Правовые основы деятельности органов Федерального Казначейства

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 12:16, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является комплексный анализ организации работы Органа федерального казначейства и его территориальных органов по формированию и исполнению местного бюджета и его экономического содержания.
Для достижения указанных целей в работе необходимо решить следующие задачи:
провести теоретическое обоснование деятельности Федерального казначейства как единой централизованной системы исполнения бюджета;
предложить некоторые пути совершенствования в данной области.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…………...…3
Сущность казначейского исполнения бюджетов………………………6
Кассовое обслуживание исполнения бюджета……………………..…15
Проблемы совершенствования казначейской системы….........19
Заключение…………………………………………………………………………….….32
Список используемой литературы……………………………………..…....33

Работа содержит 1 файл

курсовая кс исправлена.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

В бюджетном послании Федеральному Собранию «О бюджетной  политике в 2006 году» Президент Российской Федерации отметил, что практическое осуществление в 2006 году реформы  местного самоуправления требует от федеральных органов государственной  власти оказания действенной методологической помощи субъектам Российской Федерации и муниципалитетам.

Что касается субъектов  Российской Федерации и муниципалитетов, то от них требуется понимание  важности проводимых изменений и  своевременного принятия необходимых  мер по реализации концепции реформирования бюджетного процесса.

Целью реформирования бюджетного процесса является создание условий  и предпосылок для максимально  эффективного управления государственными (муниципальными) финансами в соответствии с приоритетами государственной политики.

Согласно постановлению  Правительства Российской Федерации  от 22 мая 2004 года №249 «О мерах по повышению  результативности бюджетных расходов»  реформирование бюджетного процесса предлагалось осуществить по следующим направлениям:

  1. реформирование бюджетной классификации Российской Федерации и бюджетного учета;
  2. выделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств;
  3. совершенствование среднесрочного финансового планирования
  4. совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования;
  5. упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.

В рамках первого направления  предусматривалось приближение  бюджетной классификации Российской Федерации к требованиям международных  стандартов с учетом изменений структуры и функций федеральных органов исполнительной власти в рамках административной реформы, а также введение интегрированного с бюджетной классификацией плана счетов бюджетного учета, основанного на методе начислений и обеспечивающего учет затрат по функциям и программам. В настоящее время реформирование в данном направлении осуществляется.

Второе и третье направления  должны обеспечить повышение надежности среднесрочного прогнозирования объема ресурсов, доступных для администраторов  бюджетных средств в рамках принятых бюджетных ограничений и приоритетов государственной политики.

Четвертое - основное - направление  предполагает формирование и включение  в бюджетный процесс процедуры  оценки результативности бюджетных  расходов, ориентированному на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов.

Пятое направление предполагает совершенствование процедур составления  и рассмотрения бюджета в соответствии с требованиями и условиями среднесрочного бюджетного планирования, ориентированного на результат.

Подготовка проектов региональных бюджетов на последующие  годы должна осуществляться с учетом нового бюджетного законодательства, которое станет прочной основой  для стабильного, не подтвержденного  ежегодным изменениям распределения  налогов между уровнями бюджетной системы. Это повысит качество среднесрочного бюджетного планирования и ответственность регионов за реализуемую бюджетную политику.

Для развития деловой  активности в субъектах Российской Федерации, укрепления финансового  положения регионов следует особое внимание уделить инвестиционной составляющей финансовой помощи, направляемой на развитие инфраструктуры регионов. В связи с этим необходимо определить единые подходы к распределению разрозненных ныне источников инвестиционной поддержки регионов в рамках Фонда регионального развития.

Что касается казначейского  исполнения бюджетов, то здесь следует  отметить, что все планы и задачи направлены на качественное и эффективное  исполнение возложенных на Федеральное  казначейство полномочий.

С 1 января 2006 года вступил в действие Порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов всех уровней органами Федерального казначейства, который обеспечивает:

  1. ведение единообразного учета операций со средствами бюджета, включая целевые средства, выделяемые в установленном порядке бюджетам из федерального бюджета или из бюджета субъекта Российской Федерации;

 

  1. проведение и учет на едином счете бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), открытому органу федерального казначейства для кассового обслуживания исполнения соответствующего бюджета, кассовых операций по поступлению и возврату не только собственных доходов соответствующего бюджета, но и операций по привлечению и погашению источников финансирования дефицита бюджета, а также по возврату в бюджет средств, выданных на возвратной основе, и восстановлению произведенных получателями средств кассовых расходов бюджета.

Приоритетным направлением совершенствования бюджетной политики как государства в целом, так  и субъектов Федерации является повышение прозрачности региональных и муниципальных финансов. Прозрачность облегчает контроль со стороны общества за эффективностью управления государственными и муниципальными финансами, повышает ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за принятые решения, содействует укреплению внутренней дисциплины в государственных и муниципальных учреждениях.

Открытая информация о финансовом состоянии субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований, планах и результатах управления государственными и муниципальными финансами должна быть достоверной, прозрачной, своевременной и полной. В получении указанной информации заинтересованы не только те органы, осуществляющие управление государственными и муниципальными финансами, но и граждане, инвесторы, кредиторы, другие субъекты хозяйственной деятельности. В настоящее время в открытом доступе на регулярной основе публикуются отдельные элементы статистической информации о состоянии региональных и муниципальных финансов, в числе которых присутствует отчетность об исполнении бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Вместе с тем отсутствует полная картина функционирования секторов общественных финансов на региональном и муниципальном уровнях, равно как и единая методологическая основа для сбора, обработки и предоставления такого рода информации.

