Особенности налоговой политики РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Налоговый механизм в нашей республике в настоящее время находится в промежуточном состоянии, его содержание уже не отражает административно-распорядительного характера государственного регулирования, но вместе с тем он еще не стал эффективным средством косвенного и прямого государственного регулирования экономики. Практика последней рыночной экономики показала, что основой источник бюджетного финансирования, каковыми являются налоги, явно оскудел. И не оттого, что налогов стало меньше или совокупная сумма уменьшилась. Просто участились случаи так называемого "уклонения" налогов. Сама система налогообложения дает к тому всяческие поводы, ибо, чем больше льгот, тем больше желающих их получить любыми законными и не законными путями. В определенной степени процесс "уклонения" от уплаты налогов носит легальный характер, даже можно сказать престижный, тем самым демонстрируется степень "квалификации" во взаимоотношениях с государством.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы формирования и развития налоговой системы Республики Казахстан
1.1 Экономическая сущность, необходимость и роль налоговой системы в рыночной экономике
1.2 Теоретические аспекты налогообложения и его влияние на экономику Казахстана
1.3 Налоговые системы развитых стран
2. Анализ и оценка налоговой системы Республики Казахстан
2.1 Анализ развития налоговой системы Республики Казахстан
2.2 Принципы построения современной налоговой системы Республики Казахстан
3. Совершенствование налоговой системы Республики Казахстан в современных условиях
3.1 Совершенствование налогового законодательства Республики Казахстан
3.2 Автоматизация налоговой системы, как способ совершенствования налогового администрирования
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Особенности налоговой политики РК_1.docx

— 231.08 Кб (Скачать)

В соответствии с  мировой практикой применения НДС  дано определение места реализации товаров, работ или услуг, отсутствовавшее  в действовавшем законодательстве. Работы и услуги, местом реализации которых не является Республика Казахстан, не подлежат обложению НДС в Республике Казахстан. Одновременно с этим сохраняются  положения об уплате НДС за нерезидента.

По зачету НДС  в целом сохранены действовавшие  положения, в то же время есть некоторые  новые моменты. Помимо счета-фактуры, основанием для отнесения в зачет  также являются проездные билеты, выданные на железнодорожном или  авиационном транспорте, а по коммунальным услугам – документы, применяемые  поставщиками коммунальных услуг.

Согласно Налоговому кодексу при приобретении зданий производственного назначения и  их ремонту разрешается относить в зачет НДС в полном объеме.

Пересмотрен перечень льгот по налогу на добавленную стоимость. Исключены льготы, которые носят  индивидуальный характер или предоставляют  какие-либо преференции отдельным  отраслям экономики (льготы для организаций  инвалидов, для предприятий системы  МВД и МО РК и другие). Сохранились  действовавшие льготы для некоммерческих организаций. Некоторые из действовавших  льгот конкретизированы с целью  их однозначного понимания и невозможностью расширения их применения (финансовые, образовательные, медицинские услуги). Из числа исключенных льгот можно  назвать льготу по газетам и журналам и по учебной продукции. В то же время действие льгот, не включенных в Налоговый кодекс из действовавшего законодательства, сохраняется на переходный период.

Исключена нулевая  ставка при реализации продукции  легкой промышленности, а также реализации аффинированных золота, серебра и платины.

Исключена обязанность  налогоплательщика по уплате текущих  платежей по НДС.

Акцизы

Методика исчисления акциза и порядок его уплаты не претерпел каких-либо существенных изменений.

Пересмотрен перечень подакцизных товаров, из которого исключен хрусталь и хрустальные изделия, осетровые и лососевые рыбы и  деликатесы из них, а также электроэнергия.

Пересмотрен объект обложения по игорному бизнесу. По действовавшему законодательству объектом обложения  является выручка за минусом выигрышей, которую на практике практически  невозможно проконтролировать. Поэтому  в целях упрощения администрирования  в Налоговом кодексе установлено, что объектом обложения акцизом  по игорному бизнесу является игровой  стол, игровой автомат, касса тотализатора, касса букмекерских контор.

В целях определения  порядка администрирования розничной  и оптовой торговли нефтепродуктами, в Налоговом кодексе установлены  критерии отнесения реализации к  категории оптовой или розничной.

Социальный налог

По социальному  налогу по действовавшему законодательству объектом обложения является фонд оплаты труда. В Налоговом кодексе установлено, что объектом обложения являются расходы работодателя, выплачиваемые  работникам в денежной или натуральной  форме.

Уплата социального  налога за иностранных специалистов административно-управленческого, инженерно-технического персонала производится по ставке 11 процентов.

Сохранена ставка социального  налога в размере 6,5 процента для  специализированных организаций, в  которых работают инвалиды с нарушениями  опорно-двигательного аппарата, по потере слуха, речи, зрения.

