Проблемы управления государственным долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 22:45, реферат

Описание работы

Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств

Содержание

Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Исторический аспект реструктуризации внешнего долга России…………..4
2. Проблемы эффективного управления государственным долгом…………...9
3. Пути совершенствования системы управления государственным долгом.15
Заключение……………………………………………………………………...23
Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 47.52 Кб (Скачать)

     - списание 100% внешнего долга бывшего  СССР;

     - частичная реструктуризация внешнего  долга Российской Федерации с  полным выполнением обязательств  только по евробондам при рефинансировании  задолженности МВФ;

     - по реструктурируемой части российского долга льготный период - 10 лет, общий срок погашения - не менее 30 лет.

     По  оценкам только достижение договоренности на названных условиях позволит удержать расходы по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга в  пределах 3 - 5 млрд. долл. в год. Не исключено, что страны - члены Парижского клуба  отвергнут предложения, сделав упор, например, на необходимость строгого соблюдения принципа сопоставимости условий реструктуризации задолженности перед различными категориями кредиторов. Несмотря на негативные последствия, связанные с закрытием доступа на международные финансовые рынки на более длительный срок, необходимо все же пойти на такую реструктуризацию при сохранении оптимальных размеров выплат, о которых говорилось выше.

     Одновременно  нужно принять меры по совершенствованию  системы управления государственным  внешним долгом, имея в виду создание организационных и юридических  предпосылок применения инструментов активного управления внешним долгом, включая выкуп долга, операции своп (долг/долг, долг/акции, долг/экспорт, долг/ ресурсы), призванных уменьшить основную сумму долга и как следствие  сократить процентные платежи.

     В настоящее время одним из главных  направлений в решении проблемы долга должен стать вопрос о списании долга СССР. Списание долга практикуется главным образом в отношении  беднейших стран, имеющих "критические" показатели задолженности.

     На  практике были прецеденты, когда в 1992 г. было списано 50% чистой приведенной  стоимости задолженности Польши и Египта, хотя эти страны относились к государствам со средним уровнем  доходов (беднейшим из них). В результате внешний долг Польши сократился с 30 млрд. до 15 млрд. долл., а Египта - с 25 млрд. до 12,5 млрд. долл. Списание долгов Польше и Египту было обусловлено, прежде всего, политическими соображениями ведущих стран Запада (в случае Польши - успешное проведение рыночных реформ в первой стране бывшего советского блока; в случае Египта - заключение мира с Израилем).

     Кроме того, сокращение коммерческого долга (перед Лондонским клубом) практиковалось для Мексики (февраль 1990 г.), Коста-Рики (май 1990 г.), Венесуэлы (август 1990 г.). При  этом предполагался обмен старых долгов на новые долговые обязательства  со скидкой или с понижением процентных ставок.

     Необходимой предпосылкой обеспечения максимально  благоприятных условий урегулирования внешнего долга является создание убедительной программы действий, ориентированной  на продолжение и ускорение рыночных реформ в России, улучшение инвестиционного  климата, укрепление демократических  институтов. Обязательное требование - одобрение ее всеми ветвями власти, национальное согласие относительно ее основного содержания. Реализация программы должна содействовать восстановлению платежеспособности страны на базе возобновления экономического роста как условия укрепления доверия кредиторов и инвесторов.

     Программа должна состоять из двух ключевых частей:

     1. Перспективный бюджет, в котором  на период 3-5 лет предусматривался  бы первичный профицит 3-4% ВВП. Такой бюджет демонстрировал бы твердое намерение правительства рассчитываться по долгам. Это - необходимое условие восстановления доверия к стране как заемщику. Затем могли бы последовать возобновление внешнего кредитования, возврат России на мировые рынки капитала и увеличение притока прямых инвестиций.

     2. План структурных реформ, включающий меры по улучшению инвестиционного климата, реструктуризации предприятий, а также реформы в социальной сфере - в трудовых отношениях, жилищно-коммунальном хозяйстве образовании, здравоохранении пенсионном обеспечении, системе социальной защиты, которые позволили бы повысить эффективность использования инвестируемых средств, уменьшить обязательства государства и тем самым создать реальные предпосылки для снижения налогов и повышения деловой активности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе  любого государства. Это объясняется  тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние  на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного  климата, структуру потребления  и развития международного сотрудничества государств.

     Государственный долг - обязательства, возникающие из государственных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с  видами долговых обязательств, установленными Бюджетным Кодексом, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным  образованием.

     Государственный долг России возникает прежде всего в результате государственных заимствований России.

     Проблема  государственного долга относится  к числу тех ключевых проблем, которыми активно занимаются органы государственного регулирования любой  рыночной экономики и от эффективности решения которых не в последнюю очередь зависит экономический рост страны. Управление государственным долгом является важнейшим направлением бюджетной политики государства.

     Опыт  развитых стран свидетельствует, что  использование государственного долга  позволяет правительству решать следующие задачи:

     - привлекать в бюджет дополнительные  денежные средства, необходимые  для решения стоящих перед  страной социально-экономических  задач;

     - воздействовать на важнейшие  макроэкономические показатели  и конъюнктуру финансового рынка;

     - обеспечивать кредитные организации  ликвидными финансовыми инструментами  с «нулевым» риском;

     - использовать привлеченные средства  для рефинансирования государственного долга;

     - покрывать кассовые разрывы, возникающие  при исполнении бюджета.

Информация о работе Проблемы управления государственным долгом