Признаки социального государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 08:58, реферат

Описание работы

Социальное государство — это более высокая ступень государственности. Если исходить из термина, то его можно определить как государство, служащее интересам общества. Пожалуй, на сегодняшний день Скандинавские страны более чем другие воплощают на практике модель государства, о котором идет речь.

Работа содержит 1 файл

Реферат по концепциям социального гос-ва.docx

— 140.33 Кб (Скачать)

Социальное государство — это  более высокая ступень государственности. Если исходить из термина, то его можно  определить как государство, служащее интересам общества. Пожалуй, на сегодняшний  день Скандинавские страны более  чем другие воплощают на практике модель государства, о котором идет речь.

Признаки социального государства. Первое, что приходит на ум рядовому гражданину при упоминании термина  «социальное государство», так это  социальная защита неблагополучных  категорий граждан (пенсионеров, инвалидов  и т. д.). Не будем этого отрицать, но все же возразим, что мощная социальная защита возможна лишь тогда, когда имеется  для этого необходимый материальный потенциал. Вот почему в ряду признаков  социального государства на первое место следует поставить те из них, которые касаются граждан, создающих  богатства общества, а именно трудоспособных.

  1. Достойный уровень заработной платы трудоспособных граждан. Именно их трудом содержится государство и общество в целом, поскольку они являются основными налогоплательщиками. Одним словом, чтобы хорошо работать, надо иметь достаточные для этого, прежде всего материальные, стимулы.
  2. Высокий уровень удовлетворения людьми своих потребностей. Многие еще помнят советские времена, когда в карманах у людей были деньги, но на них практически ничего нельзя было купить — пустые полки магазинов, кругом очереди, порой даже за хлебом.

Если речь идет о физиологических  потребностях, то должно быть хорошее  питание (сбалансированное, качественное, достаточное по количеству). Все  мы нуждаемся и в психологическом  комфорте, а следовательно, хорошем  времяпрепровождении как в период отпуска, так и в период между  работой. Немаловажно для каждого  и социальное общение. Есть у нас  и политические потребности, а отсюда вытекает наличие у нас возможностей доводить до сведения власти свои интересы, чаяния и желания. Нельзя сбрасывать со счета потребности духовные, которые  способна реализовать развитая сеть культурных учреждений.

  1. Мощная социальная защита нетрудоспособных слоев населения. Имеются в виду пенсионеры, инвалиды, дети, учащиеся, безработные, переселенцы, беженцы и т. д. Они должны получать пенсии и пособия в таком размере, чтобы не чувствовать себя ущербными членами общества и иметь возможность на достойном уровне удовлетворять свои потребности. При этом следует учитывать, что, например, пенсионеры в прошлом были активными членами общества и сполна вложили свой труд в его процветание.
  2. Хорошая система образования, здравоохранения и других социальных услуг. Образование — важный фактор продвижения личности вперед, здравоохранение — залог ее комфортного существования, удобство дорожного и транспортного обслуживания повышает динамизм личности. Это известно всем. Однако следует обратить внимание и на то, что деятельность в области государственного управления также относится к социальным услугам. Эффективный государственный менеджмент, т. е. осуществляемый в интересах людей, — важная характеристика социального государства.
  3. Минимизация социальных различий. В обществе существуют различные страты, в пределах которых имеются также различия возрастные, половые, профессиональные и др. И тем не менее по социальному положению, т. е. значимости для общества, а отсюда и по положению имущественному, все же резких различий не должно быть. Понятно, что напряженность работы, допустим, министра гораздо выше, чем у большинства работников. Но как бы чувствовал себя тот же министр, если бы в подъезде, где он проживает, никто не убирал? Считается допустимым, если доход высшего и низшего слоев общества различается примерно в шесть раз, но никак не в десятки раз, как это пока имеет место в России.
  4. Реализация социальной справедливости. Социальную справедливость в упрощенном варианте можно определить, как соответствие того, что человек дает обществу, тому, что он от него получает. Много копий сломано на этот счет. Однако большинство согласятся с тем, что вряд ли справедливо, когда значительные богатства, накопленные многолетним трудом всего российского народа, вдруг в одночасье оказались в руках расторопных дельцов — олигархов. Или разница в заработной плате рядового рабочего и директора предприятия в сто и более раз, что совсем не свидетельствует о социальной справедливости.
  5. Мирное разрешение социальных конфликтов. Конечно, желательно до конфликтов все же не допускать, И тем не менее совсем избегать их не удается. Например, большое число фермеров США и Европы в течение многих лет выращивали продукцию для России (зерно, кур, цветы и др.). Однако Россия в последнее время по многим позициям отказывается от экспорта. Фермеры зарубежных стран проявляют недовольство и склонны бастовать. Правительства этих стран вынуждены рассматривать вопрос о выделении им субсидий, что, понятно, сразу может отразиться на других слоях населения. Однако это все же лучший вариант разрешения социального конфликта, нежели битье витрин или блокирование железных или автомобильных дорог возмущенными фермерами.
  6. Воплощение в жизнь нравственных предписаний общества. Благотворительность, милосердие, альтруизм и другие явления бескорыстной помощи людей друг другу становятся нормой жизни, а не экзотическим явлением, не говоря уже о неукоснительном и привычном соблюдении всеми норм морали в своем поведении.