Земельный налог

В целом, нормы действовавшего налогового законодательства по земельному налогу не изменились, но вместе с тем  имеют место особенности исчисления налога. Так, в Налоговом кодексе  базовые ставки земельного налога зафиксированы  на уровне 2001 года и не будут ежегодно корректироваться на коэффициент инфляции.

Вместе с тем, в Налоговом кодексе приняты  меры для снижения налоговой нагрузки по земельному налогу. В частности, снижены ставки земельного налога:

а) на придомовые земельные  участки в городах областного значения;

б) на земли аэродромов в аэропортах, расположенных в  черте населенных пунктов;

в) на земли, занятые  защитными лесными насаждениями вдоль магистральных железных дорог.

Местным представительным органам предоставлено право  повышать или понижать базовые ставки земельного налога в пределах 50 %.

Для некоммерческих организаций и организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, ставка налога на имущество установлена  в размере 0,1 процента к среднегодовой  стоимости объекта, а к ставкам  земельного налога применяется коэффициент 0,1.

Налог на транспортные средства

По налогу на транспортные средства также снижены ставки налога на легковые автомобили с объемом  двигателя от 2000 по 3000 кубических сантиметров. В 2 раза снижена ставка налога на транспортные средства по летательным аппаратам, понижены ставки на грузовые автомобили грузоподъемностью до 1 тонны. Кроме  того, для грузовых автомобилей введены  понижающие поправочные коэффициенты в зависимости от срока эксплуатации.

Реформы последнего времени

Основной целью  Закона Республики Казахстан от 23 ноября 2002 года "О внесении изменений  и дополнений в некоторые законодательные  акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения" явилось снижение налоговой нагрузки, развитие малого бизнеса и дальнейшее совершенствование  налогового администрирования. Внесение изменений и дополнений в целом  не изменяет концепцию налогообложения, заложенную в Налоговом кодексе.

Изменения и дополнения, внесенные в Налоговый кодекс в 2002 году, были направлены прежде всего на улучшение налогового климата для предприятий малого бизнеса, создание более благоприятных условий для развития лизинговых отношений в Республике Казахстан, улучшение администрирования сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Ряд поправок носит  уточняющий и редакционный характер и способствует достижению однозначности  в толковании норм налогового законодательства и их прозрачности.

По корпоративному подоходному налогу

Для стимулирования внутреннего заимствования в  национальной валюте увеличен предельный размер относимой на вычеты суммы  вознаграждения по кредитам, выданным в тенге, с 1,5-кратной до 2-кратной  ставки рефинансирования Национального  Банка Республики Казахстан.

Порядок налогообложения  агентских ценных бумаг приравнен  к порядку, применяемому в отношении  государственных ценных бумаг.

Предусмотрено отнесение  на вычеты арендатором расходов на ремонт по арендуемым основным средствам.

Внесены изменения  и дополнения в отдельные положения  по налогообложению страховых (перестраховочных) организаций. Согласно рассматриваемым  изменениям и дополнениям:

-  более четко определен объект обложения корпоративным подоходным налогом страховых (перестраховочных) организаций;

-  определен перечень доходов страховых (перестраховочных) организаций, не являющихся объектом обложения корпоративным подоходным налогом;

-  установлен пропорциональный метод определения суммы расходов, подлежащих отнесению на вычет.

Облегчаются условия  применения специального порядка по освобождению от корпоративного подоходного  налога организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере (медицина, образование, наука, культура, спорт). В частности, для них допускается получение  доходов от неосновной деятельности в размере не более 10 % от общей  величины всех доходов.

По индивидуальному  подоходному налогу

Для малообеспеченных слоев населения предусмотрено  освобождение от обложения индивидуальным подоходным налогом доходов работников, не превышающих за год 12-кратной  МЗП.

В целях установления единого порядка налогообложения  для сбалансированного подхода  к налогообложению обязательных и добровольных пенсионных взносов, а также пенсионных выплат из накоплений, сформированных этими взносами, освобождены  от налогообложения добровольные пенсионные взносы не более суммы 10-кратного МРП  в момент их перечисления в накопительные  пенсионные фонды.

При этом исключена  льгота по пенсионным и страховым  выплатам, осуществляемым за счет добровольных пенсионных взносов.

По налогу на добавленную  стоимость

Увеличение "порога" регистрации по НДС с 10 000 МРП (8,2 млн.тенге) до 12 000 МРП (10,5 млн.тенге) было направлено на снижение налоговой нагрузки для субъектов малого бизнеса.

Ряд поправок затронули  вопросы дальнейшего совершенствования  налогообложения финансового лизинга, международного налогообложения.

