Оплата труда в бюджетных организациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 15:36, дипломная работа

Описание работы

Целью данной выпускной квалификационной работы является проведение исследования учета расчетов по оплате труда на конкретном объекте, анализ действующей системы и форм оплаты труда, выяснение их недостатков, проведение анализа использования фонда оплаты труда на предприятии.
Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выяснить экономическую сущность заработной платы, порядок ее формирования и принципы законодательного регулирования в РФ;
- рассмотреть существующие формы и системы оплаты труда;
- изучить порядок организации заработной платы;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические и правовые основы организации оплаты труда
1.1 Нормативно-законодательное регулирование учета оплаты труда в РФ
1.2 Формы и системы оплаты труда
ГЛАВА 2. Организация учета расчетов по оплате труда на примере областного государственного учреждения здравоохранения «Новосибирская областная психиатрическая больница № 6 специализированного типа»
2.1 Организационная характеристика и структура управления ОГУЗ «НОПБ № 6 специализированного типа»
2.2 Особенности бухгалтерского учета
2.3 Начисление заработной платы. Порядок расчета
2.4 Удержания из заработной платы работника
2.5 Особенности расчета отпускных медицинских работников
2.6 Учет расчетов по социальному страхованию
ГЛАВА 3. Анализ оплаты труда на примере областного государственного учреждения здравоохранения «Новосибирская областная психиатрическая больница № 6 специализированного типа»
3.1 Анализ организации заработной платы на предприятии
3.2 Мероприятия по повышению эффективности организации оплаты труда
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Оплата труда в бюджетных организациях.docx

— 147.68 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические и  правовые основы организации оплаты труда

1.1 Нормативно-законодательное  регулирование учета оплаты труда  в РФ

1.2 Формы и системы оплаты  труда

ГЛАВА 2. Организация учета расчетов по оплате труда на примере областного государственного учреждения здравоохранения «Новосибирская областная психиатрическая больница № 6 специализированного типа»

2.1 Организационная характеристика  и структура управления ОГУЗ  «НОПБ № 6 специализированного  типа»

2.2 Особенности бухгалтерского  учета

2.3 Начисление заработной  платы. Порядок расчета

2.4 Удержания из заработной  платы работника

2.5 Особенности расчета  отпускных медицинских работников

2.6 Учет расчетов по  социальному страхованию

ГЛАВА 3. Анализ оплаты труда  на примере областного государственного учреждения здравоохранения «Новосибирская областная психиатрическая больница № 6 специализированного типа» 

3.1 Анализ организации  заработной платы на предприятии

3.2 Мероприятия по повышению  эффективности организации оплаты  труда

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Среди всех ресурсов, используемых в процессе деятельности любой организации, исключительное место принадлежит  труду. Труд, как целесообразная деятельность человека, способен создавать прибавочную  стоимость и обеспечивать получение  финансовых результатов. В то же время  он выступает важным источником удовлетворения потребностей индивида и достаточным  мотивирующим фактором. Одним из основных мотивов взаимоотношений человека, как носителя способностей к труду  и организации, как института  их реализации, являются отношения  по поводу оплаты труда. В этом разрезе  важным и равнозначным для понимания  являются вопросы сущности, функций  и принципов организации оплаты труда.

Актуальность темы выпускной  квалификационной работы определяется тем, что учет и анализ оплаты труда  по праву занимают одно из центральных  мест во всей системе учета на предприятии.

За годы экономических  реформ существенно обострилась  ситуация, связанная с оплатой  труда работников бюджетной сферы. Бюджетные организации являются важными субъектами производственных и финансово-экономических отношений  при любой системе хозяйствования и в любой модели государственного устройства. Они призваны обеспечивать удовлетворение целого ряда общественно  значимых потребностей, таких как  образование, здравоохранение, научные  исследования, социальная защита, культура, государственное управление и других.

Уровень заработной платы  работников бюджетной сферы - это  вопрос государственных приоритетов. Поэтому вопросы заработной платы  должны быть ключевыми в социальной политике государства.

С целью уменьшения социальной напряженности, государство, как основной гарант оплаты труда работников бюджетной  сферы, должно принимать своевременные  меры по повышению уровня жизни населения, сохранению высококвалифицированных  специалистов в социальной сфере.

Развитие событий в  России последнего времени более  чем наглядно показывает характер социально-экономического кризиса, переживаемого нашей страной.