Особенно эта проблема актуальна на муниципальном уровне в условиях ограниченного набора данных в отношении муниципальных  образований не только поселенческого, но и районного уровня.

Очевидно, что для эффективного использования полномочий по формированию и распределению межбюджетных трансфертов  муниципальным образованиям необходим  определенный перечень показателей  по всем муниципалитетам, характеризующий  уровень развития экономики, демографические, климатические, половозрастные и другие особенности конкретной территории. Целесообразно расширить возможности использования и повысить качество и полноту налоговой отчетности, формируя ее по каждому муниципальному образованию.

В связи с проведением работы в области разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления Минфин Р.Ф. разрабатывает порядок формирования, ведения и распространения единой информационной базы, характеризующей состояние и качество управления бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, обеспечит свободный доступ к этой базе через сеть Интернет. Кроме того, будут разработаны единые принципы составления статистической информации на всех уровнях государственной власти в целях составления региональных и муниципальных показателей их социально-экономического развития по одинаковой методологии и достижения их согласованности с показателями федерального уровня.

Необходимо также ввести в практику публичные ежегодные  отчеты органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления и разработать рекомендации по их составлению, в частности, по показателям  эффективности деятельности. Публичные ежегодные отчеты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления должны включать результаты деятельности органов управления за прошедший год и планы повышения эффективности управления региональными и муниципальными финансами на предстоящий период.

Указанные отчеты будут  содействовать органам государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органам самоуправления, населению  и другим заинтересованным лицам  в осуществлении контроля за эффективностью деятельности органов управления за прошедший период.

Государство может достигнуть максимальной эффективности или  уровня развития, когда оно будет  основано на принципах демократии и  отвечающей запросам времени разумной централизации и децентрализации власти, что дает эффективная вертикаль власти и развитое местное самоуправление.

Стратегической целью  бюджетной реформы является следование общераспространенному пути - ее либерализация, предоставление региональным и местным  властям реальной бюджетной самостоятельности. Реальная децентрализация бюджетной системы страны представляется более действенной, чем любое ужесточение прямого федерального контроля за региональными и местными финансами. Улучшение ситуации в экономике зависит не только от состояния межбюджетных отношений. Однако бюджетное регулирование, наряду с другими направлениями реформы социально-экономического развития Российской Федерации, создает необходимые посылки для успешного решения существующих проблем.

Органами Федерального казначейства ведется постоянная напряженная работа, направленная на решение возникающих проблем, на совершенствование взаимодействия с финансовыми органами с целью обеспечения качественного исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Новая задача поставлена перед нами и в 2007-2008 году: обеспечение внедрения Порядка кассового обслуживания территориальными органами Федерального казначейства операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями субъектов РФ и муниципальных образований от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

В части основных проблем, затрудняющих процесс кассового  обслуживания исполнения краевого бюджета  и бюджетов муниципальных образований, в настоящее время можно выделить следующие:

- нарушение принципа подведомственности при распределении бюджетных средств и как следствие включение получателя средств соответствующего бюджета в Сводный реестр распорядителей и получателей средств бюджета дважды, а то и трижды как подведомственное учреждение разных распорядителей средств бюджета. Ведение Сводного реестра распорядителей и получателей средств соответствующего бюджета для финансовых органов пока не является инструментом для приведения в актуальное состояние сведений, содержащихся в реестре.

- отсутствие порядка предоставления и использования средств краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований, выделенных распорядителям и получателям средств соответствующих бюджетов в соответствии со сводной росписью в форме субсидий и субвенции.

Указанные проблемы необходимо решать уже сегодня, чтобы учесть их при составлении проектов соответствующих бюджетов на следующий финансовый год.

В связи с тем, что  в настоящее время все уровни бюджетной системы РФ в основном охвачены казначейским контролем, главным  перспективным направлением в области управления общественными финансами, позволяющим обеспечить комплексный подход к решению поставленных целей и задач, по моему мнению, должно стать создание такой ситуации, при которой органы федерального казначейства будут выступать в качестве ведущего института, на основе которого могут быть сконцентрированы все направления управления бюджетными потоками.

Таким образом, переход  на казначейскую систему сегодня  становится одним из важнейших инструментов управления бюджетным процессом. Он позволяет перейти к планомерному, осмысленному и законному использованию средств регионального и местных бюджетов, объективно оценивать состояние финансовой системы в каждый момент.

Кроме того, при казначейском исполнении бюджета предусмотрено  использование единого программного продукта всеми участниками бюджетного процесса, что позволяет работать в едином информационном пространстве и автоматизировать всю бухгалтерскую отчетность. А это позволяет принимать более выверенные управленческие решения на всех уровнях власти.

Однако, следует отметить, что недостающим звеном механизма  эффективного управления расходами  в настоящее время является отсутствие:

  1. единого системного перечня бюджетных услуг, предоставляемых населению;
  2. установленных стандартов качества предоставления бюджетных услуг;
  3. электронного документооборота с бюджетополучателями средств в связи с недостатком вычислительной техники и программного обеспечения, что препятствует внедрению казначейских технологий исполнения бюджетов.

Учитывая, что в настоящее время маневрирование свободными остатками средств на бюджетных счетах является важным инструментом воздействия региональных администраций на экономику территорий, то к одному из самых перспективных направлений в области управления общественными финансами я бы отнесла управление ликвидностью, т.е. стремление органов власти иметь достаточное количество денег в нужном месте в нужное время, чтобы наиболее эффективным образом с точки зрения затрат выполнить обязательства государства.

Информация о работе Правовые основы деятельности органов Федерального Казначейства