Социальное государство — это  государство благосостоятельных людей, в котором формальное равенство  граждан постепенно становится равенством фактическим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правовое государство: понятие и основные признаки.

Особенности гражданского общества.

 

 

    

Выполнила

Научный руководитель:

студентка 3 курса

Ст.преподаватель

факультета ГМУ

Кафедры права СМИУ,

группы 133

к.ю.н.

заочного отделения

Спирин М.Ю.

Доронина Е.В.

 

 

    

 
 
 

 

                                     Самара                                    

2002

Содержание

     Введение.

     Глава 1. Правовое  государство.

     § 1.   Развитие концепции правового государства.

     § 2.   Основные черты правового государства.

     § 3.   Формирование правового государства в России.

     Глава 2. Гражданское общество и правовое государство.

     § 1.   Характеристика и понятие гражданского общества.

     § 2.   Основные тенденции и перспективы развития

права и государства в современном  гражданском обществе.

     Глава 3. Государство правовое и социальное.

     § 1.   Формирование идеи социальной государственности.

     § 2.   Признаки социального государства.

     § 3.   Является ли Россия социальным государством.

     Заключение.

    

    

     Введение

Размышление о социальных институтах всегда включает прогнозы об их будущем.

И эти прогнозы – неважно, сбываются  они или нет - как импульсы из будущего

организуют настоящее: подвигают на политические действия, даже влияют на

оценки и переоценки прошлого. Связь  времен - реальная вещь. Но эти прогнозы

имеют разный характер, особенно когда  касаются таких социальных институтов,

как государство и право. В одних прогнозах государство и право должны

отмирать при определенных условиях (при построении коммунистического

общества). В других - они вечны, т.к. преподнесены человечеству богом. В

третьих - одному из конкретных государств предназначалось быть

«тысячелетним рейхом», хотя просуществовало это государство всего двенадцать

лет. В концепциях, ведущих свое происхождение от утверждений Платона,

государство, возникнув первоначально  как «совершенное» и представляя  собой

живой организм, постепенно вырождается, разрушается (точно так же, как  это

происходит с живым организмом).

И в концепции известного современного социолога Фукуямы либерально-

демократическое государство - это  венец политико-правового творения

человечества, «лучше, как говорится, не придумать». И, следовательно, надо

законсервировать это детище либеральной  идеологии и практики на века,

пользуясь, разумеется, благами, которые  дает обществу такое государство.

Эти и другие концепции (анархические, эсхатологические и т. д.) вытекают

органично из различного понимания  государства и права, предписывают и

современной теории государства и  права заглянуть за горизонты  государства и

права. Что может эта теория сказать  о судьбе предмета своих научных

интересов?

Ответу на этот и другие сходные  вопросы и посвящена данная работа. Ее цель –

изучение основных идей правового  государства, его понятия и основных

признаков, а также особенностей гражданского общества. Для раскрытия

вышеназванных тем будут последовательно  рассмотрены следующие задачи:

развитие концепции, основные черты  правового государства и его  формирование в

России; характеристика гражданского общества и основные этапы, тенденции  и

перспективы развития права и государства  в гражданском обществе; сравнение

правового государства с социальным.

     Глава 1. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО.

             § 1.   Развитие концепции  правового государства            

Государство и право теснейшим  образом связаны друг с другом. Государство

использует право во всех сферах своей деятельности, в свою очередь  правые

нормы всегда санкционируются государством. Но правовое государство — это

совсем особый тип взаимоотношений  права и государства.

    

п.1.1.   Античные философы о правовом государстве

 

Первые представления о правовом государстве как об определенном

государственном устройстве, осуществляющем свою деятельность на основе

закона, стали формироваться еще  в Древнем мире. Значительное влияние  на

формирование теоретических представлений, а затем и практики правовой

государственности, оказали политико-правовые идеи и институты Древней Греции

и Рима, античный опыт демократии. Идею единения силы и права в организации

Афинского государства на демократических началах проводил в своих реформах

уже в VI в. до н. э. древнегреческий  архонт Солон, один из знаменитых семи

греческих мудрецов.

