Особенности формирования и направления использования государственного бюджета Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 00:55, курсовая работа

Описание работы

Многообразная финансовая деятельность в Украине, регулируемая нормами различных финансовых институтов строится на экономической основе государства. Финансовая деятельность, направленная на обеспечение функций государства, это его бюджет. Ведущее место в финансовой системе Украины занимает государственный бюджет Украины и местные бюджеты местных советов народных депутатов.
Государственный бюджет - роспись доходов и расходов государства на определенный период (на год). Представляет собой централизованные фонды денежных средств, аккумулированные главным образом с помощью налогов и используемые для государственного регулирования экономики, стимулирования хозяйственной конъюнктуры, финансирования социальных программ, науки и культуры, вооруженных сил, образования финансовых и материальных резервов, содержания органов государственного управления. Государственный бюджет Украины является общегосударственным централизованным фондом денежных средств, утверждаемый актом высшей юридической силы, Законом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ______________________________________________________
РАЗДЕЛ 1. Теоретические основы функционирования государственного бюджета в Украине _________________________________________________
Эволюция взглядов на сущность государственного бюджета Украины___
Функции и принципы построения государственного бюджета Украины_____________________________________________________________
Основные проблемы функционирования государственного бюджета Украины__________________________________________________________
РАЗДЕЛ 2. Анализ государственного бюджета в условияхреформирования экономики Украины _______
2.1 Анализ доходности базы государственного бюджета Украины__________
2.2 Анализ эффективности использования бюджетных средств_____________
2.3 Особенности межбюджетных взаимоотношений в условиях финансовой децентрализации____________________________________________________
РАЗДЕЛ 3. Направления по повышению эффективности функционирования государственного бюджета Украины ________________________________
3.1 Повышение эффективности формирования доходов и осуществления расходов на уровне государственного бюджета Украины___________________
3.2 Зарубежный опыт формирования доходов и осуществления расходов на государственном уровне___________________________________________
3.3 Прогнозирование доходов государственного бюджета на краткосрочную перспективу_____________________________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ__________________________________________________
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ______________________
ПРИЛОЖЕНИЯ__________________________________________________

Работа содержит 1 файл

курсовая .doc

— 324.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЁЖИ

И СПОРТА УКРАИНЫ

НАЦИОНАЛЬНАЯ  АКАДЕМИЯ ПРИРОДООХРАННОГО

И КУРОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Факультет экономики  и менеджмента

Кафедра финансов и кредита

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Бюджетная система»

 

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА УКРАИНЫ

 

Студентка группы Фик-401____________________________Репицина В. Г.

 

Научный руководитель_____________________ доцент, к. э. н. Усков И.В.

 

Работа допущена к  защите зав. кафедрой финансов и кредита

 

_________________________________________ д.э. н., проф.  Воробьёв Ю.Н.

 

Работа защищена с  оценкой_____________________________________

 

Председатель комиссии______________________________________

 

 

 

Симферополь

 

2012

СОДЕРЖАНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ______________________________________________________

РАЗДЕЛ 1. Теоретические основы функционирования государственного бюджета в Украине _________________________________________________

    1. Эволюция взглядов на сущность государственного бюджета Украины___
    2. Функции и принципы построения государственного бюджета Украины_____________________________________________________________
    3. Основные проблемы функционирования государственного бюджета Украины__________________________________________________________

РАЗДЕЛ 2. Анализ государственного бюджета в условиях реформирования экономики Украины ________________________________________________

2.1 Анализ доходности базы государственного  бюджета Украины__________

2.2 Анализ эффективности использования  бюджетных средств_____________

2.3 Особенности межбюджетных взаимоотношений  в условиях финансовой децентрализации____________________________________________________

РАЗДЕЛ 3. Направления по повышению эффективности функционирования государственного бюджета Украины ________________________________

3.1 Повышение эффективности формирования доходов и осуществления расходов на уровне государственного бюджета Украины___________________

3.2 Зарубежный опыт  формирования доходов и осуществления  расходов на государственном уровне___________________________________________

3.3 Прогнозирование доходов  государственного бюджета на  краткосрочную перспективу_____________________________________________________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ__________________________________________________

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ______________________

ПРИЛОЖЕНИЯ__________________________________________________

 

ВВЕДЕНИЕ

Многообразная финансовая деятельность в Украине, регулируемая нормами различных финансовых институтов строится на экономической основе государства. Финансовая деятельность, направленная на обеспечение функций государства, это его бюджет.  Ведущее место в финансовой системе Украины занимает государственный бюджет Украины и местные бюджеты местных советов народных депутатов. 

Государственный бюджет - роспись доходов и расходов государства на определенный период (на год). Представляет собой централизованные фонды денежных средств, аккумулированные главным образом с помощью налогов и используемые для государственного регулирования экономики, стимулирования хозяйственной конъюнктуры, финансирования социальных программ, науки и культуры, вооруженных сил, образования финансовых и материальных резервов, содержания органов государственного управления.  Государственный бюджет Украины является общегосударственным централизованным фондом денежных средств, утверждаемый актом высшей юридической силы, Законом. 

