Местные бюджеты

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

Проводимый в 1990-е годы курс на децентрализацию хозяйствования и управления, перераспределение полномочий между центром, субъектами Федерации и муниципальными образованиями усиливал внимание экономической науки и практики управления к региональному уровню социально-экономического развития, а также финансовому, в том числе финансово-бюджетному, состоянию регионов. Причем в данном случае под региональным уровнем, точнее регионом, понимается уровень субъекта Российской Федерации (область, край, республику, автономную область или округ) с входящими в его состав муниципальными образованиями (районами, городами и т. д.).

Содержание

Введение 3
1. Местные бюджеты как финансовая основа функционирования органов местного самоуправления 4
1.1. Социально-экономическое содержание и функции местных бюджетов 4
1.2. Бюджетные права органов местного самоуправления 7
1.3. Межбюджетные отношения на внутрирегиональном уровне 17
2. Бюджетный процесс и анализ бюджетных показателей муниципального образования «Город Киров» 19
2.1. Порядок составления, утверждения и исполнения бюджета 19
2.2. Анализ формирования доходной части местного бюджета 23
2.3. Расходная часть местного бюджета. Финансирование местных социально-экономических программ 34
2.4. азвитие системы казначейского исполнения бюджета в Кировской области 41
3. Проблемы формирования и исполнения местных бюджетов и пути их решения 46
3.1. Основные направления развития системы доходов местных бюджетов 46
3.2. Пути совершенствования расходной части местных бюджетов 49
3.3. Перспективы совершенствования межбюджетных отношений в РФ 53
Заключение 60
Библиографический список 62

Работа содержит 1 файл

Кур Бюджетная система Местные бюджеты.doc

— 362.00 Кб (Скачать)

       Следует отметить, что в соответствии со статьей 215 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством. Вместе с тем, при условии финансового обеспечения полномочий по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации за счет собственных средств с 01.01.2006 года по соглашению с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации полномочия Федерального казначейства могут быть переданы исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

       На  сегодняшний день уполномоченным органом, выполняющим функции регионального  казначейства по кассовому обслуживанию исполнения областного бюджета, является управление казначейского исполнения бюджета департамента финансов Кировской области, которое также осуществляет методологическое и практическое руководство казначейскими подразделениями финансовых органов муниципальных образований области.

       Казначейская  система в Кировской области начала развиваться с 2000 года. Распоряжением администрации Правительства области No 678 от 02.06.2000 в составе финансового управления Кировской области года был создан отдел казначейского исполнения областного бюджета. Первоначально в нем работало всего 3 сотрудника. В настоящее время штат казначейских работников в департаменте финансов составляет 14 человек. Это высококвалифицированные, прошедшие специальную переподготовку, специалисты. [24]

       Сегодня управление казначейского исполнения бюджета имеет три операционных зала общей площадью 120 квадратных метров, оборудованных аналогично банковским и достаточных для обслуживания всех бюджетополучателей. В департаменте финансов области развернута структурированная кабельная система, позволяющая всем подразделениям работать в единой базе данных. Каждое рабочее место оснащено необходимой оргтехникой. Для электронной обработки платежных поручений и, соответственно, ускорения времени обслуживания клиентов, используется система сканирования первичных документов «Ридсервис». Бюджетный учет ведется с помощью программного комплекса «Бюджет-КС» (ООО «Кейсистемс», г. Чебоксары).

       В финансовых органах городов и  районов области созданы муниципальные  казначейства для исполнения местных  бюджетов, которые укомплектованы подготовленными специалистами-казначеями, всего их более 100 человек, и специалистами по автоматизации финансовых расчетов. Казначейства финансовых органов в достаточном количестве оснащены вычислительной техникой и средствами удаленного доступа. Казначейское исполнение ведется с использованием программного продукта «АРМ-Бюджет», полностью совместимого с «Бюджет-КС». В 2006 году планируется полный переход на «Бюджет-КС».

