Механизм определения бюджетной обеспеченности территорий

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

В работе освещено бюджетное устройство России, а также основы межбюджетных отношений, исследованы различные документы, дающие определение бюджетной обеспеченности. В практической части определен индекс бюджетной обеспеченности Пермского края на 2011 год.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические вопросы межбюджетных отношений и бюджетной обеспеченности 5
1. Бюджетное устройство Российской Федерации, понятие и принципы бюджетного федерализма. 5
2. Основы межбюджетных отношений в Российской Федерации 9
3. Понятие «бюджетная обеспеченность». 13
4. Механизмы определения бюджетной обеспеченности 14
Глава 2. Практическое применение механизма расчета бюджетной обеспеченности 21
1. Расчёт индекса налогового потенциала 21
2. Расчёт индекса бюджетных расходов 23
3. Расчёт уровня бюджетной обеспеченности Пермского края в 2011 году 25
Заключение 26
Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа (Механизм определения бюджетной обеспеченности).doc

— 422.50 Кб (Скачать)

     - полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

     - сбалансированности бюджета;

     - эффективности и экономности использования бюджетных средств;

     - общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

     - гласности;

     - достоверности бюджета;

     - адресности и целевого характера бюджетных средств.

     И, наконец, третья характеристика бюджетного устройства связана с системой взаимосвязи бюджетов разных уровней, которая в федеративных государствах проявляется через систему бюджетного федерализм.

     Бюджетный федерализм – это система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Он является сложным механизмом регулирования федеративных отношений на базе специально организованных бюджетно-налоговых связей.

     Базовыми  принципами бюджетного федерализма  являются:

     1) единство общегосударственных интересов и интересов населения как основа сбалансированности интересов всех трех уровней власти по бюджетным вопросам;

     2) сочетание централизма и децентрализации в разграничении бюджетно-налоговых полномочий, расходов и доходов по вертикали бюджетной системы, распределение и перераспределение их между бюджетами различных уровней на объективной основе;

     3) высокая степень самостоятельности бюджетов и ответственность органов власти каждого уровня за его сбалансированность, бюджетную обеспеченность исходя из налогового потенциала соответствующих территорий при наделении властных структур необходимой для этого налоговой инициативой;

     4) активное участие членов Федерации в формировании и реализации бюджетно-налоговой политики государства, включая межбюджетные отношения.

     Когда говорят о бюджетном федерализме, то речь, в первую очередь, идет о распределении и перераспределении расходов и доходов на основе сочетания централизма и децентрализации. В идеале такая модель предполагает самостоятельность региональных и местных бюджетов и одновременно сохранение за федеральным центром доминирующего положения в решении узловых вопросов финансового обеспечения деятельности государства.

     Бюджетный федерализм может эффективно претворяться только при законодательном распределении бюджетных полномочий, которое должно включать три аспекта:

  1. разграничение доходных (налоговых) полномочий;
  2. разграничение расходных полномочий;
  3. выравнивание бюджетов.

     Идеальная модель бюджетного федерализма предполагает, что объем доходных полномочий членов Федерации должен полностью соответствовать  объему расходных полномочий, закрепленному за данным уровнем государственной власти. Однако это возможно только теоретически, а на практике между расходными полномочиями и доходными возможностями существует разрыв. В результате возникает «вертикальный дисбаланс», или «вертикальный финансовый разрыв». Существует также и «горизонтальный финансовый дисбаланс», обусловленный неравномерным распределением доходной базы по различным регионам. Поэтому бюджетный федерализм предполагает вертикальное и горизонтальное выравнивание бюджетных систем.

     Бюджетная система считается вертикально сбалансированной, если объем поступлений в совокупных бюджетах на каждом уровне власти в целом достаточен для осуществления их функций. Таким образом, существует равенство расходных и доходных полномочий. Важным моментом для вертикального выравнивания является четкое разграничение обязанностей между всеми уровнями власти и наделение их доходами, достаточными для выполнения этих обязанностей.

     Под горизонтальной сбалансированностью понимается общее соответствие доходов расходам бюджетов разных уровней.

     Более важной и сложной задачей является обеспечение вертикального выравнивания. Даже при равенстве совокупных доходов и расходов бюджетов разных уровней, как правило, сохраняются существенные различия в бюджетном положении отдельных территорий и регионов. Чаще всего это обусловлено не зависящими от местных властей факторами:

     - уровнем экономического развития территории;

     - хозяйственной специализацией;

     - численностью и плотностью населения;

     - природно-климатическими особенностями и др.

     Вертикальное  выравнивание происходит за счет дотаций, субсидий, субвенций, бюджетной ссуды, бюджетного кредита. Важную роль в вертикальном выравнивании играют также собственные и регулирующие налоги и доходы.

