   денежных   средств   государства.

Регулирование экономики  осуществляется  путем  установления  количественных

размеров централизованного  фонда  денежных  средств,  регламентации  форм  и

методов  его  образования  и  использования,  перераспределения   финансовых

ресурсов в процессе становления и исполнения бюджета.

  Разнообразие  форм собственности предполагает  прогнозно-плановое  ведение

хозяйства, что  предопределяет  такую  же  форму  функционирования  бюджетных

отношений. Стабильный характер бюджетных  связей,  плановая  форма  движения

централизованного фонда денежных средств государства  приводят  к  тому,  что

бюджетные  связи  отражаются  в  соответствующем  финансовом   документе   —

основном финансовом плане страны. В нем предусмотрены  те  распределительные

процессы,   которые    составляют    экономическое    содержание    бюджета;

специфические  статьи  доходов  и  расходов  основного   финансового   плана

показывают    источники    формирования    и    направления    использования

централизованного фонда денежных средств  государства.  Основной  финансовый

план является продуктом плановой деятельности государства;  в  нем  выражена

воля государства, отражающего  интересы  всех  членов  общества.  Показатели

основного  финансового  плана  страны  подлежат  безусловному  выполнению  в

соответствии  с  ежегодно  принимаемым  Парламентом  республики  Законом  «О

республиканском бюджете».

Таким образом, многообразие понятия «государственным бюджет»  сводится к  его

трактованию в  следующих составляющих:

  -   как  относительно самостоятельная экономическая  категория;

  -   как  централизованный фонд денежных  средств государства;

  -   как  инструмент воздействия на экономику  (через бюджетный механизм);

  -   как  основной финансовый план государства;

  -   как  юридический закон, положения  которого обязательны  для   выполнения

всеми участниками  отношений и членами общества. 
 
 

        Схема 1. Качественные характеристики  государственного бюджета

Роль государственного бюджета в общественном воспроизводстве  определяется  в

первую очередь  тем, что с помощью государственною  бюджета (расходной  части)

распределяется  и перераспределяется около 30% национального  дохода,  20%  -

валового внутреннего  продукта, 10% -  валового  общественного  продукта.  Он

распределяет денежные  средства  между  различными  отраслями  национального

хозяйства,  секторами  производства,  сферами   общественной   деятельности,

экономическими  районами и территориями страны.

  Государственный  бюджет активно воздействует  на экономику в целом, так  как

он выступает  в качестве бюджета всего национального  хозяйства. Большую  роль

играет государственный  бюджет в сфере материального  производства выступая  в

качестве  стимулятора  его  роста.   Средства   бюджета   используются   для

обеспечения как  индивидуального (в  рамках  отдельных  предприятий),  так  и

общественного  (в  масштабе  всего  национального  хозяйства)   кругооборота

фондов. Бюджетное  финансирование капитальных вложений  и  оборотных  средств

на действующих  и вновь вводимых предприятиях,  обеспечение  других  расходов

позволяет  бюджету  включаться  в  индивидуальный  кругооборот   фондов   на

отдельных предприятиях, способствуя его бесперебойности  и равномерности.

  Бюджетные   ассигнования  в  производственной  сфере   являются   основным

источником  ее  функционирования  и  дальнейшего  развития.  Основная  часть

учреждений и  организаций этой сферы не имеет  собственных источников  доходов

и находится на бюджетном финансировании. Расходы  государства на  просвещение

и здравоохранение, социальное страхование и социальное  обеспечение,  науку,

культуру и искусство  являются той финансовой базой, без  которой  невозможно

проведение социально-культурных мероприятий  общегосударственного  масштаба.

Большое  значение  имеет  бюджет  в  формировании   рациональной   структуры

отраслей  непроизводственной  сферы.   Обеспечивая   финансовыми   ресурсами

функционирование  непроизводственной сферы, государство  через  бюджет  может

формировать   окончательные   размеры   фонда   потребления,    влиять    на

территориальные пропорции в его использовании. 

    1.2 Роль  бюджета в распределении совокупного  общественного продукта и

                            национального дохода. 
 

   В бюджете   страны  аккумулируется  значительная  часть  вновь  созданной

стоимости  (  национального  дохода,  распределяемого  и   используемого   в

соответствии с  рыночными законами общественного  развития (закона  стоимости,

закона спроса и предложения, закона повышающейся  производительности  труда,

закона    возрастания    потребностей)    для    обеспечения    расширенного

воспроизводства и удовлетворения общегосударственных  потребностей. 
 

   В  условиях  рыночных  отношений  распределение   национального   дохода

производится  посредством   образования,   распределения   и   использования

денежных доходов  и накоплений.  К  числу  таких  доходов  относятся,  прежде

всего, государственные  доходы, доходы предприятий и  объединений,  различных

коммерческих структур, финансовых групп, банков, а также  доходы населения. 
 

   Значительная  часть национального дохода поступает  в бюджет путем прямого

распределения (  налогообложения  государственных,  частных  и  коммерческих

предприятий.  Часть  чистого  дохода  населения  перечисляется  в  бюджет  в

порядке перераспределения. 
 

   Распределение  части национального дохода  через   государственный  бюджет

обусловлено  необходимостью  создания   централизованного   фонда   денежных

средств для расширенного воспроизводства и удовлетворения других  совокупных

потребностей  общества,  путем  перераспределения  средств  между  отраслями

производственной  и непроизводственной  сфер  жизнедеятельности  общества,  а

также между экономическими районами страны:  государственного  регулирования

денежных накоплений в  отдельных  отраслях  народного  хозяйства,  отдельных

предприятиях, объединениях и корпорациях, в сельскохозяйственном секторе,  в

торговле и т.д. 
 

   Перераспределение  национального дохода между отраслями,  объединениями  и

фирмами   через   государственный   бюджет   обусловлено   главным   образом

необходимостью  передачи части чистого дохода из одной  отрасли  в  другую  в

соответствии с  планами  экономического  и  социального  развития  страны,  с

программами   радикальных   экономических   преобразований   общества,   для

осуществления перестройки  структуры общественного производства и т.д. 
 

   Такое перераспределение  в значительной степени вызвано  различным уровнем

технического   оснащения,   энерго   и    фондовооруженности    объединений,

предприятий  и  отраслей;  неравномерностью  размещения  и  выявления  новых

природных богатств; действующей системой  ценообразования  и  тем,  что  при

переходе к рыночным отношениям необходима поддержка со  стороны  государства

перспективных отраслей производства. Перераспределение национального  дохода

как  между  отраслями,  так  и  внутри   отраслей   происходит   посредством

государственных инвестиций и приоритетного  финансирования  отдельных  видов

производств,   высоких   технологий,   инновационных    процессов.    Важным

направлением  перераспределения  национального  дохода   является  выделение

части средств, идущих на  развитие  непроизводственной  сферы.   В  условиях

рыночных отношений  это прежде всего  относится  к  поддержанию  государством

таких сфер жизнедеятельности  общества,  как  здравоохранение,  просвещение,

наука и культура. Значительное место в  структуре  перераспределяемой  части

национального   дохода    отводится    содержанию    аппарата    управления,

правоохранительных  органов и т.д. 
 

   Пропорции  национального дохода,  распределяемого   через  государственный

бюджет, не были  постоянными,  поскольку  определялись  достигнутым  уровнем

Информация о работе Экономическая сущность и роль государственного бюджета