Роль Федерального казначейства в исполнении бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – ответить на вопрос, почему необходимо именно казначейское исполнение федерального бюджета в Российской Федерации, что оно собой представляет и определить роль Федерального казначейства в бюджетном процессе, каковы перспективы Федерального казначейства в Российской Федерации.

Содержание

Введение………………………………………………….………………………..3

Глава 1. Основы казначейского исполнения бюджета

1.1. История казначейской системы исполнения бюджета…………………….5

1.2. Организационная структура Федерального казначейства ……………..7

1.3. Функции Федерального казначейства ……………………………….……8

1.4. Задачи Федерального казначейства………………………………………9

1.5. Отличия и преимущества казначейской системы исполнения бюджета от банковской системы………………………………………………………..…....10

1.6. Единый казначейский счет…………………………………………………11

Глава 2. Федеральное казначейство и его роль в исполнении федерального бюджета………………………………………………………………………….14

2.1. Порядок исполнения федерального бюджета по доходам ………………15

2.2. Порядок исполнения федерального бюджета по расходам …………….19

Глава 3. Итоги работы и перспективы деятельности Федерального казначейства в Российской Федерации

3.1. Итоги работы Федерального казначейства за 2010 год………………….26

3.2. Перспективы деятельности Федерального казначейства в Российской Федерации………………………………………………………………………..27

Заключение……………………………………………………………………….35

Список использованной литературы…………………………………………...37

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по бюджету.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Итоги работы и перспективы деятельности Федерального казначейства в Российской Федерации

 

3.1. Итоги работы Федерального казначейства за 2010 год

Общероссийский официальный сайт.

Важным итогом прошедшего года является внедрение в эксплуатацию Общероссийский официальный сайт (ООС) по осуществлению закупок для государственных и муниципальных нужд. Вместе с Минфином России и Минэкономразвития России Федеральное казначейство совершило существенный прорыв в сфере электронных, телекоммуникационных технологий, и на сегодня почти 25 тыс. бюджетов всех уровней Российской Федерации интегрировано в работу этого сайта, на нем работает около полумиллиона пользователей.

Федеральное казначейство очень четко просчитывало все риски его внедрения, поскольку сложность этого проекта заключалась в том, что он был межведомственным. Очень непросто шли согласования соответствующих нормативных документов, поэтому Федеральное казначейство старалось страховать систему от всех возможных рисков и благодаря этому в самый значимый период внедрения (январь и часть февраля 2011 года) ему пришлось стать органом, сопровождающим ООС, быть первой и второй линиями технической поддержки.

Автоматизация бюджетного процесса.

По результатам проведенной работы можно констатировать: в основном завершен переход к электронному документообороту не только со всеми ГРБС, которые обслуживаются у нас в открытой базе, но и в целом с получателями бюджетных средств, их охват электронным документооборотом составляет около 80 %. Результатом этой работы явились точность, оперативность, обратная связь и, что особенно важно в свете антикоррупционной борьбы в нашей стране, — деперсонификация общения с клиентами и возможность дистанционного контроля за проводимыми расходами.

В плановом порядке осуществлялось внедрение Автоматизированной системы Федерального казначейства (АС ФК): до 1 января 2011 года она охватывала 21 УФК по субъектам Российской Федерации, а уже с 1 января — 45 УФК, то есть больше половины от их количества. Что также немаловажно: Федеральное казначейство внедрило АС ФК в Центральном аппарате и с 2011 года в полном объеме работаем на новом программном обеспечении. До 1 октября текущего года переход на новое прикладное программное обеспечение (ППО) должен быть завершен в полном объеме. [№5]

 

3.2. Перспективы деятельности Федерального казначейства в Российской Федерации

Автоматизация бюджетного процесса.

Говоря о задачах на 2011 год, подробнее остановимся на двух важнейших направлениях: речь идет о расходовании средств федерального бюджета и об управлении ликвидностью счетов федерального бюджета. Ключевая задача 2011 года — внедрение АС ФК. Что касается рекомендаций, которые появились у нас в результате анализа хода внедрения системы в тех управлениях, которые уже работают на этом программном обеспечении, подчеркну, что очень важно сконцентрироваться на двух моментах: корректное ведение федеральных справочников и корректная миграция данных из «старого» в «новое» прикладное программное обеспечение. Анализ технологии миграции бюджетных данных внутри года, а почти 40 УФК в течение этого года должны эту технологию применить, показал: это возможно. За апробацию этого механизма хочу выразить благодарность УФК по Тульской области, которое в 2010 году впервые испытывало внутригодовую миграцию данных, благодаря чему эта технология претерпела существенное изменение, став значительно лучше. Считаю, что повсеместное внедрение АС ФК до 1 октября 2011 года — это, с точки зрения расходов федерального бюджета, наивысший приоритет деятельности Федерального казначейства, и то, как четко, качественно и своевременно этот процесс будет проведен в каждом УФК, станет своего рода тестом на профессиональную зрелость не только его сотрудников, но и в первую очередь руководителей наших территориальных органов.

Внедрение положений Закона № 83-ФЗ.

