Понятие бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 19:41, контрольная работа

Описание работы

К настоящему времени постепенно складывается целостность законодательной базы бюджетной системы страны. Бюджетное законодательство приобретает качества системности, целостности, базирующейся на единых принципах функционирования.
Целью контрольной работы является изучение бюджетной системы, принципы бюджетной системы.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….........3

1. Понятие бюджета ……………………………………………………............4
2. Бюджетная система Российской Федерации …………………...................5
3. Принципы бюджетной системы ………………………………….................7

Заключение …………………………………………………………………….12

Список литературы ………………………………………………………......13

Работа содержит 1 файл

Бюджетное право.docx

— 33.78 Кб (Скачать)

 

Содержание 

 

Введение  ………………………………………………………………….........3

 

1. Понятие бюджета ……………………………………………………............4

2. Бюджетная система Российской Федерации …………………...................5

3. Принципы бюджетной  системы ………………………………….................7

 

Заключение …………………………………………………………………….12

 

Список литературы ………………………………………………………......13

 

Введение 

 

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной  властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный  бюджет. Государственный бюджет, являясь  главным средством мобилизации  и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность  воздействовать на экономику, финансировать  ее структурную перестройку, стимулировать  развитие приоритетных секторов экономики.

Бюджетная система в условиях рыночных отношений, многообразия форм собственности, бюджетной самостоятельности  регионов играет все более важную роль в реализации единой финансовой политики государства, цели которой обуславливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать и происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Задачей особой важности становится при этом обеспечение надлежащего выполнения всеми субъектами бюджетных правоотношений их обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами.

К настоящему времени постепенно складывается целостность законодательной  базы бюджетной системы страны. Бюджетное  законодательство приобретает качества системности, целостности, базирующейся на единых принципах функционирования.

Целью контрольной работы является изучение бюджетной системы, принципы бюджетной системы. 

 

  1. Понятие бюджета

Бюджет – главное звено  всей финансовой системы.

Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджетный кодекс РФ закрепляет общее понятие бюджета, а также  содержит легальные определения  бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования, консолидированного бюджета Российской Федерации, консолидированного бюджета  субъекта Российской Федерации, целевого бюджетного фонда и государственного внебюджетного фонда.

Бюджет  состоит из двух взаимосвязанных  групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета содержатся источники поступления средств  и их количественные параметры. В  расходной части определяются направления, сферы, в которых расходуются  деньги, их количественные параметры. Размер и структура государственного бюджета характеризуют уровень  социально-экономического развития страны. Основным источником формирования бюджета  служат налоги с физических и юридических  лиц. Остальная доходная часть бюджета  пополняется за счет неналоговых  источников. Собранные доходы используются на решение многочисленных задач, принятых на себя государством: развитие здравоохранения, образования, жилищного строительства, поддержку пожилых граждан и  т. д.

 

  1. Бюджетная система Российской Федерации

Бюджетный кодекс Российской Федерации дает следующее определение бюджетной системы: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

По степени распределения  власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства  подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное (единое) государство  – это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные  образования не имеют собственной  государственности или автономии. В стране действует единая конституция  и единые органы власти. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев – государственного и местных бюджетов.

Федеративное (объединенное, союзное) государство – это форма  государственного устройства, при которой  государственные образования или  административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную  государственность  и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из федерального бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.

Конфедеративное (союзное) государство  – это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется  из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации  действуют свои бюджетные и налоговые системы. Построение бюджетной системы РФ основано на конституции РФ и конституциях республик в составе РФ.

В соответствии со ст. 10 Бюджетным кодексом РФ к бюджетам бюджетной системы РФ относятся:

федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов РФ;

бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов;

местные бюджеты, в том  числе:

бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты  внутригородских муниципальных  образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

бюджеты городских и сельских поселений.

 

3.Принципы бюджетной системы

В соответствии со ст. 28 бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная  система Российской Федерации основывается на следующих принципах:

- единства бюджетной системы Российской Федерации;

-  разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

-  самостоятельности бюджетов;

- равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

-   полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

-   сбалансированности бюджета;

-    результативность и эффективность использования бюджетных средств;

-   общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

-   прозрачности (открытости);

-   достоверности бюджета;

-   адресности и целевого характера бюджетных средств;

  -  подведомственности расходов бюджетов;

  -  единства кассы.

Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Принцип разграничения  доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами  бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.

Органы государственной  власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе налагать на юридические и физические лица не предусмотренные законодательством Российской Федерации финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.

Принцип самостоятельности  бюджетов означает:

- право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

- право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;

- право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

- право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);

- недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;

- право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;

- недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;

- недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

Принцип равенства  бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными настоящим Кодексом.

Договоры и соглашения между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации, органами государственной  власти и органами местного самоуправления, не соответствующие настоящему Кодексу, являются недействительными.

Принцип полноты  отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

При составлении, утверждении  и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости  минимизации размера дефицита бюджета.

Информация о работе Понятие бюджета