Главное направление поиска таких мыслителей античности, как Сократ,

Демокрит, Платон, Аристотель и др., связано со стремлением к более

совершенным и справедливым формам общественной жизни. Античные философы

последовательно отстаивали мысль  о том, что государственность  вообще возможна

лишь там, где господствуют справедливые законы. Они старались найти такое

взаимодействие между правом и  государственной властью, которое  бы

обеспечивало гармоничное функционирование общества и при котором закон

общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.

Самое раннее из дошедших до нас определений  государства как правового

сообщества принадлежит Цицерону. В своем труде «О государстве» он писал о

том, что государство (res publica) есть дело народа как «соединения многих

людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью

интересов»[1] .

Таким образом, ряд идей правовой государственности  появился уже в античном

мире, а теоретически развитые концепции  и доктрины правового государства  были

сформулированы уже в условиях перехода от феодализма к капитализму  и

возникновения нового социально-политического строя.

     п.1.2.   Идеи правового государства в XVIII-XIX вв.

В период буржуазных революций возникают  новые подходы к идее правового

государства. В борьбе с абсолютизмом рождается идея правовой организации

государственной жизни, исключающей  монополизацию власти в руках одного лица

или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом,

обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.

Значительный вклад в теорию правового государства в этот период внесли Г.

Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Вольтер, П.

Гольбах, Т. Джефферсон и другие видные мыслители XVIII—XIX вв. С их именами

связана разработка нескольких важных идей: естественных прав человека,

народного суверенитета, разделения властей.

Размышляя о пределах государственной власти, Д.Локк, например, среди

неотчуждаемых прав особо выделяет собственность, свободу мнений. Любое

покушение на право собственности (лишение части собственности, повышение

налогов) рассматривается Локком как  проявление деспотизма. Чтобы не допустить

злоупотребления властей, он предлагает не соединять законодательную и

исполнительную власть и подчинить  законодателей действию ими же созданных

законов, осуществляемых исполнительной властью. Другим средством от произвола,

по Локку, является законность. «Ни  для одного человека, находящегося в

гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого

общества»[2].

Наконец, Локк решительно отстаивает и право народа на разрыв соглашения с

правительством, и право на восстание  для восстановления попранной свободы.

Однако восстание не должно быть актом меньшинства.

С именем Монтескье связано детальное  обоснование принципа разделения властей

и идеи правления законов, а не людей. Согласно Монтескье, главная цель

государства — примирять противоречия, возникающие между людьми в обществе, и

разрешать споры между частными лицами правовым путем, используя силу, если

кто-то не пожелает подчиняться правопорядку.

Понимание права у Монтескье  направлено против абсолютистских юридических

доктрин. Он первый во Франции стал разрабатывать систему светских правовых

взглядов, противопоставляя феодальному  произволу естественное право и  идеалы

Просвещения.

На качественно новую ступень  обоснование идеала правового государства было

поднято в теории родоначальника классической немецкой философии Иммануила

Канта (1724-1804 гг.). Согласно знаменитому  определению государства,

сформулированному Кантом в «Метафизике  нравов», оно представляет собой

«объединение множества людей, подчиненных правовым законам»

[3]. Хотя Кант не употреблял еще термина «правовое государство», он

использовал такие близкие по смыслу понятия, как «правовое гражданское

общество», «прочное в правовом отношении  государственное устройство»,

«гражданско-правовое состояние». Особенность  кантовского определения

заключалась в том, что конститутивным признаком государства здесь  было названо

верховенство правового закона. Его основополагающие идеи о роли государства

базировались на представлении  о том, что, каждый человек является абсолютной

ценностью; никто не может рассматриваться в качестве средства или орудия для

выполнения хотя бы и самых благороднейших планов. Все то, что ограничивает

произвол одного по отношению к  другому на основе категорического  императива, по

Канту, и есть право. Государство, по Канту не должно опекать подданных,

посягать на их самостоятельность  в обеспечении себе средств к  существованию.

Попытки власти регламентировать каждый шаг подданных он рассматривал как

деспотию. Цель государства — торжество  права. Оно должно руководствоваться

правом, если не хочет потерять доверие  граждан.

Народу, согласно Канту, принадлежит  законодательная власть. Исполнительная

власть подчинена законодательной. Судебная власть назначается

исполнительной. Тем самым должно обеспечиваться равновесие властей, а не

просто их разделение.

Под влиянием идей Канта в Германии сформировалось представительное

направление, сторонники которого сосредоточили  свое внимание на разработке

Информация о работе Признаки социального государства