Актуальность темы состоит в том, что права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Для выполнения своих функций, чётко определённых Конституцией Украины, государству, безусловно нужны финансовые и материальные средства, которые в условиях товарно-денежных отношений рыночной экономики имеют денежный характер. Для покрытия расходов, связанных с выполнением своих функций любому государству необходимы финансовые ресурсы, которые государство получает путём формирования и использования централизованного фонда, денежных средств – государственного бюджета.

Данная курсовая работа посвящается особенностям формирования и направлениям использования государственного бюджета Украины. В ней рассматриваются основные группы доходной и расходной частей государственного бюджета Украины.

Цель работы – изучение основных особенностей формирования и направлений использования государственного бюджета Украины .

Задачи:

  1. Охарактеризовать основы функционирования государственного бюджета Украины.
  2. Проанализировать государственный бюджет Украины в условиях реформирования экономики.
  3. Спрогнозировать на 2012 год доходы государственного бюджета Украины с помощью коэффициентного метода прогнозирования и предложить основные направления по повышению эффективности формирования доходов и использования бюджетных средств.

Объект исследования курсовой работы -совокупность особенностей формирования и направлений использования государственного бюджета Украины.

Предмет исследования- практика формирования и направлений использования государственного бюджета Украины.

Данная курсовая работа включает в себя введение, три раздела, заключение, список использованных источников. Объём работы  страницы. Работа включает 8 таблиц и 1 рисунок. Список использованных источников включает источников.

 

РАЗДЕЛ 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В УКРАИНЕ

 

 

1.1 Эволюция  взглядов на сущность государственного  бюджета Украины

Бюджет является важнейшей  финансовой категорией, неотъемлемой частью государственных финансов. Именно бюджет выступает макроэкономическим орудием в решении социальных и экономических задач в границах государства, обеспечения эффективного и инновационного развития экономики, пропорционального и обоснованного развития всех регионов страны. Бюджет, выступая основным денежным фондом государства обеспечивает перераспределения средств между отраслями народного хозяйства, различными слоями населения, что определяет масштабы и действенность влияния бюджетных рычагов на социально-экономические процессы в пределах государства.[1, c. 19]

Для государственного бюджета  как основного финансового плана государства, характерны следующие признаки:

  • во-первых, бюджет является универсальным, финансовым планом в том смысле, что его показатели охватывают фактически все области и сферы экономического и социального развития.
  • во-вторых, бюджет по отношению к другим финансовым планам является координирующим.Координация осуществляется через взаимосвязь показателей бюджета с показателями других финансовых планов.[1,c.20]

Значительное влияние  на формирование системы бюджетов и  межбюджетных отношений оказали научные труды отечественных и зарубежных ученых, изучавших на протяжении длительного периода времени сущность и значение этой системы в соответствии с потребностями общества. Без анализа их фундаментальных работ невозможно понять современные проблемы бюджета в Украине.[1,c.21]

Труды ученых древности  в области доходов и расходов казны были известны еще с момента зарождения первых государств. Так, Ю.В. Пасечник, анализируя работы Ксенофонта (430-335 или 354 гг. до н.э.) и Марка Тулия Цицерона (106-43 гг. до н.э.), приходит к выводу, что данные ученые внесли заметный вклад в становление и развитие учения о доходах и расходах Древних государств (Греции и Рима) [3, с. 46]. Названные авторы рассматривают проблему доходов и расходов казны в соответствии с тем историческим этапом развития общества и государства, которое было достигнуто к этому времени.[2, c. 46]

XVII-XVIII ст., по мнению  О.П. Кириленко, наиболее значительный  вклад в теорию формирования  казны внесли английские ученые: Т. Мен, Дж. Локк, Т. Гоббс, среди немецких ученых необходимо выделить Л. Фон Секендорфа, С. Пуфендорфа, И. Юсти [4, с. 43]. В данных трудах в основном исследуются общие проблемы теории казны, затрагиваются отдельные аспекты в области доходов государства за счет системы налогов, однако названные авторы больше внимания уделяли проблемам налогообложения, а не доходам и расходам государства. В конце XVIII ст. и первой половины XIX ст. появляются довольно фундаментальные исследования в области бюджета и налогообложения. Основные научные взгляды ученых этого периода на проблемы бюджета и налогообложения представлены в табл. 1.1.1

Таблица 1.1.1

Систематизация взглядов ведущих экономистов-теоретиков XVIII-XIX ст. на сущность бюджета [Источник: составлено автором]

Учёные

Основной научный тезис

Смит А. [5]

В своих трудах детально раскрывает понятия доходов и расходов государя. Он утверждал, что фонды или источники  доходов, которые могут принадлежать государю, или государству, должны состоять или в капиталах или в земле. Государь подобно всякому другому владельцу капитала, может получать от него доход, или пользуясь им самим, или сужая его. Его доход в первом случае прибыль, во втором— проценты.

