Экономическое содержание и принципы организации системы доходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:12, реферат

Описание работы

Цель работы: проанализировать формирование доходов федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований

Содержание

Введение
3

1. Экономическое содержание и принципы формирования доходов бюджета

4

2. Доходы федерального бюджета
9

3. Доходы территориальных бюджетов субъектов РФ
11

4. Доходы бюджетов муниципальных образований
14

Заключение
16

Список литературы
18

Приложение
19

Работа содержит 1 файл

реферат1.doc

— 664.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение 3
1. Экономическое  содержание и принципы формирования  доходов бюджета  
4
2. Доходы  федерального бюджета  9
3. Доходы  территориальных бюджетов субъектов  РФ 11
4. Доходы бюджетов муниципальных образований 14
Заключение 16
Список  литературы 18
Приложение 19

 

Введение 

     Любому  государству для выполнения своих  задач и функций необходимы денежные средства, обеспечивающие финансирование всей государственной деятельности. Поэтому в собственность государства  направляется часть национального дохода страны в виде различных по своей юридической природе поступлений, за счет которых формируются государственные доходы. Достаточная обеспеченность государства финансовыми ресурсами — одно из необходимых условий эффективного функционирования системы государственной власти и, как следствие, успешного выполнения государством своих задач и функций.

       Объект исследования в работе является Российская Федерация, предметом исследования – доходы бюджетов РФ.

       Цель работы: проанализировать формирование  доходов федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований.

     Для достижения цели были поставлены следующие  задачи:

     1. Исследовать экономическую сущность  системы доходов бюджета.

     2. Исследовать принципы формирования доходов бюджетов разных уровней.

     3. Проанализировать доходы федерального  бюджета, бюджета Уральского федерального  округа и Миасского городского  округа.

     При написании работы особое внимание мы уделили работам В.А. Свищевой и  М.В. Романовского, а также ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», Бюджетному кодексу РФ и электронным ресурсам сайтов Президента РФ, Правительства РФ, Минфина РФ.

     Реферат состоит из 4 подпунктов.

     В первом подпункте раскрываются общие экономические понятия и принципы формирования доходов бюджета. Во втором, третьем и четвертом подпунктах описывается теоретические аспекты формирования доходов федерального бюджета, бюджета Уральского федерального округа и Миасского городского округа, анализируется исполнение бюджетов в 2010г. и установление ориентировочных доходов соответствующих бюджетов в 2011г

     1. Экономическое содержание и принципы формирования доходов бюджета 

     Бюджет  – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенная для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (см. приложение 1 рис. 1). Это финансовый план государства на один финансовый год, имеющий статус закона и отражающий формирование его доходов и расходов. В настоящее время широко распространена практика формирования многолетнего бюджета на три или пять лет, который представляет собой план финансирования на предстоящий календарный год и бюджетные проектировки на среднесрочный период [6, с. 46].

     Как установлено Бюджетным кодексом РФ, доходы бюджета — это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ (бюджетным и налоговым) в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления [8, с. 107].

     Доходы  бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ.

     Бюджетный кодекс РФ предусматривает следующие  виды доходов бюджетов:

     1) налоговые;

     2) неналоговые;

     3) безвозмездные поступления (см. приложение 1 рис. 2) [6, с. 80].

     В доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые  в бюджеты других уровней бюджетной  системы РФ для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также  безвозмездные перечисления.

     В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

     Денежные  средства считаются зачисленными в  доход соответствующего бюджета, бюджета  государственного внебюджетного фонда  с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет, или в бюджет государственного внебюджетного фонда [6, с. 80].

     Администраторами  доходов бюджетов являются органы государственной  власти (государственные органы), органы местного самоуправления, органы местной администрации, органы управления государственных внебюджетных фондов. Центральный банк Российской Федерации, а также бюджетные учреждения, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации [6, с. 81].