В соответствии с изменениями  в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержке и защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики возложены непосредственно  на предприятия, которые самостоятельно устанавливают формы, системы и  размеры оплаты труда, материального стимулирования его результатов.

Зарплата заинтересовывает работников в повышении эффективности  производства, способствует развитию творческой активности человеческого  фактора и в конечном итоге  влияет на темпы и масштабы социально-экономического развития страны. Для того чтобы  перечисленные функции выполнялись, необходимо постоянно совершенствовать формы и системы оплаты труда.

Целью данной выпускной квалификационной работы является проведение исследования учета расчетов по оплате труда на конкретном объекте, анализ действующей  системы и форм оплаты труда, выяснение  их недостатков, проведение анализа использования фонда оплаты труда на предприятии.

Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- выяснить экономическую  сущность заработной платы, порядок  ее формирования и принципы  законодательного регулирования  в РФ;

- рассмотреть существующие  формы и системы оплаты труда;

- изучить порядок организации  заработной платы;

- рассмотреть учет удержаний  и вычетов из заработной платы  работников, а также их отражения  на счетах бухгалтерского учета;

- провести анализ использования  фонда заработной платы в разрезе  основных категорий персонала; 

- провести анализ состава  и структуры фонда заработной  платы;

- определить перспективы  дальнейшего развития оплаты труда работников бюджетной сферы;

- разработать предложения  по совершенствованию учета и  анализа труда и заработной  платы.

В данной работе предметом  исследования являются учетно-аналитические  процессы, связанные с учетом, анализом труда и расчетов с персоналом по оплате труда в бюджетных учреждениях.

Объектом исследования является областное государственное учреждение здравоохранения «Новосибирская областная  психиатрическая больница № 6 специализированного  типа», далее – ОГУЗ «НОПБ № 6 специализированного типа».

Что касается методов исследования, это аналитический метод –  изучение конкретной документации и  отчетности, экономико-статистический, системный, метод сравнения и  другие.

Информационной базой  для написания выпускной квалификационной работы послужили данные бухгалтерского учета исследуемого предприятия. Теоретической  и правовой базой исследования являются нормативно-правовые акты Российской Федерации, основу которой составляют положения Конституции Российской Федерации о правах граждан в  сфере труда, научная, специальная  и справочная литература, книги и  монографии, статьи ведущих экономистов  и бухгалтеров, внесших значительный вклад в экономическую теорию, а также личные наблюдения.

 

ГЛАВА 1 Теоретические и  правовые основы организации оплаты труда

1.1 Нормативно-законодательное  регулирование учета оплаты труда  в РФ

По определению специалистов-социологов труд является категорией не только экономической, но и политической, так как занятость  населения, уровень его профессиональной подготовки и эффективность труда  в жизни государства в целом  и регионов в частности играют очень важную роль в развитии общества.

Главный основополагающий законодательный  документ нашей страны – Конституция  Российской Федерации – имеет  в своем составе статьи, полностью  и вполне определенно посвященные  труду и занятости населения. Статья 34 определяет, что каждый гражданин  имеет право на свободное использование  своих способностей и имущества  для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической  деятельности. Это есть конституционное  право на труд, в любой разрешенной  законом форме.

В статье 37 закреплено право  каждого гражданина Российской Федерации  на свободный труд, то есть любой  человек, кто законно находится  на территории страны, имеет право  на свободное распоряжение своими трудовыми  навыками и умениями, выбор рода деятельности или профессии. Каждому  работающему гарантируется установленная  продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, установлен минимальный размер ежегодного отпуска  и величина доплат, осуществляемых в связи с отклонениями от нормального  режима работы (доплата за вредные  условия труда, ночные и праздничные  дни и часы, доплата за совмещение профессий и т.п.).

В статье 39 Конституции РФ определяются основные виды гарантированной  социальной защиты граждан: социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом [26, с. 134].

Таким образом, Конституция  РФ устанавливает основные правила  взаимоотношений между работником, работодателем и государством. При  этом конкретные позиции основного  нормативного документа раскрываются в соответствующих федеральных  законах, инструкциях, методических указаниях, положениях об оплате труда и премировании работников и т.п. Поэтому, на наш  взгляд, необходимо выделить основной законодательный документ – Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ), регламентирующий и конкретизирующий вопросы организации  и оплаты труда. В нем содержатся общие положения, касающиеся оплаты труда всех работников, а также  предусмотрены особенности регулирования  труда отдельных их категорий.

