Роль Федерального казначейства в исполнении бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – ответить на вопрос, почему необходимо именно казначейское исполнение федерального бюджета в Российской Федерации, что оно собой представляет и определить роль Федерального казначейства в бюджетном процессе, каковы перспективы Федерального казначейства в Российской Федерации.

Содержание

Введение………………………………………………….………………………..3

Глава 1. Основы казначейского исполнения бюджета

1.1. История казначейской системы исполнения бюджета…………………….5

1.2. Организационная структура Федерального казначейства ……………..7

1.3. Функции Федерального казначейства ……………………………….……8

1.4. Задачи Федерального казначейства………………………………………9

1.5. Отличия и преимущества казначейской системы исполнения бюджета от банковской системы………………………………………………………..…....10

1.6. Единый казначейский счет…………………………………………………11

Глава 2. Федеральное казначейство и его роль в исполнении федерального бюджета………………………………………………………………………….14

2.1. Порядок исполнения федерального бюджета по доходам ………………15

2.2. Порядок исполнения федерального бюджета по расходам …………….19

Глава 3. Итоги работы и перспективы деятельности Федерального казначейства в Российской Федерации

3.1. Итоги работы Федерального казначейства за 2010 год………………….26

3.2. Перспективы деятельности Федерального казначейства в Российской Федерации………………………………………………………………………..27

Заключение……………………………………………………………………….35

Список использованной литературы…………………………………………...37

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по бюджету.doc

— 165.50 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение………………………………………………….………………………..3

Глава 1. Основы казначейского исполнения бюджета

1.1. История казначейской системы исполнения бюджета…………………….5

1.2. Организационная структура Федерального казначейства ……………..7

1.3. Функции Федерального казначейства ……………………………….……8

1.4. Задачи Федерального казначейства………………………………………9

1.5. Отличия и преимущества казначейской системы исполнения бюджета от банковской системы………………………………………………………..…....10

1.6. Единый казначейский счет…………………………………………………11

Глава 2. Федеральное казначейство и его роль в исполнении федерального бюджета………………………………………………………………………….14

2.1. Порядок исполнения федерального бюджета по доходам ………………15

2.2. Порядок исполнения федерального бюджета по расходам …………….19

Глава 3. Итоги работы и перспективы деятельности Федерального казначейства в Российской Федерации

3.1. Итоги работы Федерального казначейства за 2010 год………………….26

3.2. Перспективы деятельности Федерального казначейства в Российской Федерации………………………………………………………………………..27

Заключение……………………………………………………………………….35 

Список использованной литературы…………………………………………...37

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

По мере перехода Российской экономики к рыночным отношениям все большее значение приобретает рациональное управление государственными финансами.

Федеральный бюджет - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.

Международный опыт и практика функционирования отечественной финансовой системы помогли принять практически безальтернативное решение об организации в Минфине Российской Федерации системы органов федерального казначейства, и переводе федерального бюджета на казначейскую систему исполнения, как первого и основного этапа по установлению контроля Правительства Российской Федерации за государственными финансами.

Основная цель системы казначейского исполнения бюджета – это введение системы жесткого предварительного контроля за расходованием бюджетных средств. Указанная цель достигается за счет расходования средств с единого бюджетного счета через систему открытых в казначействе лицевых счетов бюджетных учреждений. Это позволяет расходовать бюджетные средства строго в соответствии с утвержденными сметами бюджетных учреждений и учитывать все проводки по лицевым счетам в единой базе данных.

Система казначейского исполнения бюджета обеспечивает всеобъемлющее решение задачи учета движения бюджетных средств, т.к. лицевые счета бюджетополучателей открыты в казначействе. Казначейство позволяет аккумулировать информацию о всех производимых за счет бюджетных средств платежах, а также дает возможность проверять платежные и другие документы, подтверждающие необходимость расходования средств, до момента совершения платежа.

Актуальность темы обусловлена тем, что реализуемый казначейский контроль является эффективным средством обеспечения их целевого использования, а так же позволяет не только выявить нарушителей финансовой дисциплины, но и предотвратить эти нарушения.

Объектом курсовой работы является Федеральное казначейство, а предметом – его роль в исполнении бюджетов Российской Федерации.