Риккардо Д. [6]

В основном занимался проблемами налоговых  поступлений государства. Его больше интересовали источники финансовых средств, необходимых для функционирования государства.

Милль Д.[7]

В основном продолжает разработку проблем, начатую А. Смитом и Д. Риккардо. Поэтому  в его работах налогообложение занимает существенное место, а вопросы функционирования казны находятся на втором месте.

Сей Ж.Б.[8]

Впервые определяет бюджет как равновесие между государственными потребностями и средствами, которые может привлечь государство для выполнения своих функций, цели существования и реализации текущих задач.

Маркс К. [9, 10]

Бюджет по К. Марксу есть не что  иное, как роспись предполагаемых доходов и расходов государства на текущий год, которая основывается на финансовом опыте, а именно, на балансе истекшего года. В своих исследованиях он придерживается точки зрения, что основные проблемы в области бюджета (увеличения его задолженности) обусловлены неэффективностью государственного управления. По К. Марксу, для уменьшения задолженностей государства необходимо ограничить его расходы или для достижения равновесия бюджета необходимо возложить на плечи состоятельных классов чрезвычайные налоги.


 

Проблемами бюджета, помимо рассмотренных ученых в XVIII-XIX ст., также  занимались Джозеф Гарнье, Павло Буато, Жак Неккер [4, с. 42]. Однако они в основном исследовали практическую направленность бюджета и не касались его экономической природы. Их исследования можно считать в определенной степени поверхностными в сравнении с последователями.[2,c. 47]

В Советский период времени (1922-1991 гг.) экономическая природа  бюджета рассматривалась через интересы государства, государственной собственности, планового хозяйства. Бюджет в этот период является главным инструментом реализации государственной, идеологической политики Советской власти. Среди советских ученых государственный бюджет рассматривался, прежде всего, как: а) централизованный фонд денежных средств; б) центральное звено финансовой системы; в) экономическая категория; г) финансовый план государства.[2,c.47]

Различные взгляды советских  ученых на сущность бюджета были обусловлены следующими положениями: во-первых, в стране доминировала классовая марксистко-ленинская идеология, исходя из которой бюджет — всего лишь инструмент реализации целей Советского государства. Во-вторых, по мере развития Советского государства возникло понимание, что бюджет — это более сложное экономическое явление, которое не только оказывает воздействие на социально-экономическое развитие страны, но и сам находится в постоянном движении, то есть саморазвивается. В-третьих, поступательное развитие бюджетной системы привело к пониманию, что бюджет во многом зависит от состояния производительных сил общества.[3,c.26]

После распада СССР и  образования в 1991 году Украины как  самостоятельного государства произошло становление бюджетной системы страны и в связи с этим стали формироваться отечественные научные школы, занимающиеся проблемами бюджета (табл. 1.1.2).

Таблица 1.1.2

Систематизация взглядов ведущих ученых на бюджет конца XX начала XXI ст.[Источник: составлено автором]

Учёные

Основной научный тезис

Василик О.Д. [ 19]

В своих работах он рассматривает  бюджет, как сложную систему, включающую ряд составных частей: а) как экономическую категорию;

б) как план финансирования государственных  потребностей; в) как правовой акт, реализованный в виде государственного закона.

Лунина И.О. [20]

Внесла весомый вклад в развитие теории бюджета. Она обращала внимания на то, что он должен служить основным инструментом

реализации экономической политики правительства.

Пасечник Ю.В. [3]

Определяет бюджет как самостоятельную  экономическую категорию, которая является формой существования реальных, объектив ных и обусловленных распределительных отношений, выполняющих специфическое

предназначение удовлетворения потребности  общества.

Опарин В.М. [2]

По мнению В.М. Опарина, бюджет государства является совокупностью законодательно регламентированных отношений между государством и юридическими и физическими лицами в распределении и перераспределении ВВП, а в определенных условиях — и национального богатства.

Юрий С.И., Федосов В.М. [21]

По их мнению бюджет государства  — объективная экономическая  категория — совокупность денежных отношений, связанная с распределением и перераспределением ВВП и национального богатства с целью формирования и использования основного централизованного фонда денежных средств, предназначенного для выполнения государством функций.

Кириленко О.П. [4]

Является одним из ведущих финансистов, специализирующейся на проблемах местных финансов и бюджетов. Обосновала концептуальные положения по роли местных бюджетов в бюджетной системе страны. Раскрыла значения формирования местных бюджетов для реализации концепции финансовой самостоятельности местных органов власти.

Павлюк К.В.[1, 19]

Существенный вклад внесла в  развитие теории и практики бюджета  и бюджетного процесса в условиях транзитивной экономики Украины.

Она показала не только природу бюджета  и его механизм реализации в социально-экономической системе государства, но и обосновала концептуальные положения по реализации бюджета на макро и микро уровнях.

Информация о работе Особенности формирования и направления использования государственного бюджета Украины