Еще одна важная задача 2011 года — внедрение положений Федерального закона № 83-ФЗ. Несмотря на то, что соответствующий переходный период будет продолжаться до 1 июля 2012 года, тем не менее, по данным ГРБС, уже в текущем году на обслуживании в Федеральном казначействе появится более 4200 федеральных бюджетных учреждений. И мы предполагаем, что в уже в 2011 году на федеральном уровне будет образовано порядка 200 автономных учреждений (АУ).

В прошлом году в порядке эксперимента Федеральное казначейство уже начало обслуживать автономные учреждения через Казначейство России. Речь идет о переводе на кассовое обслуживание восьми федеральных университетов. Но на сегодняшний день практически все они перешли в банковский сектор, то есть мы утратили соответствующие бюджетные потоки. Необходимо делать все от нас зависящее, чтобы в процессе формирования автономных учреждений предоставлять им тот уровень сервиса, который позволил бы руководству АУ принять решение остаться на кассовом обслуживании в Федеральном казначействе.

Что касается новых бюджетных учреждений, то по их кассовому обслуживанию предполагается проведение эксперимента. На федеральном уровне есть два ГРБС, с которыми принято совместное решение о проведении в порядке эксперимента обслуживания ряда подведомственных им новых бюджетных учреждений начиная с апреля текущего года. Это — Минобрнауки России и Роспотребнадзор. Кроме того, с двумя субъектами РФ, которые находятся у Федерального казначейства на полном кассовом обслуживании, также достигнута договоренность о том, что с 1 июля текущего года в пилотном варианте Федеральное казначейство будем полностью обслуживать их новые бюджетные учреждения. Здесь речь идет об Амурской области и Республике Хакасия.

Задача состоит в том, чтобы к 1 октября 2011 года Федеральное казначейство было готово полностью осуществлять кассовое обслуживание всей совокупности клиентов независимо от их организационно-правовых форм. В следующем году Федеральное казначейство должно будут запустить информационно-справочный интернет-ресурс с базой данных по новым бюджетным учреждениям.

Развитие ООС.

Уточняя текущие задачи по дальнейшему развитию ООС, было бы правильным дифференцировать их раздельно для Центрального аппарата и для территориальных органов Федерального казначейства. Если говорить о текущих задачах Центрального аппарата, то в первую очередь речь идет о развитии сервисов для разных категорий потребителей (например, отдельно для контролирующих, для правоохранительных органов). Важнейшим направлением развития ООС также является его интеграция в создающиеся новые информационные ресурсы (в первую очередь — в Федеральную контрактную систему и в Автоматизированную систему по управлению государственными финансами), постоянный мониторинг функционирования ООС и, как результат этого мониторинга, реализация принципов обратной связи, совершенствование функционала необходимых интерфейсов, модерирование соответствующей площадки на форуме Федерального казначейства, откуда мы тоже черпаем нужную информацию по функционированию данного сайта, пропаганда возможностей ООС для повышения эффективности его функционирования.

Если говорить о текущих задачах территориальных органов в этой сфере, то это в первую очередь работа с бюджетополучателями на всех уровнях по выдаче электронных цифровых подписей (ЭЦП), их регистрация на ООС, методическая, техническая и организационная помощь бюджетополучателям. Мы не отказываемся и от практики предоставления клиентам доступа к ООС в каждом нашем отделении на безвозмездной основе. Среди текущих задач также — работа с муниципалитетами и региональными властями, представителями бизнеса, контролирующими и правоохранительными органами, СМИ, институтами гражданского общества по разъяснению возможностей и преимуществ ООС, мониторинг функционирования сайта и обратная связь, в том числе — контроль за качеством сопровождения и технической поддержки.

В перспективе важным трендом развития ООС должно стать его интегрирование в бюджетный процесс, формирование электронных контрактов, электронных подтверждающих документов, дистанционное электронное санкционирование бюджетных расходов. Этот процесс должен стать частью большой программы модернизации всего сектора государственного управления в стране.

Межрегиональное операционное управление.

Важной стратегической задачей должно стать создание Межрегионального операционного управления Федерального казначейства (МОУ). Создание МОУ обусловлено необходимостью децентрализации и концентрации ряда операционных функций в едином специализированном органе с обеспечением высокого уровня качества обслуживания клиентов. Основные его клиенты — все главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы бюджетных поступлений и источников финансирования дефицита федерального бюджета. Федеральное казначейство предполагаем, что даже отчетность будут сдавать в МОУ как ГРБС, так и финансовые органы субъектов РФ и УФК. Консолидироваться и проверяться она будет там же, далее для осуществления непосредственно централизованных функций она будет передаваться в Центральный аппарат Федерального казначейства. МОУ должно быть развернуто во второй половине текущего года, и все функции в полном объеме, как предполагается, оно возьмет на себя с 1 января 2012 года.

Вертикально-интегрированные сервисы.