       В департаменте финансов области практически  со всеми структурами, входящими в процесс исполнения бюджета (ГРКЦ г.Кирова, УФК по Кировской области, финансовые органы муниципальных образований), применяется электронный документооборот с применением средств криптографической защиты.

       Процедура санкционирования расходов производится аналогично применяемой Федеральным казначейством и соответствует требованиям, установленным Бюджетным Кодексом Российской Федерации. В соответствии с приказами Министерства Финансов Российской Федерации разработаны и утверждены различные правила и инструкции по исполнению бюджетов в нашей области.

       В 2009 году Кировская область заняла первое место в программе реформирования общественных финансов, где определенное место уделяется развитию системы казначейского исполнения бюджета. В департаменте финансов области разработан проект программы развития казначейской системы, рассчитанной на ближайшие 3 года.

       В рамках реформирования региональных финансов на 2005-2006 годы разработана и утверждена программа повышения квалификации сотрудников финансовых органов  области.

       С 1 января 2005 года департаментом финансов области производится учет поступления  и расходования средств от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности.

       Сложившаяся система исполнения областного бюджета  позволила достичь определенных результатов: обеспечение его полной прозрачности, возможность четкого отслеживания финансовых потоков, полное отсутствие кредиторской задолженности по заработной плате. Кроме того, департаментом финансов области ведется работа над проектом автоматизации процесса выдачи заработной платы работникам бюджетной сферы через лицевые счета с использованием банковских (пластиковых) карт с 4 банками: ОАО «Банк Москвы», ОАО банк «Петрокоммерц», Волго-Вятский банк Сбербанка России, коммерческий банк «Хлынов». [24]

       Процесс становления региональных систем казначейского исполнения субфедеральных бюджетов является, по сути, одним из самых динамичных в рамках реформирования бюджетной системы государства и организации бюджетного процесса. Об этом свидетельствует постоянное совершенствование региональных казначейских систем, создание и внедрение в регионах новых казначейских технологий, разработка новых программных комплексов по системному и информационному обеспечению казначейского исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Поэтому в департаментом финансов Кировской области на ближайшие годы разработаны обширные планы и поставлены серьезные задачи в вопросах развития казначейской системы исполнения бюджета.

  1. Проблемы  формирования  и  исполнения местных  бюджетов и пути их решения
    1. Основные  направления развития системы доходов  местных бюджетов
 

       Далеко  не все муниципальные образования  имеют одинаковую бюджетную обеспеченность. Большинство получают финансовую помощь из иных бюджетов, и только несколько  муниципальных образований являются финансовыми донорами, перечисляя значительную часть своих доходов в региональный и федеральный бюджеты (это в основном муниципальные образования с большими запасами природных ресурсов). Естественно, что в таких условиях возможности бюджетов многих муниципальных образований не позволяют обеспечить полноценную реализацию прав граждан. В целях разрешения этой проблемы в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматриваются меры финансовой поддержки муниципальных образований. Для этого в составе бюджетов может быть создано несколько фондов.

       Для тех муниципальных образований, где бюджетная обеспеченность ниже установленного определенного минимума, предусматривается выравнивание этой обеспеченности. Соответственно, в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено образование фондов финансовой поддержки поселений (ст. 60) и фондов финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов (ст. 61).

       Выравнивание  уровня бюджетной обеспеченности поселений.

       Выравнивание  уровня бюджетной обеспеченности поселений  осуществляется путем предоставления дотаций из регионального фонда  финансовой поддержки поселений  и районных фондов финансовой поддержки поселений.

       Региональный  фонд финансовой поддержки поселений - фонд, образуемый в составе расходов бюджета субъекта Российской Федерации, в целях выравнивания исходя из численности  жителей поселений финансовых возможностей органов местного самоуправления поселений осуществлять свои полномочия по решению вопросов местного значения. Порядок образования и предоставления дотаций из данного фонда устанавливаются федеральным законодательством.