По земельному налогу

Освобождаются от обложения  земельным налогом придомовые земельные  участки, земельные участки для  ведения личного домашнего (подсобного) хозяйства, садоводства и дачного  строительства, участка под гаражи участников Великой Отечественной  войны, инвалидов, а также одного из родителей инвалида с детства.

По налогу на транспортные средства

По легковым автомобилям  и мотоциклам производства стран  СНГ, у которых срок эксплуатации превышает двадцать лет, для физических лиц поправочный коэффициент  снижен с 0,2 и 0,1 до 0.

Мотоциклы, мотороллеры, мотосани, маломерные суда мощностью  двигателя не менее 55 кВт облагались по ставке 1,0 МРП, то теперь данные транспортные средства мощностью не более 55 кВт  облагаются по ставке 1,0 МРП, а мотоциклы  мощностью двигателя более 55 кВт  облагаются по ставке 10,0 МРП.

По налогу на имущество

По объектам налогообложения, выбывшим в течение налогового периода, текущие платежи уменьшаются  на сумму налога, определяемую путем  применения налоговой ставки к налоговой  базе выбывших объектов обложения на момент выбытия. Сумма налога, подлежащая уменьшению, распределяется равными  долями на оставшиеся сроки уплаты налога.

Расчет текущих  платежей по объектам налогообложения, приобретенным и (или) выбывшим в  течение налогового периода, представляется не позднее 20 числа месяца, следующего за кварталом приобретения и (или) выбытия  объектов налогообложения, тогда как  действовало ежемесячное представление  расчета.

По специальным  налоговым режимам

Снижение максимальных ставок налогов, применяемых в специальном  налоговом режиме на основе упрощенной декларации, предусмотрено:

-  для индивидуальных предпринимателей – с 11 до 7 %;

-  для юридических лиц – с 13 до 9 %.

При этом снижена  минимальная ставка для индивидуальных предпринимателей с 4 до 3 %.

Расширены границы  применения патентной системы налогообложения  для субъектов малого бизнеса: увеличен максимальный размер дохода с 1,0 до 1,5 млн.тенге.

Расширен список лицензируемых видов деятельности, при осуществлении которых, налогоплательщики  имеют право применять специальный  налоговый режим на основе упрощенной декларации.

По налоговому администрированию

С целью повышения  дисциплины налогоплательщиков по своевременному исполнению ими налоговых обязательств увеличен размер пени за несвоевременную  уплату налогов и других обязательных платежей в бюджет с 1,5-кратной до 2-кратной ставки рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан.

Значительным изменениям и дополнениям подверглась глава 100 Налогового кодекса, регламентирующая порядок обжалования результатов  налоговой проверки. Внесенные изменения  и дополнения позволяют наиболее точно разграничить двухуровневую  систему обжалования результатов  налоговой проверки, установить приемлемые сроки и порядок проведения дополнительных проверок, рассмотрения жалоб налогоплательщиков и т.д.

Таким образом, рассмотрев теоретические основы развития налогообложения  и проанализировав развитие налоговой  системы Казахстана, мы пришли к  выводу, что налоговая система  РК развивается в соответствии с  экономическими законами и действующий  налоговый кодекс разработан на основании  опыта международного налогообложения  и уровня развития отечественной  экономики. Все имеющиеся рычаги налогового регулирования используются.

 

3. Совершенствование  налоговой системы Республики  Казахстан в современных условиях

3.1 Совершенствование  налогового законодательства Республики  Казахстан

Внесение изменений  и дополнений в Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) обусловлено целью  снижения налоговой нагрузки, дальнейшего  совершенствования налогового администрирования.

Если, говорить о  корпоративном подоходном налоге, то в его основу заложены те же принципы, которые используются в международной  практике применения подоходных налогов.

При определении  налогооблагаемого дохода налогоплательщик вправе отнести на вычеты все свои расходы, связанные с получением совокупного годового дохода, подтвержденные документально. Имеются некоторые  ограничения по вычетам, однако они  сведены до минимума и выражены они  не в виде запретов, а в виде установления норм (нормы амортизации по фиксированным  активам) и пределов (представительские, командировочные расходы, расходы  по ремонту основных средств).

Для некоммерческих организаций и организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере (здравоохранение, образование, деятельность в сфере  науки, спорта, культуры) установлено  полное освобождение от корпоративного подоходного налога, при соблюдении ими условий, определенных Налоговым  кодексом.

Вместо действующего дополнительного ограничения вычетов  по вознаграждениям, с 1 января 2004 года вводится так называемое "правило  достаточной капитализации", суть которого заключается в ограничении  относимых на вычеты при определении совокупного годового дохода сумм вознаграждений в зависимости от соотношения заемных и собственных средств налогоплательщика (для нефинансовых организаций – 4, для финансовых – 7). При этом предлагается данное ограничение применять только по вознаграждениям, выплачиваемым нерезидентам.

Информация о работе Особенности налоговой политики РК