Признаки социального государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 08:58, реферат

Описание работы

Социальное государство — это более высокая ступень государственности. Если исходить из термина, то его можно определить как государство, служащее интересам общества. Пожалуй, на сегодняшний день Скандинавские страны более чем другие воплощают на практике модель государства, о котором идет речь.

Работа содержит 1 файл

Реферат по концепциям социального гос-ва.docx

— 140.33 Кб (Скачать)

Несмотря на то, что наше государство  долгое время не провозглашало себя социальным, на «социализацию» западных государств, несомненно, важное влияние оказывал фактор его существования как советского государства, поскольку социальная ориентация, забота о гражданах сразу была объявлена одной из главнейших задач этого государства.

Уже в первой Конституции РСФСР  целый ряд социальных прав впервые  в мировой конституционной практике получил статус основных конституционных. Все последующие советские (1924, 1936, 1977 г.г.) и российские (1925, 1937, 1978 г.г.) Конституции не только подтвердили  социальную направленность государственной  политики, но и значительно расширили  перечень основных социальных прав. И  хотя советское государство с  большой долей условности можно  именовать прототипом современного социального государства, все же данное обстоятельство служило сильным  социальным раздражителем западного  общественного мнения1.

В Российской Федерации положение  о социальном государстве впервые  получило закрепление в Конституции  Российской Федерации 1993 года: «Российская  Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека» (ч. 1 ст. 7).

Таким образом, на конституционном  уровне зафиксирована приверженность России идее и ценностям социального  государства, при этом часть 2 указанной  статьи устанавливает, что «...в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный  минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей, развивается  система социальных служб, устанавливаются  государственные пенсии, пособия  и иные гарантии социальной защиты». В данной норме подразумевается  достижение основных целей социального  государства методами, входящими  в комплекс мер (гарантий) социальной защиты.

Несмотря на то, что идеи и практика «социального государства» получили широкое  признание и конституционное  закрепление во многих государствах, в том числе и в России, в  науке до настоящего времени отсутствует  устоявшееся определение социального  государства и перечень его признаков.

Проведенный сравнительный анализ имеющихся в литературе определений  социального государства позволил установить следующие подходы ученых - юристов к данному понятию.

Так, с точки зрения В.Е.Чиркина, понятие социального государства  связывается с предоставлением  социальных услуг: государственное  образование и стипендии студентам, государственная медицина, пособия  по безработице, пенсии, особая забота об инвалидах, детях, максимальная продолжительность  допустимого рабочего времени, минимально допустимый размер оплаты труда, обязательные дни отдыха, оплачиваемый отпуск1.

Авторы энциклопедического словаря, посвященного Конституции России, разъясняют, что «социальное государство - конституционное  понятие, означающее, что государство  берет на себя в объеме, соответствующем  его возможностям, обеспечение определенного  уровня жизни своих граждан, удовлетворение их материальных и духовных потребностей» .

М.В. Баглай «социальное государство» определяет, как государство «которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности»3.

О.В. Кутафин считает, что это  государство, главной задачей которого является достижение такого общественного  прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального  равенства, всеобщей солидарности и  взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических  благ по принципу справедливости, чтобы  обеспечить достойное человека существование4.

Е.А. Лукашева приходит к выводу, что  основными принципами социального  государства являются достоинство  человека, справедливость, ответственность, преодоление фактического неравенства  с целью устранить резкие расхождения  материальных статусов индивидов5.

По мнению П.П. Глущенко, для понимания  социального государства важна  связь государства с его сущностью, историческим типом и политикой6. В связи с этим он выделяет следующие  основополагающие признаки социального  государства:

1. исторически определенные сущность, тип и форма государства, каковым  может быть только государство,  в котором интересы большей  части населения в своей основе  совпадают с интересами социальных  сил, держащих бразды политической  власти и находящихся у руля  управления социальными процессами, творящих политику1; таковым может  быть только экономически, политически  и духовно развитое, стабильное  и относительно социальное государство;

2. политика, ее народные сущность, характер, функции;

3. определенная, а именно социальная  направленность политики;

4. комплексность социально-политических  черт и мер политики государства;

5. социальная защищенность личности, ее прав и свобод, обеспечивающая  стабильность и прогрессивное  развитие гражданского общества.