В первой статье ТК РФ формулируются  задачи и сфера применения данного  нормативного документа: «Трудовой Кодекс РФ регулирует трудовые отношения всех работников, содействия росту производительности труда, улучшению качества работы по повышению эффективности общественного производства и подъему на этой основе материального и культурного уровня жизни трудящихся, укреплению трудовой дисциплины и постепенному превращению труда на благо общества в первую жизненную потребность каждого трудоспособного человека» [21, с. 79].

Другими важными документами, определяющими порядок осуществления  и учета расчетов по оплате труда, являются:

1)  Налоговый Кодекс Российской Федерации (НК РФ) в части порядка начисления и удержания налога на доходы физических лиц (НДФЛ);

2)  Семейный Кодекс Российской Федерации (СК РФ) в части регулирования отношений, возникающих в случае расторжения брака и взыскания алиментов на содержание несовершеннолетних детей;

3)  Положение об оплате труда и премировании работников, разрабатываемое на основании нормативных и законодательных документов юридической или бухгалтерской службой предприятия;

4)  Коллективный договор, заключаемый в рамках социального партнерства между работниками и работодателем с участием профсоюзов;

5)  Трудовой договор (контракт), который определяет индивидуальные условия труда, отдыха и социальные гарантии для отдельного работника и т.п.

Этот перечень можно расширить  за счет других федеральных, региональных, местных и отраслевых нормативных  актов, которые составляют основу для  рациональной организации труда, учета  его результатов, а также для  расчета и выплаты заработной платы, порядок начисления которой  зависит от принятых на предприятии  видов, форм и систем оплаты труда.

Все вопросы оплаты труда  теперь решаются на уровне предприятий. Государство устанавливает лишь минимальный уровень оплаты. С  переходом к товарной форме рабочей  силы восстанавливаются и значительно  расширяются все функции оплаты труда [24, с. 92].

Социально-экономическая  роль труда и его оплаты в масштабах  страны проявляется в трех основных функциях:

-  воспроизводственная;

-  стимулирующая;

-  регулирующая.

Воспроизводственную функцию  выполняет работник, стимулирующую - работодатель и регулирующую - государство.

Государственное регулирование  оплаты труда включает:

- законодательное установление  и изменение минимального размера оплаты труда в РФ;

- налоговое регулирование  средств, направляемых на оплату  труда предприятиями, а также  доходов физических лиц;

- установление районных  коэффициентов и процентных надбавок;

- установление государственных  гарантий по оплате труда.

Регулирование оплаты труда  на основе договоров и соглашений обеспечивается: генеральным, территориальным, коллективными договорами, индивидуальными  договорами (контрактами) [29, с. 357].

Прожиточный минимум представляет собой показатель минимального состава  и структуры потребления материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Прожиточный минимум используется для обоснования минимальной оплаты труда и трудовой пенсии по старости и для установления минимального размера пособия по безработице и стипендии на период профессиональной подготовки граждан по направлению службы занятости.

Минимальный размер оплаты труда - это низшая граница стоимости неквалифицированной рабочей силы, исчисляемой в виде денежных выплат в расчете на месяц, которые получают лица, работающие по найму, за выполнение простых работ в нормальных условиях труда.

Минимальный размер оплаты определяется с учетом стоимости  жизни и экономических возможностей государства. Минимальный размер оплаты определяется в размере 40% прожиточного минимума, рассчитанного на душу населения, что предполагает его периодически пересмотр с учетом индекса потребительских  цен и тарифов на услуги [13, с. 148].

Минимальная ставка заработной платы основывается на минимальном  размере оплаты труда.

Федеральным законом от 24.06.2008 № 91-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном  размере оплаты труда» с 1 января 2009 года увеличен МРОТ с 2300 до 4330 руб. [16, с. 22].

Вместе с тем, в соответствии с постановлением Губернатора Новосибирской  области, установлена величина прожиточного минимума трудоспособного населения  Новосибирской области за 4 квартал 2008 года в размере 5332 рублей.

Таким образом, если работник бюджетной сферы полностью отработал  месячную норму рабочего времени  и качественно выполнил нормы труда его заработная плата не должна быть ниже 5332 рублей.

Информация о работе Оплата труда в бюджетных организациях