     Собственные доходы — это налоги или доходы, закрепленные за соответствующим бюджетом полностью или частично (в определенной доле или по разделенной налоговой ставке) на постоянной (долговременной без указания срока) основе в соответствии с действующим законодательством.

     Регулирующие доходы — это доходы или налоги, по которым законодательными (представительными) органами власти вышестоящего территориального уровня, при утверждении бюджета на очередной финансовый год, устанавливаются на временной (не менее чем на год) и на долговременной с указанием срока (не менее трех лет) основе нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты нижестоящего уровня.

     Выравнивание  может осуществляться также за счет предоставления отдельным регионам особого экономического режима.

2. Основы межбюджетных отношений в Российской Федерации 

     Межбюджетные  отношения - это взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по поводу регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

     Цель  межбюджетных отношений — создание исходных условий для сбалансированности бюджетов на каждом уровне с учетом возлагаемых на них задач и  функций при соблюдении минимальных государственных социальных стандартов на всей территории страны исходя из имеющегося на соответствующих территориях налогового потенциала.

     Межбюджетные  отношения основываются на следующих  принципах:

     - распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;

     - разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;

     - равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;

     - выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;

     - равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

     С одной стороны, система межбюджетных отношений во многом зависит от финансовых возможностей федеральной власти, а, с другой — является важным фактором экономического развития и, соответственно, влияет на наполняемость федерального бюджета.

     Воздействуя на процессы формирования межбюджетных отношений путем изменения принципов, методов, способов формирования бюджетных доходов и расходов, государство корректирует установленные бюджетные взаимосвязи, регулирует каналы прохождения и направления бюджетных потоков, уточняет пропорции распределения централизованных ресурсов и механизмы реализации их целевого назначения и, таким образом, обеспечивает управление межбюджетными отношениями.

     Естественно, что полного соответствия налогового потенциала и других бюджетных доходов потребностям региональных и местных органов власти достичь трудно, поэтому недостаток средств, как правило, приходится компенсировать за счет финансовых ресурсов вышестоящих бюджетов. Более того, ресурсы вышестоящих бюджетов могут и должны использоваться в целях воздействия на процесс формирования структуры расходов нижестоящих органов власти, отражающих приоритеты более высоких уровней власти.

     Организация межбюджетных отношений предполагает существование единых подходов к организации всех видов финансовой помощи. Она должна в максимальной степени способствовать реализации потенциала их совокупного целенаправленного воздействия на экономику региона. В то же время разработка механизмов бюджетного выравнивания посредством оказания финансовой помощи регионам должна осуществляться таким образом, чтобы способствовать повышению заинтересованности государственной власти на местах в расширении собственной доходной базы, развитии инвестиционной активности, проведении структурных преобразований в экономике регионов.

     Система межбюджетных отношений в России включает в себя не только взаимоотношения  федерального и региональных бюджетов, но и отношения региональных и местных бюджетов, которые представляют собой межбюджетные отношения на субрегиональном уровне.

     Местные бюджеты являются составной частью бюджетной системы Российской Федерации. Они представляют собой часть  консолидированного бюджета РФ, сосредоточивают  около 50% бюджетных средств субъектов  Федерации. Местные бюджеты аккумулируют финансовые средства, поступающие по различным каналам, на соответствующей территории для использования их органами местного самоуправления в соответствии со своими функциями и задачами. Местные бюджеты пополняются за счет не только местных налогов и сборов, но и части региональных и местных налогов и сборов, перераспределяемых в порядке бюджетного регулирования.

     Будучи  частью бюджетной системы РФ, наиболее приближенной к населению, именно местные бюджеты призваны обеспечивать удовлетворение самых насущных потребностей граждан (табл. 1).

     Таблица 1

     Пропорции распределения основных видов расходов между  уровнями бюджетной  системы РФ, в % 

    Виды расходов Виды  бюджетов
    федеральный региональный местный
    1.Государственное 
    (муниципальное) 
    управление
    33,9 23,1 43,0
    2. Международная деятельность 100,0 - -
    3. Национальная оборона 100,0 - -
    4. Правоохранительная деятельность 75,9 16,8 7,3
    5. Наука 94,1 5.9 __
    6. Реальный сектор экономики 20,7 35,0 44,3
    7. Предупреждение и ликвидация  чрезвычайных ситуаций 89,3 8,0 2,7
    8. Социально-культурные мероприятия 18.8 26,1 55,1
 

     Вместе  с тем современное состояние  большинства местных бюджетов является неудовлетворительным, что во многом обусловлено неравномерным распределением налогов между уровнями бюджетной системы (табл. 2).

      
Таблица 2

      
Структура распределения  налоговых доходов  по уровням бюджетной системы, в %
 

Информация о работе Механизм определения бюджетной обеспеченности территорий