Цель данной курсовой работы – ответить на вопрос, почему необходимо именно казначейское исполнение федерального бюджета в Российской Федерации, что оно собой представляет и определить роль Федерального казначейства в бюджетном процессе, каковы перспективы Федерального казначейства в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- Изучить историю казначейской системы исполнения бюджета;

- Проанализировать структуру Федерального казначейства, его функции и задачи;

- Определить отличия и преимущества казначейской системы исполнения бюджета от банковской системы;

- Рассмотреть роль казначейства в исполнении федерального бюджета;

- Подвести итоги работы и рассмотреть перспективы деятельности Федерального казначейства в Российской Федерации.

В первой главе курсовой работы рассмотрены: история казначейской системы, организационная структура, функции и задачи Федерального казначейства, единый казначейский счет, а также отличия и преимущества казначейской системы исполнения бюджета от банковской системы.

Во второй главе курсовой работы рассмотрена роль Федерального казначейства в исполнении федерального бюджета по доходам и расходам.

В третьей главе рассмотрены итоги работы и перспективы деятельности Федерального казначейства в Российской Федерации.

 

Глава 1. Основы казначейского исполнения бюджета

 

1.1. История казначейской системы исполнения бюджета

Создание казначейской системы в России началось в январе 1993 г. В соответствии с Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 и на основании постановления Правительства России от 27 августа 1993 г. № 864 Федеральное казначейство организовывалось как структура Министерства финансов РФ. Оно было создано в целях проведения более эффективной государственной бюджетной политики, управления доходами и расходами федерального бюджета, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств.

Казначейская система существовала еще в царской России. В 1796 г., в период правления Павла I, впервые была учреждена должность государственного казначея. Государственным казначеем был назначен Алексей Иванович Васильев. Он являлся исполнителем государственной росписи и контролировал движение денежных сумм. Министр финансов в конце каждого года составлял роспись доходов и расходов и отсылал в Государственное казначейство для исполнения.

В 1821 г. впервые был учрежден Департамент государственного казначейства, которому были подчинены все казначеи с их функциями. В 1900 г. в России насчитывалось 728 уездных казначейств. Они состояли в ведомстве Департамента государственного казначейства и подчинялись казенным палатам. К 1917 г. Департамент государственного казначейства выполнял много разных функций: устанавливал бюджет для каждого уезда; ведал рассылкой окладных листов, взысканием штрафов и недоимок; выдачей пенсий и пособий; выдачей кормовых денег арестантам; земским сбором и др.

После 1917 г. было принято решение осуществлять все бюджетные расходы через Народный банк. Департамент государственного казначейства и его местные органы были присоединены к учреждениям Народного банка. Этот процесс завершился в 1926 г. С того времени и вплоть до конца 90-х гг. в России фактически существовала банковская система исполнения бюджета.

В условиях административно-командной экономики не было принципиальной разницы, каким образом осуществлялось исполнение бюджета, поскольку все банки были государственными. Государственными были и те средства, которые проходили через них.

Ситуация изменилась лишь в начале 90-х гг., когда наряду с Центральным (государственным) банком стали возникать коммерческие банки. Поскольку не было соответствующего законодательства, реальных органов, контролирующих движение бюджетных средств, и не была отлажена система учета бюджетных средств, исполнение бюджета осуществлялось по-старому, через банковскую систему. Но наряду с Центральным банком уже реально функционировали коммерческие банки, через которые также двигались бюджетные деньги.

Действовала такая схема: суммы бюджетного финансирования поступали на счета главных распорядителей, т.е. министерств и ведомств и далее перераспределялись с помощью коммерческих банков. При этом Минфин РФ как главный распорядитель бюджетных ассигнований был лишен возможности контролировать прохождение и нулевое использование этих средств. Само прохождение денег по счетам коммерческих банков значительно удлиняло пробег бюджетных средств до конечных получателей. Коммерческим банкам было выгодно прокручивать эти деньги, играть на рынке государственных пенных бумаг, пополнять кредитные ресурсы за счет этих средств. Поэтому, с одной стороны, постоянно рос средний уровень остатков бюджетных средств на счетах коммерческих банков, а, с другой стороны, широкое распространение получили задержки выплаты заработной платы бюджетникам, невыплаты пенсий, пособий. Все это приводило к росту социальной напряженности в обществе и одновременно ослаблению контроля за целевым использованием бюджетных средств.

