Планирование расходов бюджета на здравоохранение

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена необходимостью изучения планирования расходов бюджета на здравоохранение, в связи с тем, что система здравоохранения играет важную роль в экономике любой страны: здоровье населения напрямую влияет на экономическое развитие, а его обеспечение признается государством стратегической задачей.

Содержание

Введение 3

1. Система здравоохранения РФ, необходимость ее бюджетного финансирования Анализ состава и структуры расходов бюджетов на здравоохранение 5

2. Порядок планирования расходов бюджетов на здравоохранение 17

3. Перспективы совершенствования порядка планирования расходов бюджета на здравоохранение 24


Заключение 33

Список использованных источников 34

Работа содержит 1 файл

Курсовая по БПП.docx

— 65.79 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ» 

КАФЕДРА ФИНАНСОВ 
 
 

Курсовая  работа

по дисциплине «Бюджетное планирование и прогнозирование»

     на  тему:

      «ПЛАНИРОВАНИЕ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА

        НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ» 
 
 
 
 
 
 

Автор курсовой работы                                                             Габдуллина Г.М.

Группа                                                                                                                552      

Научный руководитель                                                   ст.преп. Шавалеева Ч.М.   

                                                            

                                                                                   «  »                               2010г 
 

Казань  2010

Содержание 

Введение                                                                                                                          3        

1. Система здравоохранения  РФ, необходимость ее бюджетного финансирования Анализ состава и структуры расходов бюджетов на здравоохранение                     5

2. Порядок планирования расходов бюджетов на здравоохранение                      17

3. Перспективы  совершенствования порядка планирования  расходов бюджета на здравоохранение                                                                                                            24 

Заключение                                                                                                                  33

Список  использованных источников                                                                       34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

Система здравоохранения играет важную роль в экономике любой страны. Здоровье населения напрямую влияет на экономическое развитие, а его обеспечение признается государством стратегической задачей. [12,с.129] Поэтому планирование расходов бюджета на здравоохранение – это немаловажный аспект, который необходимо изучать и совершенствовать.

В СССР здравоохранение гарантировало  всем гражданам бесплатное и общедоступное  медицинское обслуживание. Практика финансирования отрасли за счет средств  государственного бюджета приводила  к постоянному снижению доли расходов на медицину в общей сумме бюджетных  ассигнований. В результате недостаточное  финансирование, с одной стороны, и нерациональное использование  средств - с другой, привели отрасль  к критическому состоянию. Резкое падение  большинства показателей, характеризующих  уровень медицинской помощи, сделало  очевидным необходимость принципиальной перестройки отечественного здравоохранения.

Одним из путей выхода отрасли из кризиса  было внедрение в систему здравоохранения, начиная с начала 90-х годов, новых  форм управления, планирования и финансирования. В этот период начался активный поиск  оптимальных форм и методов хозяйствования в новых экономических условиях. Практический опыт реализации реформы  в здравоохранении показал, что  не был решен важнейший вопрос - не устранен остаточный принцип финансирования здравоохранения. Кроме того, отсутствовал механизм надежного контроля необходимых  объема и качества медицинской помощи. Известно, что простое увеличение ассигнований в любую сферу деятельности не позволяет рассчитывать на соответствующее  повышение ее эффективности. В этой связи встал вопрос о поиске новых  форм планирования и финансирования расходов на здравоохранение.

Актуальность  выбранной темы исследования обусловлена необходимостью изучения планирования расходов бюджета на здравоохранение, в связи с тем, что система здравоохранения играет важную роль в экономике любой страны: здоровье населения напрямую влияет на экономическое развитие, а его обеспечение признается государством стратегической задачей.

Таким образом, цель данной работы – изучение планирования расходов бюджетов на здравоохранение.

Исходя  из данной цели, мною были определены следующие задачи:

1) охарактеризовать систему здравоохранения РФ, необходимость ее бюджетного финансирования, а также анализ состава и структуры расходов бюджета на здравоохранение,

2)   изучить порядок планирования  расходов бюджетов на здравоохранение,

3) выявить  перспективы совершенствования  порядка планирования расходов  бюджета на здравоохранение.

Обзор литературных источников. В своей работе я использовала  нормативно-правовые акты, специальную литературу, а также ресурсы Интернет. Так например, в учебнике Бюджетная система Российской Федерации / И.М. Александров, О.В. Субботина описывается финансирование здравоохранения, методика расчета расходов на здравоохранение. А в учебнике Бюджетная система России / Поляк Г.Б. ("Золотой фонд российских учебников") достаточно подробно описывается планирование расходов на здравоохранение, что очень пригодилось при написании данной работы. При написании 3 главы были использованы статьи журналов «Вопросы экономики» №4 и «Экономическая теория» №8 за 2009г.

Структура курсовой работы. Данная курсовая работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованных источников. 
 
