Неналоговые доходы бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 22:47, контрольная работа

Описание работы

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств между государством, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами и имеют специфическое общественное назначение, связанное с мобилизацией денежных средств в распоряжение государства. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей предприятий, организаций и населения в бюджет, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством, в распоряжение органов государственной власти и служат для обеспечения их функций.

Работа содержит 1 файл

контрольная БЮДЖЕТ.docx

— 75.98 Кб (Скачать)

       Введение 

       Доходы  бюджета выражают экономические  отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств между государством, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами и имеют специфическое общественное назначение, связанное с мобилизацией денежных средств в распоряжение государства. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей предприятий, организаций и населения в бюджет, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством, в распоряжение органов государственной власти и служат для обеспечения их функций. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта, а с другой – выступают объектом дальнейшего перераспределения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Виды  доходов бюджетов
 

       Доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ - федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов - подразделяются на налоговые, неналоговые и безвозмездные перечисления. Они нашли свое отражение в классификации доходов бюджетов РФ (приложение 2 к Закону о бюджетной классификации), включающей пять групп доходов:

       1) налоговые доходы;

       2) неналоговые доходы;

       3) безвозмездные перечисления (поступления);

       4) доходы целевых бюджетных фондов;

       5) доходы от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности.

         К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

         К безвозмездным поступлениям  относятся:

       - дотации из других бюджетов  бюджетной системы Российской  Федерации;

       - субсидии из других бюджетов  бюджетной системы Российской  Федерации (межбюджетные субсидии);

       - субвенции из федерального бюджета  и (или) из бюджетов субъектов  Российской Федерации;

       - иные межбюджетные трансферты  из других бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации,  а также безвозмездные поступления  от физических и юридических  лиц, международных организаций  и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования. 

       Неналоговые доходы рассмотрим более подробно.

    1. Неналоговые доходы бюджетов РФ.
 

       2.1 Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных). 

       Используя имущество, находящееся в государственной  и муниципальной собственности, можно получать различные виды доходов. Статья 42 «Бюджетного кодекса РФ» устанавливает общий принцип учета доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Согласно этому принципу в доходах бюджетов учитываются: средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

       Этот  вид доходов детализирован в  классификации доходов бюджетов РФ следующим образом:

    1. арендная плата за земли сельскохозяйственного назначения;
    2. арендная плата за земли городов и поселков;
    3. арендная плата за другие земли несельскохозяйственного назначения;
    4. доходы от сдачи в аренду имущества, закрепленного за научными организациями;
  1. доходы от сдачи в аренду имущества, закрепленного за образовательными учреждениями;
  1. доходы от сдачи в аренду имущества, закрепленного за учреждениями здравоохранения;
  2. доходы от сдачи в аренду имущества, закрепленного за государственными музеями, государственными учреждениями культуры и искусства;
  3. доходы от сдачи в аренду имущества, закрепленного за архивными учреждениями;
  4. доходы от сдачи в аренду имущества, закрепленного за организациями Минобороны России;
  5. доходы от сдачи в аренду имущества, закрепленного за организациями МПС России;
  6. доходы от сдачи в аренду имущества, закрепленного за организациями научного обслуживания академий наук, имеющих государственный статус;
  7. прочие доходы от сдачи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

       Порядок учета доходов от использования  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности, может быть определен в нормативных  правовых актах подзаконного характера. Кроме того, органы государственной  власти и органы местного самоуправления в рамках своей компетенции могут  передавать имущество, находящееся  в государственной или муниципальной  собственности, в доверительное  управление (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное  управление не влечет перехода права  собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах  собственника или указанного им третьего лица (выгодоприобретателя). Чистые доходы, получаемые от деятельности по доверительному управлению имуществом, находящимся  в государственной или муниципальной  собственности, также учитываются  в доходах бюджетов:

       - плата за пользование бюджетными  средствами, предоставленными другим  бюджетам, иностранным государствам  или юридическим лицам на возвратной  и платной основах;

       - доходы в виде прибыли, приходящейся  на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ  и обществ, или дивидендов по  акциям, принадлежащим РФ, субъектам  РФ или муниципальным образованиям;

       - часть прибыли государственных  и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

       В связи с этим отметим, что в  соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении унитарного предприятия.