Для более полного определения  понятия «социального государства» необходимо выяснить, что же означает слово «социальное» и какие стоят  задачи у государства, которое, согласно современным теориям, должно не просто быть олицетворением власти, но и институтом, существующим для людей.

Немецкие ученые считают, что вопрос о сущности социального государства  вытекает из трех ответов. Первый связан с пониманием социального, в самом  общем плане, не подразумевающем  каких — либо оценочных суждений; социальное здесь равнозначно общественному, или связанному'с обществом. —

Термин «социальное государство» в этом смысле означает, что государство  несет ответственность за существование  общества. Его автономия не абсолютна: маятник не должен качнуться от тоталитарного  господства государства над обществом  к либеральному государству, исполняющему лишь роль «ночного сторожа»1.

Другая интерпретация обращается к трактовке слова «социальное» как указанию на общественный статус человека, его связь с обществом. Термин «социальное государство» в  таком смысле подчеркивает существование  обязанностей индивида по отношению  к другим людям и обществу в  целом. За этой трактовкой скрывается тревога за то, как бы маятник  не качнулся от тоталитарного подчинения к несвязанности индивида никакими общественными узами.

Согласно третьей трактовке, социальное государство — это организация, помогающая слабому, стремящаяся повлиять на распределение экономических  благ в духе принципов справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное  человека существование.

В результате были даны ответы на вопросы, в чем заключается сущность социального  государства, в какой мере, и с  какой целью должен быть связан с  обществом индивид.

Конституция Российской Федерации  в основу понятия социального  государства заложила только такие  характеристики, как достойная жизнь  и свободное развитие человека.

Достойная жизнь представляет собой  материальную обеспеченность на уровне стандартов современного развития общества (которые описаны во многих документах), доступ к ценностям культуры, в  том числе и находящихся в  других странах, гарантированность  личной и семейной безопасности. В  общем, достойная жизнь есть сложное  комплексное явление, состоящее  из многих элементов, каждый из которых  важен для человека.

Понятие «свободное развитие человека»  тоже многозначно. Обычно под ним  подразумевают физическое, умственное и нравственное состояние и совершенствование  человека.

Содержание социального государства, как оно определено в Конституции  РФ, ориентируется на восприятие личности как индивида, оставляя за скобками фактор принадлежности людей к тем  или иным социальным группам или  возможного их объединения по признаку такой принадлежности. Бесспорно, обеспечение  достойной жизни и свободного развития человека — важнейшая характеристика социального государства, но его  деятельность не ограничивается только этим. Да и многие положения о  социальных отношениях, в том числе  об отношениях различных групп населения, при характеристике социальной системы общества в Конституции РФ отсутствуют.

Прежде всего, это относится  к норме о социальной солидарности в обществе, о сотрудничестве различных  слоев населения. Такие положения  имеются в основных законах развитых стран (Италия), развивающихся (Египет), посттоталитарных (Чехия)1.

Идея социальной солидарности как  образа жизни в новом обществе призвана указать ориентацию для  развития социальных отношений в  России, формирования их нового характера. Не исключается признание противоречий в обществе (поскольку оно остается асимметричным), но положен конец  идеям непримиримой, разрушительной классовой борьбы и диктатуры, отвергнутым  человечеством.

Основой социального государства  являются не идеи классовой борьбы и ликвидации определенных классов  и слоев, не ведущая роль одного класса, а социальное партнерство, сотрудничество различных слоев общества в целях  прогресса страны на основе принципов, установленных Конституцией. При  этом социальное государство должно лишь создавать условия для сотрудничества, а не становиться на чью - то сторону, в противном случае оно превратится  в классовое государство.