Поэтому было решено вновь перейти к казначейской системе исполнения бюджета. После Указа Президента РФ 1992 г. и Постановления Правительства РФ от 27 августа 1993 г. началась работа по переходу на казначейскую систему исполнения бюджета. [№2, стр. 343-344]

 

1.2. Организационная структура Федерального казначейства

Федеральное казначейство — это система органов федерального казначейства, находящаяся в подчинении Министерства финансов РФ. Его структура является трехуровневой.

Первый уровень — Главное управление федерального казначейства (ГУФК). Начальник ГУФК назначается и освобождается от должности Правительством РФ по представлению министра финансов РФ, по должности он является заместителем министра финансов.

Второй уровень — территориальные управления федерального казначейства (УФК) по республикам, краям, областям, автономным округам, юродам Москве и Санкт-Петербургу. Руководители территориальных УФК назначаются и освобождаются от должности министром финансов но представлению начальника ГУФК.

Третий уровень — территориальные отделения федерального казначейства на местах (ОФК) — по городам (за исключением городов районного подчинения). Руководители ОФК назначаются и освобождаются от должности начальниками вышестоящих органов по субъектам РФ.

Формирование территориальных УФК началось с 1994 г. Они сначала в порядке эксперимента, а затем на постоянной основе стали вести учет и распределение федеральных доходов. По состоянию на 1 января 2001 г. органы Федерального казначейства функционировали в 88 субъектах РФ. В марте 2001 г. в последнем субъекте РФ — Республике Татарстан было открыто УФК. Таким образом, к 2002 г. УФК были открыты во всех субъектах РФ. Были также созданы 2239 ОФК. [№2, стр. 344-345]

 

1.3. Функции Федерального казначейства

Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ выполняет следующие функции:

• осуществляет сводный учет доходов и расходов федерального бюджета;

• управляет движением средств на счетах казначейства;

• доводит информацию о результатах исполнения федерального бюджета до вышестоящих исполнительных и законодательных органов власти;

• осуществляет руководство работой нижестоящих органов казначейства, получает от них оперативную информацию и отчетные данные о доходах и средствах федерального бюджета;

• ведет сводный реестр распорядителей средств федерального бюджета;

• обеспечивает исполнение нижестоящими органами казначейства бюджета в соответствии с действующим законодательством;

• организует распределение в установленных размерах доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, а также передачу в местные бюджеты отчислений от поступлений по государственным налогам и доходам;

• организует и осуществляет краткосрочное прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета.

Основной функцией Управлений Федерального казначейства по республикам, краям, областям и т.п. является обеспечение через нижестоящие органы казначейства исполнения всех решений о формировании доходной части и расходовании средств федерального бюджета.

Основными функциями Отделений Федерального казначейства по городам (кроме городов районного подчинения), районам и районам в городах являются следующие:

• формирование доходной части федерального бюджета на соответствующей территории;

• обеспечение целевого финансирования расходов по бюджетополучателям;

• ведение учета операций по движению средств на счетах казначейства;

• представление вышестоящим органам казначейства информации об исполнении федерального бюджета. [№2, стр. 345-346]

 

1.4. Задачи Федерального казначейства

В целом Федеральное Казначейство РФ создано для решения следующих задач:

1. Организация, осуществление и контроль за исполнением бюджетов различных уровней, управление доходами и расходами на счетах казначейства исходя из принципа единства кассы.

2. Регулирование финансовых отношений между бюджетами, осуществление контроля за поступлением и использованием внебюджетных средств.

3. Сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, предоставление высшим законодательным и исполнительным органам власти и управления отчетности о финансовых операциях, о государственных внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы в целом.

4. Управление и обслуживание совместно с Банком России и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ.

5. Размещение на возвратной и платной основе государственных финансовых ресурсов.

6. Разработка методологических и инструктивных материалов о порядке ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, обязательных для органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций.

7.Ведение операций по учету государственной казны РФ. [№2, стр. 346]

 

1.5. Отличия и преимущества казначейской системы исполнения бюджета от банковской системы

Информация о работе Роль Федерального казначейства в исполнении бюджета