Механизм определения бюджетной обеспеченности территорий

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

В работе освещено бюджетное устройство России, а также основы межбюджетных отношений, исследованы различные документы, дающие определение бюджетной обеспеченности. В практической части определен индекс бюджетной обеспеченности Пермского края на 2011 год.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические вопросы межбюджетных отношений и бюджетной обеспеченности 5
1. Бюджетное устройство Российской Федерации, понятие и принципы бюджетного федерализма. 5
2. Основы межбюджетных отношений в Российской Федерации 9
3. Понятие «бюджетная обеспеченность». 13
4. Механизмы определения бюджетной обеспеченности 14
Глава 2. Практическое применение механизма расчета бюджетной обеспеченности 21
1. Расчёт индекса налогового потенциала 21
2. Расчёт индекса бюджетных расходов 23
3. Расчёт уровня бюджетной обеспеченности Пермского края в 2011 году 25
Заключение 26
Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа (Механизм определения бюджетной обеспеченности).doc

— 422.50 Кб (Скачать)

Филиал ФГБОУ ВПО

«Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации» 
 
 
 
 

Кафедра  

Оценка _______ 

Подпись преподавателя____________________ 

«_____»______________________2011 г. 
 
 
 
 
 

Механизм  определения бюджетной обеспеченности территорий 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по предмету «Система государственного управления»

Горх  Татьяны Александровны

студентки курса III, группы ГМУ-31 

Специальность: Государственное и муниципальное  управление 

Руководитель:

Лоншакова Ирина Леонидовна

доктор  философских наук,

профессор 
 
 
 
 
 

Пермь,  2011

 

Оглавление 

   
Введение

 

     Одним из важнейших институтов государства  является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в  бюджетную систему, обеспечивают государственным  и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

     Бюджет, денежное обращение - это зеркало  государства, барометр его экономического и социального состояния и политического положения. И как бы ни доказывали сторонники первенства духовности и нравственности общества над экономикой в целом и финансами в частности, многотысячелетняя история государств на нашей планете свидетельствует об обратном. С разрушением экономики, крахом финансов, отсутствием средств в бюджетной системе падают духовность, нравственность и культура в обществе.

     В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать  влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.

     Задача  обеспечения устойчивого и сбалансированного  социально-экономического развития регионов и муниципалитетов, политической стабильности и высоких темпов экономического роста Российской Федерации требует планомерно реализовать государственную региональную политику в рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) [2].

     Ее  составной частью должны стать эффективная  система межбюджетных отношений, стабильная и эффективная налоговая система, основанные на принципах законности в налоговой сфере и оптимальном распределении налоговых доходов между всеми уровнями бюджетной системы, предполагающее укрепление финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

     В современных условиях развития бюджетного федерализма и межбюджетных отношений повышается необходимость объективной оценки степени самостоятельности и устойчивости региональных бюджетных систем. Для характеристики социально-экономического потенциала субъектов Федерации необходимо оценивать совокупную способность различного вида ресурсов, прежде всего бюджетных, максимально обеспечивать воспроизводственный процесс и удовлетворение общественных потребностей. А для этого необходим интегральный критерий, который сможет стать основой для действительной реализации принципов самостоятельности и сбалансированности бюджетов, а также принципа равенства прав органов власти и управления нижестоящего уровня во взаимоотношениях с органами власти вышестоящего уровня. Таким интегральным критерием, который используется в РФ в практике межбюджетных отношений на региональном уровне, становится показатель бюджетной обеспеченности. Он является важнейшей характеристикой региона, раскрывающей экономические отношения между субъектом и государством, поскольку позволяет проследить динамику его развития и выявить угрозы.

     Превращение регионов в экономически самоуправляемые  территории обусловило возрастание  интереса к исследованию их бюджетной  обеспеченности. А в кризисный  период, когда российские регионы  в полной мере ощущают дефицит ресурсов и обострение социальных проблем, вопрос их устойчивого развития в контексте бюджетной обеспеченности приобретает особую актуальность. Именно этим вызван интерес автора работы к вопросу механизма определения бюджетной обеспеченности территорий.

     В работе будет освещено бюджетное устройство нашего государства, а также основы межбюджетных отношений, исследованы различные документы, дающие определение бюджетной обеспеченности. Для раскрытия основной темы курсовой работы изучено несколько подходов к определению бюджетной обеспеченности, на примере одного из них выполнена практическая часть, в которой определен индекс бюджетной обеспеченности Пермского края на 2011 год.

 

     Глава 1. Теоретические вопросы межбюджетных отношений и бюджетной обеспеченности

  1. Бюджетное устройство Российской Федерации, понятие  и принципы бюджетного федерализма.
 

