Экономическая сущность и роль государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 10:59, курсовая работа

Описание работы

При переходе к рыночным отношениям существенно меняются роль и значение
государства в управлении социально-экономическими процессами. В отличие от
административно-командных методов управления в условиях рынка
государственное вмешательство в экономику должно носить достаточно
ограниченный характер и быть направленным, прежде всего, на решение таких
глобальных проблем, как обеспечение бесперебойного функционирования
рыночного механизма в целом.

Содержание

Введение 3


Глава I. Экономическая сущность и роль государственного бюджета. 5

1.1 Государственный бюджет как экономическая категория 5

1.2 Роль бюджета в распределении совокупного общественного продукта
и национального дохода 10

1.3 Функции бюджета 13


Глава II. Проблемы сбалансированности и несбалансированности
государственного бюджета 14

2.1 Дефицит бюджета 15.
2.2 Разные теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита и
бюджетной политики 16
2.3 Государственный долг 18
2.4 Избыток бюджета 19
2.5 Мультипликатор сбалансированного бюджета 20


Глава III. Современное состояние государственного бюджета Республики
Казахстан 22

3.1 Состав доходов и расходов государственного бюджета 22
3.2 Баланс бюджета и дефицит бюджета 25
3.3 Бюджетная система и бюджетное устройство 27

3.4 Бюджетный процесс 29
3.5 Пути совершенствования и развития государственного бюджета 33


Заключение 35
Список используемой литературы 36

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 109.30 Кб (Скачать)

финансового  года.  Состав  защищенных   статей   определяется   Парламентом

республики и  местными органами власти. 

                            3.4 Бюджетный процесс 
 

  Бюджетный   процесс  (бюджетная  процедура)   -   это   регламентированная

законодательством деятельность органов власти и управления  по  составлению,

рассмотрению, утверждению, исполнению бюджетов, контролю  за  исполнением  и

утверждением отчетов  об исполнении бюджетов. Бюджетный  процесс в  Республике

Казахстан определяется Законом «О бюджетной системе», ежегодным  Законом  «О

республиканском бюджете»,  иными  законами  Республики  Казахстан,  а  также

решениями органов  исполнительной власти.

  Составление,  исполнение  бюджетов,  составление   отчетов  об  исполнении

бюджетов являются функциями органов исполнительной  власти,  рассмотрение  и

утверждение —  функциями Парламента  и  местных  представительных  органов  -

маслихатов; контроль за исполнением бюджетов выполняют  обе ветви власти.

  Для разработки  проекта  республиканского  бюджета   Президент  Республики

Казахстан  образует  бюджетную  комиссию,  которая  рассматривает  внесённые

Министерством    финансов    основные    прогнозные    показатели    проекта

республиканского  бюджета и сопутствующие ему  предложения, согласовывает их.

  Важная роль  в бюджетном процессе  отводится   Министерству  финансов.  Оно

разрабатывает прогнозные показатели государственного бюджета  на  предстоящий

трёхлетний  период  на  основе  параметров  индикативного  плана  социально-

экономического  развития  страны,  экономических   и   социальных   программ

развития территории  с  учетом  ежегодного  послания  Президента  Республики

Казахстан к народу. Министерство финансов  обобщает  заявки  администраторов

республиканских  бюджетных  программ*,   с  учетом   предложений   бюджетной

комиссии разрабатывает  и представляет в Правительство  Республики  Казахстан

проект закона о республиканском бюджете на соответствующий  финансовый  год.

Министерство финансов доводит до акимов областей, городов  Астаны  и  Алматы

согласованные показатели: поступления в их  бюджеты,  лимиты  долга,  объёмы

расходов на погашение  и обслужи ванне долга местных  исполнительных органов.

  Администраторы    республиканских    бюджетных    программ    в    сроки,

устанавливаемые Правительством, вносят  в  Министерство  финансов  бюджетные

заявки, а  акимы  областей  и  городов  Астаны  и  Алматы  -  вышеупомянутые

согласованные показатели их бюджетов.

  Закон о  республиканском бюджете должен  содержать:

   1. объемы  доходов,  полученных  от  официальных   трансфертов,  погашения

      основного долга по ранее выданным  кредитам, расходов,  кредитования  и

      дефицита (профицита) бюджета;

   2. минимальные  размеры месячной  заработной  платы,  пенсии  и  месячного

      расчетного показателя;

   3. размер  резервов Правительства Республики  Казахстан;

   4. сумму  выполнения обязательств по государственным  гарантиям  Республики

      Казахстан;

   5. лимит  долга местных исполнительных  органов, городов Астаны и Алматы  на

      конец соответствующего финансового  года:

   6.   перечень   предельных   расходов    по    функциональным    группам,

      администраторам республиканских  бюджетных программ и по программам;

   7. перечень  республиканских и местных бюджетных  программ,  не  подлежащих

      секвестированию*;

   8. особо  важные бюджетные программы, финансируемые  из местных бюджетов, в

      разрезе областей и городов  Астаны и Алматы с определением  минимальной

      суммы расходов. Проект закона  о республиканском бюджете на  предстоящий

      финансовый год представляется  Правительством  в  Парламент   Республики

      Казахстан не позднее 15 сентября  года, предшествующего планируемому.