 
 
 

  1. Система здравоохранения  РФ, необходимость ее бюджетного финансирования. Анализ состава и структуры расходов бюджета на здравоохранение
 

Важнейшим элементом социального и экономического развития общества является медицинское  обслуживание населения. Здравоохранение — одна из ведущих отраслей социальной сферы. [7, с.456]

                Под «здравоохранением» сегодня  понимают общественно-социальную  функцию общества (государства) по  охране и укреплению здоровья  населения. Представляет собой совокупность мер политического, экономического, социального, правового, научного, медицинского, санитарно-гигиенического, противоэпидемического и культурного характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае ухудшения здоровья.

Планирование  расходов на развитие здравоохранения имеют не только социальное, но и экономическое значение. Эффективность здравоохранения как отрасли сферы обслуживания заключается в том, что, оберегая и восстанавливая здоровье человека — главной составной части производительных сил общества, оно тем самым способствует снижению заболеваемости, росту производительности труда, продлению трудоспособного периода трудящихся. Все это в свою очередь содействует росту национального дохода страны, и повышению благосостояния народа.

Потери  от заболеваний и преждевременной  смертности в стране составляют примерно 15% ВВП. Снижение уровня смертности и инвалидности содействует росту национального дохода. В этом выражается важнейший вклад здравоохранения в экономику. Отдача каждого рубля, вложенного в здравоохранение, в частности, в профилактику сердечно-сосудистых заболеваний, составляет 3 - 4 рубля ( а в профилактику инфекционных заболеваний  - более 100 руб.) Таким образом, развитие экономики и здравоохранения взаимосвязано.[7,с.456-457]

   Сегодня в российском здравоохранении представлены все основные формы собственности. К государственной системе здравоохранения относятся Министерство здравоохранения РФ и соответствующие органы на уровне субъектов Федерации, Российская академия медицинских наук (РАМН), которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по реализации государственной политики РФ, по выполнению программ в области здравоохранения и по развитию медицинской науки. В нее также входят находящиеся в государственной собственности и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения лечебно - профилактические учреждения, фармацевтические предприятия, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и др.

   Муниципальная система здравоохранения объединяет муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические, аптечные и другие учреждения. К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью.

   Концепция развития здравоохранения предусматривает необходимость развития частного сектора здравоохранения, предоставления частным медицинским учреждениям равных с государственными и муниципальными учреждениями прав на участие в системе обязательного медицинского страхования, в реализации на конкурсной основе государственных и муниципальных целевых программ.

Финансирование  здравоохранения осуществляется за счет средств бюджетов различных  уровней, средств медицинского страхования (прежде всего, обязательного), средств целевых фондов развития здравоохранения. Это основные источники финансового обеспечения здравоохранения. Существуют еще и дополнительные источники: доходы по ценным бумагам, кредиты банков, благотворительная деятельность и т.д. Очень важным в мировой практике организации здравоохранения является вопрос о том, какова доля валового внутреннего продукта, направляемая на эти цели. [13,с.106-107]

Ключевой  задачей органов государственного управления и местного самоуправления в области здравоохранения является создание условий для реализации Программы государственных гарантии населению в бесплатной медицинской  помощи за счет средств бюджетов и  фондов обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации. Решение данной задачи предполагает проведение ряда мероприятий по совершенствованию действующей сегодня системы финансирования здравоохранения, нацеленных на:

а) использование финансовых ресурсов не только как платежа за те или иные медицинские услуги, но и как экономического инструмента управления качеством медицинской помощи и повышения се социальной, медицинской и экономической эффективности,

б) реализацию принципа заинтересованности первичного звена медико-санитарной помощи в оптимизации структуры медицинских услуг на всех ее этапах,

в) рациональное использование дорогостоящих видов медицинской техники, развитие стационарозамещающих технологий,

г) обеспечение выполнения целевых программ развития здравоохранения, а также использование инфраструктуры здравоохранения с применением государственных заданий и заказов, позволяющих, с одной стороны, концентрировать ресурсы для решения приоритетных задач развития здравоохранения в рамках национального проекта «Здоровье», с другой - контролировать их эффективное и целевое использование.

Региональные  аспекты финансового обеспечения  здравоохранения являются не менее  важными, чем общегосударственные. Особенность услуг здравоохранения - их локальность, определенная замкнутость на конкретные административно-территориальные единицы. Наиболее эффективно их предоставление может быть организовано региональными и местными органами власти, которые находятся ближе к потребителю, лучше знают структуру населения подведомственной территории, особенности социально-гигиенической ситуации в ней. Поэтому основная ответственность за предоставление и финансирование мероприятий, связанных с медицинским обслуживанием, лежит на региональных органах власти и местных органах самоуправления. Формирование расходов бюджета на здравоохранение каждый субъект РФ осуществляет самостоятельно.

Информация о работе Планирование расходов бюджета на здравоохранение