     Прежде, чем перейти к рассмотрению основного  вопроса курсовой работы, необходимо определить осветить основы бюджетного устройства в Российской Федерации.

     Бюджетное устройство любого государства определяется его государственным устройством, которое закрепляется законодательством этой страны. Бюджетное законодательство закрепляет бюджетное построение государственного устройства данной страны и выражает её интересы. Исходя из того, как происходит распределение власти между федеральным центром и административно-территориальными образованиями, все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

     Государства унитарного типа состоят лишь из административных единиц- областей, провинций, губерний. Они не имеют собственной государственности или автономии. В таких государствах действуют единая Конституция, единые органы власти, централизованное управление экономикой социальной сферы. В таком государстве бюджетное устройство состоит из двух уровней бюджетов: государственного бюджета и бюджетов местного (муниципального) бюджета.

     Конфедеративное государство это союз государств, созданный для достижения определённых целей и оно основано на постоянном союзе для достижения политических и, экономических и военных целей. Конфедеративное государство формирует свой бюджет из взносов, входящих в конфедерацию государств.

     Тип федеративного государства представляют собой союзные государства создаваемые  из государственных образований - республик, штатов, земель. В них административно- территориальные образования, входящие в состав государства, имеют собственную государственность и обладают опредёленной самостоятельностью, полномочия распределяются между центром и административным образованиями. В таких государствах бюджетное устройство состоит из трёх уровней: федеральный государственный бюджет, бюджет субъектов (республик, областей, автономных образований) и бюджеты местных муниципальных образований. Именно к такому типу и относится Российская Федерация.

     Бюджетное устройство — это организация бюджетной системы, которая включает три важных характеристики:

     - структуру бюджетной системы;

     - организационные принципы построения бюджетной системы;

     - взаимосвязи бюджетов, объединенных в бюджетной системе.

     Первая  характеристика, а значит, и тип бюджетного устройства 
определяется типом государственного устройства. В унитарных государствах бюджетная система представлена двумя уровнями: государственным бюджетом и местными бюджетами. При этом местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный бюджет. В федеративных государствах бюджетная система включает три звена:

     - федеральный бюджет (бюджет центрального правительства);

     - бюджеты членов федерации (штаты, земли, провинции и т.п.);

     - местные бюджеты.

     В условиях федерации местные бюджеты  не включаются в бюджеты членов федерации, а расходы и доходы членов федерации  не включаются в федеральный бюджет.

     Если  в начале XX столетия основная сумма  средств была сосредоточена в местных бюджетах, второе место занимали бюджеты членов федерации и лишь потом — федеральный бюджет, то в настоящее время ситуация коренным образом изменилась. Сегодня большая часть средств сосредоточена в федеральных бюджетах, что обусловлено все возрастающей ролью государства, расширением его экономических функций и необходимостью концентрации ресурсов в руках государства с тем, чтобы более эффективно использовать их по приоритетным направлениям.

     В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетная система Российской Федерации представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

     До 1 января 2006 г. бюджетная система  РФ состояла из бюджетов трех уровней:

     - федеральный бюджет;

     - бюджеты субъектов РФ;

     - местные бюджеты.

     С принятием новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 [3] и вступлением его в действие с 1 января 2006 г. в России фактически произошел переход на четырехуровневую бюджетную систему.

     Согласно  статье 10 Бюджетного кодекса РФ [1] бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:

     - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

     - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

     - местные бюджеты, в том числе:

         - бюджеты муниципальных районов,

         - бюджеты городских округов,

         - бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

     - бюджеты городских и сельских поселений.

     Бюджет  муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района, образуют консолидированный бюджет муниципального района.

     Бюджет  субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных  образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

     В свою очередь, федеральный бюджет и  консолидированные бюджеты субъектов  РФ в сумме составляют консолидированный бюджет РФ.

     Консолидированный бюджет РФ не утверждается законодательным органом власти. Он в большей степени используется как счетная единица для свода статистических показателей и анализа показателей бюджетной системы. На основании данных консолидированного бюджета можно судить о том, какими ресурсами располагает государство на всех уровнях государственной власти, какие территориальные образования в большей степени нуждаются в финансовой помощи, а какие выступают донорами. Данные консолидированного бюджета используются для составления проекта федерального бюджета.

     Вторая  характеристика связана с рассмотрением принципов построения бюджетной системы. Бюджетная система РФ основана на следующих принципах:

     - единства бюджетной системы РФ;

     - разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;

     - самостоятельности бюджетов;

     - равенства бюджетных прав субъектов Российской Федераций, муниципальных образований;

Информация о работе Механизм определения бюджетной обеспеченности территорий