  Утверждение  республиканского  бюджета  и   внесение  в  него  изменений   и

дополнений  происходит  на  совместном  заседании  палат,   после   процедур

последовательного рассмотрения проекта бюджета сначала  в Мажилисе,  а  затем

- в Сенате. Республиканский  бюджет утверждается  на  уровне  республиканских

бюджетных программ на совместном заседании палат Парламента не менее  чем  в

двух чтениях  и не позднее 15 декабря текущего года. В случае если  Парламент

в этот срок не примет Закон  о  республиканском  бюджете,  Президент  вправе

издать Указ «О республиканском финансовом плане  на  1  квартал  предстоящего

финансового   года»,   который   действует   до   утверждения    Парламентом

республиканского  бюджета.

  Для  разработки  проектов  местных  бюджетов  акимы  образуют   бюджетные

комиссии  соответствующих   административно-территориальных   подразделений,

определяют  задачи  и  порядок   их   работы.   Комиссии   рассматривают   и

вырабатывают  предложения  о   предоставлении   на   согласование   основные

прогнозных показателей  по их бюджетам: объёмов поступлений, лимитов  долгов,

объемов расходов на погашение и обслуживание долгов местных  органов  власти

с  учетом  бюджетных  заявок  администраторов  местных  бюджетных  программ.

Бюджетные комиссии формируют и представляют  на  одобрение  акимов  основные

прогнозные  показатели  проекта  местного  бюджета.  Местные  исполнительные

органы  с  учетом  предложений  бюджетных  комиссий  разрабатывают   проекты

соответствующих местных бюджетов и до 1 сентября  предоставляют  прогнозы  в

Министерство финансов.

  Областные   представительные  органы   утверждают   стабильные   нормативы

распределения  доходов  между  областными  бюджетами  и  бюджетами   районов

(городов),  долговременные  размеры  субвенций,  передаваемых  из  областных

бюджетов и бюджеты  районов (городов), и бюджетных изъятий,  передаваемых  из

бюджетов районов (городов) в областные бюджеты.

  Акимы областей  и городов Астаны и Алматы  не позднее  двухнедельною   срока

после вступления и силу закона  о  республиканском  бюджете  уточняют  ранее

составленные  прогнозные  объемы  бюджета  и  вносят  их   на   рассмотрение

маслихатов,  которые  в  течение  двух  недель  принимают  решение   об   их

утверждении.

  Акимы районов  (городов) в двухнедельный срок  после утверждения областного

бюджета вносят проект бюджета на  рассмотрение  соответствующих  маслихатов.

которые не позднее  двухнедельного срока  принимают  решение  об  утверждении

бюджета.

  Решение маслихата  о местном бюджете должно содержать:

     1. объемы  доходов, полученных  от  официальных   трансфертов,  погашения

        основного долга по ранее   выданным  из  местного  бюджета   кредитам,

        расходов,   кредитования,    дефицита    (профицита)    бюджета    и

        финансирования дефицита (использования  профицита) бюджета;

     2. нормативы  распределения доходов между  областным бюджетом и бюджетами

        районов (городов) на основе  утвержденных стабильных величин;

     3. размеры  резервов и лимит долга области,  городов Астаны и  Алматы  на

        конец соответствующего финансовою  года;

     4. размеры  местного государственного фонда  охраны окружающей среды;

     5.  Предельные  расходы  по  функциональным  группам,   администраторам

        местных бюджетных программ и  по программам;

     6. перечень  местных бюджетных программ, не  подлежащих секвестированию.

  До утверждения  местных бюджетов соответствующими  маслихатами  исполнение

бюджета первого  квартала осуществляется в размере 25%  от  проекта  годового

бюджета на соответствующий  финансовый год.

  Вмешательство    Правительства    Республики    Казахстан,    вышестоящих

государственных органов и местных исполнительных органов областей в  процесс

разработки и  исполнения нижестоящих бюджетов не допускается (за  исключением

случаев, предусмотренных  Законом «О бюджетной системе»).

   Исполнение  республиканского бюджета обеспечивает  Правительство Республики

Казахстан.    Государственные    учреждения    в    пределах    утвержденных

администраторами  программ, смет производят расходы  на основании  разрешений,

выдаваемых   Комитетом   казначейства   Министерства   финансов   Республики

Казахстан; оно  вправе отзывать,  приостанавливать  финансирование  в  случае

использования выделенных средств на цели, не  предусмотренные  казначейскими

разрешениями.

  Министерство  финансов  Республики  Казахстан   вправе  размещать  временно

свободные  бюджетные  деньги  со  счетов  органов  Казначейства  во   вклады

(депозиты)  в   Национальном   банке   Республики   Казахстан   в   порядке,

определяемом Правительством.

  Правительство  Республики Казахстан имеет право  в ходе исполнения  бюджета

вносить  изменения   в   перечень   государственных   органов,   реализующих

программы,  в  пределах  сумм  по   программам,   утвержденным   Законом   о

республиканском   бюджете,   и   изменить   источники    покрытия    дефицит

республиканского  бюджета.

  Местные   исполнительные   органы   обеспечивают   исполнение    бюджетом

соответствующих  административно-территориальных   единиц,   эффективное   и

целевое использование  бюджетных средств. Ведение  счетов  местных  бюджетов,

счетов государственных  учреждений, содержащихся за  счет  местного  бюджета,

переводные   операции   для   них   осуществляются   органами   Казначейства

Министерства  финансов  на  основании  финансовых   разрешений,   выдаваемых

местными исполнительными  органами; они вправе  отзывать  и  приостанавливать

финансирование  в  случае  использования  выделенных  средств  на  цели,  не

предусмотренные финансовыми разрешениями.

  Если  в   ходе  исполнения  бюджета   местными   исполнительными   органами

Информация о работе Экономическая сущность и роль государственного бюджета