В России о социальном партнерстве  заговорили только с конца 1991 года, когда относительно медленное реформирование экономики в рамках прежнего типа политической власти (1985-1991 г.г.) сменилось  интенсивными «шоковыми» преобразованиями.

Уже 15 ноября 1991 года за № 212 Президентом  Российской Федерации был подписан Указ «О социальном партнерстве и  разрешении трудовых споров (конфликтов)»1. Позднее, 24 января 1992 года за № 45 вышел  Указ Президента «О создании Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений». На базе этого Указа и соответствующего постановления Правительства от 20 февраля 1992 года № 103 в 1992 году была образована Российская трехсторонняя комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений, куда вошли представители  Правительства, профсоюзов и предпринимателей.

Принятые позднее Закон Российской Федерации «О коллективных договорах  и соглашениях» (11 марта 1992 г.) и дополнения к нему (24 ноября 1995 г.)3, Федеральные  законы «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (23 ноября 1995 г.)4, «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (8 декабря 1995 г.) , а также постановление  Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. № 468 «О службе по урегулированию коллективных споров»6 восполнили существующие пробелы  в правовой базе социального партнерства.

В 1995 - 2000 г.г. законы о социальном партнерстве  были приняты в ряде субъектов  Российской Федерации (Свердловской, Вологодской, Омской, Мурманской областях, Ставропольском, Краснодарском краях, городе Москве, Республике Мордовия и ряде других).

В настоящее время Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 20017 года включает в себя целый раздел под названием «Социальное партнерство  в сфере труда», в котором содержатся нормы, закрепляющие понятие и основные принципы социального партнерства, стороны, систему и формы социального  партнерства, ответственность сторон социального партнерства.

Можно смело утверждать, что социальное партнерство в России существует. Но по существу процессы, развивающиеся  сегодня в России под флагом социального  партнерства, существенно отличаются от тех, которые декларируются и  пропагандируются.

В России достаточно отчетливо прослеживается формирование модели социального партнерства, основу которой составляет идеология  классового мира и совпадения интересов  наемных работников и работодателей.

В условиях общей рыночной ориентации общественного развития происходит формирование нового типа трудовых отношений - трехстороннего социального партнерства  и соответствующих механизмов разрешения социально-трудовых конфликтов.

Мировое сообщество уже убедилось (в том числе предприниматели  на практике), что излишняя эксплуатация рабочей силы (физической и интеллектуальной) дает худший вариант, чем так называемый метод человеческих отношений. В  то же время излишние притязания работников, выходящие за пределы возможностей общества в целом и конкретного  предприятия, не принесут положительных  результатов.

Именно социальное партнерство  призвано находить необходимую меру, и такие отношения важно воспитывать, в том числе конституционными средствами1.

Надо исходить из того, что в  России, как социальном государстве, экономические отношения строятся на социальном партнерстве между  человеком и государством, работником и работодателем, производителем и  потребителем. Это будет означать признание целесообразности создания механизмов трехстороннего социального  партнерства, основанного на заключении соглашений между государственными органами, представителями собственников  и профсоюзами. Конституция такого государства должна возложить на государство обязанность социально  обеспечивать развитие рыночного механизма, защищать интересы трудящихся, регулировать разрешение споров между участниками  хозяйственной жизни.

Вместе с тем, как отмечает В.Е. Чиркин, в российском асимметричном  обществе с его множеством социальных, профессиональных, национальных и т.д. групп населения социальное партнерство  по объективным причинам возможно только до определенных пределов, его участники  наряду с совпадающими общими интересами имеют различные, а то и противоположные  интересы1. И если отдельные индивиды (женщины, инвалиды, пенсионеры и т.д.) начнут объединяться с целью заставить государство учитывать их интересы в большей мере, а значит за счет других, то такое противоборство различных слоев населения приведет к анархии и распаду общества.

Информация о работе Признаки социального государства