       Вышеуказанный перечень доходов не является исчерпывающим. Законодательством РФ могут быть предусмотрены и другие доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной  собственности.

       Однако  все вышеназванные доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности, включаются в состав доходов соответствующих  бюджетов после уплаты налогов и  сборов, предусмотренных законодательством  о налогах и сборах.

       В свою очередь доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

       Доходы, полученные субъектом Российской Федерации  от использования имущества, находящегося в собственности данного субъекта, относятся к числу постоянных (закрепленных) доходов регионального бюджета. 

       2.2 Штрафы и иные суммы принудительного изъятия 

       Штрафные  санкции являются одним из источников пополнения доходной части бюджетов РФ. При этом действующая классификация доходов бюджетов РФ распределяет штрафные санкции по двум источникам доходных поступлений:

       - штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах относятся к налоговым доходам;

       - иные штрафные санкции являются источником неналоговых доходов.

       К последним относятся, например:

  1. штрафы за нарушение законодательства РФ об основах конституционного строя РФ, о государственных символах РФ;
  2. штрафы за нарушение законодательства РФ о гражданстве РФ;
  3. штрафы за нарушение законодательства РФ о внешней политике и международных отношениях, об обороне и безопасности государства, о воинской обязанности и военной службе;
  4. штрафы за нарушение законодательства РФ об использовании атомной энергии;
  5. штрафы за нарушение законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, об обороте наркотических и психотропных средств;
  6. штрафы за нарушение законодательства РФ об исключительной экономической зоне Российской Федерации;
  7. штрафы за нарушение законодательства РФ о банках и банковской деятельности, о рынке ценных бумаг, о товарных биржах и биржевой торговле, о естественных монополиях;
  8. штрафы за нарушение законодательства РФ о защите конкуренции, антимонопольного законодательства Российской Федерации, трудового, валютного, таможенного, бюджетного (в части федерального бюджета), уголовного (в части преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства, государственной власти Российской Федерации, интересов государственной службы Российской Федерации, правосудия, порядка управления, военной службы, мира и безопасности человечества);
  9. штрафы за нарушение законодательства РФ уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации о судоустройстве, об исполнительном производстве и судебные штрафы;
  10. поступление сумм за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий;
  11. санкции за нарушение порядка применения цен;
  12. административные штрафы и иные санкции, включая штрафы за нарушение правил дорожного движения, штрафы, взыскиваемые за нарушение валютного законодательства и законодательства в области экспортного контроля, санкции за нецелевое использование бюджетных средств и др.

       Штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено БК РФ и другими законодательными актами РФ.

       Средства, в принудительном порядке изымаемые  в доход государства, зачисляются  в доходы бюджетов в соответствии с законодательством РФ и решениями  судов.

       Кроме штрафов в доходы бюджетов могут зачисляться суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, взимаемые в принудительном порядке в доход государства. К числу последних могут быть отнесены, например:

  1. суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений и недостаче материальных ценностей;
  2. суммы от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования, а также по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде;
  3. поступление сумм в возмещение причиненного военному имуществу ущерба и др.

       Суммы конфискаций, компенсаций и т.п. зачисляются  в доходы бюджетов в соответствии с законодательством РФ и судебными  решениями. 

    1. Неналоговые доходы федерального бюджета 
 

         Неналоговые доходы федерального  бюджета формируются в соответствии  со статьями 41, 42 и 46 «Бюджетного кодекса РФ», в том числе за счет:

       - доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации (за исключением имущества федеральных автономных учреждений, имущества, переданного в доверительное управление юридическим лицам, созданным в организационно-правовой форме государственной компании, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных);

       - доходов от платных услуг, оказываемых федеральными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ;

       - доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной собственности РФ, за исключением имущества федеральных автономных учреждений, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных.

Информация о работе Неналоговые доходы бюджета