     Едиными для бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации группами и  подгруппами доходов бюджетов являются:

  1. Налоговые и неналоговые доходы:

     — налоги на прибыль, доходы;

     — налоги и взносы на социальные нужды;

     — налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;

     — налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;

     — налоги на совокупный доход;

     — налоги на имущество;

     — налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;

     — государственная пошлина;

     — задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;

     — доходы от внешнеэкономической деятельности;

     — доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

     — платежи при пользовании природными ресурсами;

     — доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;

     — доходы от продажи материальных и нематериальных

     активов;

     — административные платежи и сборы;

     — штрафы, санкции, возмещение ущерба; -доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет;

     — возврат остатков субсидий и субвенций прошлых д

     — прочие неналоговые доходы [6, с. 82].

     Размер  предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета [8, с. 107].

     2. К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления в виде:

  • финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;
  • субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) из региональных фондов компенсаций;
  • субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней;
  • иных безвозмездных и безвозвратных перечислений между бюджетами бюджетной системы РФ;
  • безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований [8, с. 108].

     Единый  для бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации перечень статей и подстатей доходов бюджетов утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

     Код элемента доходов устанавливается в зависимости от полномочия по установлению и нормативному правовому регулированию налогов, сборов и иных обязательных платежей, других доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в зависимости от наличия прав требования к плательщикам по неналоговым доходам и безвозмездным поступлениям и соответствует бюджету бюджетной системы Российской Федерации [6, с. 82].

     В Бюджетном кодексе РФ установлены  перечни налоговых доходов для  каждого уровня бюджетной системы  РФ, в том числе по видам бюджетов муниципальных образований (муниципальный район, городской округ, поселение), а также полномочия органов законодательной (представительной) и исполнительной власти по формированию доходов соответствующих бюджетов.

     В проекте изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ предложено отказаться от ежегодного утверждения федеральным законом о федеральном бюджете распределения между бюджетами отдельных видов доходов (доходов от аренды и продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, штрафов за нарушения законодательства РФ) и закрепить соответствующие нормативы в Кодексе. Таким образом, будет установлено распределение доходов на основе стабильных пропорций между различными уровнями бюджетной системы РФ [8, с. 108].

     Едиными для бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации элементами доходов  являются:

     1) федеральный бюджет;

     2) бюджеты субъектов Российской Федерации;

     3) бюджеты муниципальных районов;

     4) бюджеты городских округов;

     5) бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

     6) бюджеты городских и сельских поселений;

     7) бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации [6, с. 82]

     Каждый  уровень бюджетной системы имеет специфические черты структуры бюджетных доходов. Так, основная часть доходов федерального бюджета (около 70%) формируется за счет налогов. Среди них преобладают косвенные налоги, или налоги на товары (работы, услуги): НДС, акцизы. Важным является налог на добычу полезных ископаемых (в основном нефть, газ). Большое значение в федеральном бюджете имеют также таможенные платежи (особенно экспортные пошлины на нефть). С 2005 г. в связи с изменением бюджетной классификации они отражаются как неналоговые доходы. Иные неналоговые доходы незначительны, что связано с явными проблемами в управлении и использовании федеральной собственности [8, с. 108].

     Доходы  бюджета субъекта РФ также складываются преимущественно из налоговых поступлений, но в их составе преобладают прямые налоги: на прибыль, доходы физических лиц, имущество организаций [8, с. 108].

     Доходы  местных бюджетов формируются в  основном за счет финансовой помощи из бюджетов субъектов РФ. Местные налоги (земельный и налог на имущество  физических лиц) пока не играют важной фискальной роли. В доходы местных бюджетов частично зачисляются поступления от налога на доходы физических лиц: в бюджеты муниципальных районов - 20% суммы налога; городских округов — 30%; поселений — 10%.

     Задачи  по укреплению доходов бюджетов РФ заключаются в завершении налоговой реформы, усилении мер налогового администрирования, разработке стабильной схемы оптимального распределения налоговых доходов между бюджетами различных уровней, повышении эффективности использования государственной и муниципальной собственности [8, с. 111].

 

      2. Доходы федерального бюджета  

Информация о работе Экономическое содержание и принципы организации системы доходов