Важно вырабатывать и внедрять в практику новые подходы к координации работы Центрального аппарата и территориальных органов Федерального казначейства в расходном блоке. Остановлюсь на новациях, которые мы осуществили в прошлом году. Первая из них — вертикально-интегрированные сервисы. В рамках решения этой задачи, в частности, были реализованы функции по формированию справочника счетов участников бюджетного процесса всех уровней. Его правильное использование и сопровождение дают возможность как судебным органам, так и заявителям, взыскателям, юридическим и физическим лицам четко определить место, время, реквизиты того или иного лицевого счета. Внедрение этого сервиса сразу же привело к существенному уменьшению количества соответствующих обращений и жалоб граждан. Однако они, тем не менее, продолжают поступать, а это говорит о том, что преимущества этого информационного ресурса разъяснены недостаточно, так как в ряде УФК не на должном уровне поставлена работа с исполнительными документами. Считаю, что в этой сфере нам необходимо усилить разъяснительную работу.

Говоря еще о подобных сервисах, хочу привести в пример нашу «электронную библиотеку». Это новый внутренний интернет-ресурс для сотрудников расходного блока Федерального казначейства, созданный в прошедшем году. В ней есть все законодательные, нормативные документы, разъяснения Минфина России, Федерального казначейства, сгруппированные по конкретной тематике, представленные в динамике. Считаю, что нужно более широко пользоваться возможностями «электронной библиотеки» и в перспективе предполагается такой же интернет-контент сделать по другим направлениям деятельности Федерального казначейства.

Использование информационных и телекоммуникационных ресурсов Федерального казначейства.

Еще одна новация во внутриведомственной координации — использование информационных и телекоммуникационных ресурсов и возможностей Федерального казначейства для оптимального сочетания централизованных и децентрализованных действий в решении важнейших задач в сфере государственного управления. В качестве примера могу привести совместную с рядом федеральных органов государственной власти работу по реорганизации их подведомственных учреждений.

Мы активно взаимодействуем с Минфином России, ГРБС и при подготовке соответствующих нормативных документов, и далее, создавая совместные рабочие группы, готовя «дорожные карты» реорганизационных процедур, распределяем, какие функции берет на себя Центральный аппарат Федерального казначейства, а какие — территориальные органы. По высокоскоростному интернет-каналу Федеральное казначейство в режиме реального времени представляло реорганизуемому федеральному органу исполнительной власти информацию о том, что происходит с их подведомственными подразделениями на территории всей страны, регулярно корректируя меры управленческого воздействия совместно с ГРБС и Минфином России. Такой системный подход позволяет решать подобные вопросы эффективно и оперативно.

Краткосрочные бюджетные кредиты.

В рамках подготовленного Министерством финансов Российской Федерации пакета поправок в Бюджетный кодекс РФ предполагается возможность предоставления Федеральным казначейством краткосрочных (до 30 дней) бюджетных кредитов субъектам РФ и муниципальным образованиям на покрытие временного дефицита средств их бюджетов. В случае законодательной поддержки указанных предложений Федеральное казначейство в 2011 году должно выработать соответствующий алгоритм работы и провести его пилотную безденежную апробацию в нескольких субъектах РФ. Предполагается, что основная роль при выдаче таких кредитов будет отводиться руководителям территориальных органов Федерального казначейства в рамках тех бюджетных ограничений, которые для них будут сформулированы в Генеральном договоре. В этом случае все этапы подготовки Федерального казначейства к этому процессу должны быть завершены к 2012 году.

Подводя итог сказанному выше, хотел бы отметить, что стоящие перед расходным блоком Федерального казначейства новые задачи сложны и многообразны. Но при условии эффективного взаимодействия Казначейства России с Минфином России, Центральным банком РФ, иными органами государственной власти и управления на всех уровнях, при активном участии в решении вышеуказанных задач коллективов региональных УФК все они будут успешно и своевременно реализованы. [№5]

Реформа системы бюджетных платежей.

Все вышеозвученное — это планы на ближайшие два года. Что же касается более отдаленной перспективы, то к 2017 году Казначейство России должно превратиться в так называемый бюджетный банк. Это означает, что все многочисленные счета (около 62 тыс.), открытые в расчетно-кассовых центрах (РКЦ) Центробанка России для обслуживания бюджетной системы (региональных и муниципальных госфинансов) должны быть переведены в учетную систему Казначейства России. То есть все платежные операции будут осуществляться через единый счет Федерального казначейства в Центробанке. Работа в данном направлении в плановом порядке будет проводиться до 2017 года. Необходимость в реформировании системы бюджетных платежей прописана в утвержденной Правительством РФ Программе по повышению эффективности бюджетных расходов. Новая система бюджетных платежей будет способствовать эффективности управления государственными финансами, минимизации участников национальной платежной системы, увеличению скорости обращения денежных потоков, удешевлению стоимости финансовых операций. Кроме того, по подсчетам министра финансов РФ, после закрытия РКЦ, в Центробанке можно будет сократить до 20 тыс. сотрудников при общей численности в 71 тыс. (данные из отчета Центробанка за 2009 г.). Казначейство возьмет эти функции на себя, при этом штат ведомства, как того требует указ Президента, будет сокращен на 20 % к 2013 г. [№4]

Информация о работе Роль Федерального казначейства в исполнении бюджета