       Размеры дотаций из регионального фонда  финансовой поддержки поселений определяются для каждого поселения субъекта Федерации (за исключением поселений, в которых уровень расчетной бюджетной обеспеченности поселения до выравнивания уровня расчетной бюджетной обеспеченности поселений в отчетном финансовом году в расчете на одного жителя в два и более раза превышал средний уровень по данному субъекту Федерации) в расчете на одного жителя городского, сельского поселения. Эти дотации могут быть полностью или частично заменены дополнительными нормативами отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, установленными для бюджетов поселений. Порядок расчета данных нормативов устанавливается региональным законом в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

       Распределение дотаций из регионального фонда финансовой поддержки поселений и (или) заменяющие данные дотации дополнительные нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты поселений, утверждаются законом субъекта Федерации о бюджете на очередной финансовый год.

       В случае наделения органов местного самоуправления муниципальных районов  государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений  дотации из регионального фонда финансовой поддержки поселений предоставляются из бюджета муниципального района за счет субвенций, предоставляемых из бюджета субъекта Федерации, и (или) путем установления представительным органом муниципального района для поселений, входящих в состав данного муниципального района, дополнительных нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в порядке, установленном региональным законом в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

       Районные  фонды финансовой поддержки поселений образуются и дотации из них предоставляются в порядке, установленном законом субъекта Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, исходя из уровня бюджетной обеспеченности поселений, финансовых возможностей органов местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района, осуществлять свои полномочия по решению вопросов местного значения.

       Дотации из районных фондов финансовой поддержки  поселений распределяются между  поселениями, которые входят в состав соответствующего муниципального района и уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровень расчетной бюджетной обеспеченности поселений, определенный в качестве критерия для предоставления указанных дотаций бюджетам поселений в соответствии с методикой, утверждаемой региональным законом в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

       Использование при определении уровня расчетной  бюджетной обеспеченности поселений  показателей фактических доходов и расходов за отчетный период или показателей прогнозируемых на плановый период доходов и расходов отдельных городских, сельских поселений не допускается.

       Распределение дотаций из районного фонда финансовой поддержки поселений утверждается решением представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района на очередной финансовый год.

       В случае если уровень расчетной бюджетной  обеспеченности поселения до выравнивания уровня расчетной бюджетной обеспеченности поселений в отчетном финансовом году в расчете на одного жителя в два и более раза превышал средний уровень по данному субъекту Российской Федерации, региональным законом о бюджете на очередной финансовый год могут быть предусмотрены перечисление субвенций из бюджета данного поселения в региональный фонд финансовой поддержки поселений либо, при невыполнении муниципальным образованием требований указанного регионального закона о перечислении субвенций, централизация части доходов от местных налогов и сборов и (или) снижение для данного поселения нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов до уровня, обеспечивающего поступление средств в региональный фонд финансовой поддержки поселений в размере указанных субвенций.

       Порядок расчета уровня бюджетной обеспеченности поселений в отчетном финансовом году, определения размеров указанных субвенций, централизации части доходов от местных налогов и сборов и (или) снижения нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов устанавливается законом субъекта Федерации в соответствии с требованиями федерального законодательства.

       Размер  субвенции для отдельного поселения  не может превышать 50% разницы между  общими доходами бюджета поселения, учтенными при расчете уровня бюджетной обеспеченности поселения  в отчетном финансовом году, и двукратным средним по субъекту Федерации уровнем бюджетной обеспеченности поселений.

    1. Пути  совершенствования  расходной части  местных бюджетов
 

       Улучшение финансового положения и платежеспособности невозможно без продуманного распределения бюджетных доходов и расходов во времени. Для достижения этой цели необходимо совершенствовать методы бюджетного планирования и мобилизовывать источники финансирования дефицита местных бюджетов.

       Так как финансовое положение и платежеспособность муниципальных образований в значительной степени зависят от выделения им трансфертов из регионального бюджета, необходимо сосредоточить все усилия на повышении прозрачности и стабильности межбюджетных отношений.

       В настоящее время можно выделить следующие основные проблемы, возникающие в работе органов местного самоуправления, не позволяющие оптимизировать расходы местных бюджетов:

Информация о работе Местные бюджеты