Роль и значение бюджетной классификации в бюджетном процессе РФ и ее состав

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2011 в 13:42, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие экономической сущности и значения бюджетной классификации. Для этого необходимо определить состав бюджетной классификации, принципы ее построения, и роль бюджетной классификации в бюджетном процессе Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
1. Роль и значение бюджетной классификации в бюджетном процессе РФ 4
2. Состав бюджетной классификации 8
Заключение 14
Литература 16

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 87.50 Кб (Скачать)
n="justify">     • деление бюджетов по территориальным  образованиям (федеральные, региональные, местные: районные, городские,  внутригородских районов, поселковые, сельские), в основе которых лежит признак территориального деления;

     • деление бюджетов по признаку государственности поступления средств как субъектов дохода, которые подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним относятся все доходы от налоговых и неналоговых доходов, внутренних заимствований и добровольных перечислений (пожертвований).

     Классификацию бюджетных расходов можно характеризовать с позиций выполнения государством своих функций перед обществом. Она представляет собой группировку бюджетных расходов любого уровня бюджетной системы по определенным признакам, отражающим направления расходования бюджетных ресурсов на выполнение основных функций государства. К таким признакам можно отнести следующие:

     • иерархию уровня власти или уровень  управления;

     • направленность расходов;

     • экономическое содержание расходов;

     • эффективность расходования средств;

     • территориальность расходов;

     • подведомственность расходов;

     • характер потребностей расходов.

     По  иерархии уровня власти или уровню управления расходы подразделяются на федеральные, региональные и местные. В основу классификации положен признак разделения уровня бюджета и органа власти, отвечающего за его исполнение в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и иными правовыми актами российского законодательства.

     В основу целевой направленности расходов положен признак целевого выделения денежных средств из бюджета соответствующего уровня для обеспечения конкретной сферы деятельности:

     • управление (государственного, регионального, муниципального);

     • оборона и правопорядок (национальная оборона, правоохранительные органы, органы безопасности);

     • социальное обеспечение и здравоохранение;

     • образование и наука;

     • международная деятельность;

     • экономика (промышленность, энергетика, строительство);

     • сельское хозяйство и рыболовство;

     • инфраструктура;

     • жилищно-коммунальное хозяйство;

     • государственные долги и т. д.

     По  экономическому содержанию бюджетные  средства классифицируются на текущие и капитальные. Текущие расходы бюджетов определяют основную часть расходов бюджетных ресурсов, которые обеспечивают текущее функционирование органов власти всех уровней бюджетной системы и бюджетных учреждений. Капитальные расходы бюджетов составляют часть расходов бюджетов, обеспечивающих инновационную и инвестиционную деятельность в соответствии с утвержденной инвестиционной программой.

     По  экономическому эффекту расходы  подразделяются на производительные, непроизводительные и долговые. В основу классификации расходов положен признак, характеризующий вклад денежных средств из бюджета в сферу, которая развивается и дает доход в бюджет или только работает на потребление. Производительные расходы бюджетов — это расходы, идущие на увеличение имущественных достижений государства или на укрепление экономических основ народного хозяйства. К ним относят расходы, идущие на развитие промышленности, энергетики, сельского хозяйства, рыболовства, жилищно-коммунального хозяйства, научные исследования и т. д. Непроизводительные расходы не дают прироста имущественных достояний или не укрепляют экономические основы народного хозяйства. К ним относятся расходы на оборону, культуру, правоохранительную деятельность, безопасность и т. д. Долговые расходы являются негативными с точки зрения их огромного влияния на экономику и социальную сферу деятельности общества. Долги не сами как таковые оказывают негативное влияние на экономику и социальную сферу, а непосредственно через бюджет, уменьшая возможности государства на сумму долга (внешнего и (или) внутреннего).

     По  характеру потребностей в средствах расходы бюджета подразделяются на обыкновенные и чрезвычайные. К обыкновенным расходам относят расходы, которые отвечают постоянным потребностям государства, которые покрываются за счет налоговых поступлений и деятельности предприятий (федеральных, региональных, местных). Чрезвычайные расходы обусловлены случайными и изменчивыми потребностями. Их покрытие обеспечивается за счет продажи имущества, оружия, выпуска денежных знаков, заимствований (внешних, внутренних), введения новых налогов и т. д.

     По  территориальности расходы можно  подразделить на два уровня: внутренние и внешние. К внутренним расходам относят все расходы по обеспечению всех сфер деятельности общества и государства, в том числе погашение внутренних долгов за счет бюджетных средств всех уровней бюджетной системы. К внешним расходам относят расходы на международную деятельность, покрытие внешних долговых обязательств Правительства РФ и правительств субъектов РФ.

     В соответствии с подведомственностью получателей бюджетных средств бюджетные расходы классифицируют поподведомственному признаку на расходы министерств, ведомств, организаций, учреждений, предприятий и т. д.

     Анализ  приведенных признаков классификации расходов бюджетов свидетельствует, что наиболее существенными из них являются признаки целевой направленности и иерархии уровня власти, которые в полной мере позволяют характеризовать расход бюджетных средств любого уровня бюджетной системы.

 

Заключение

 

       В соответствии с бюджетным кодексом РФ бюджетная классификация представляет собой группировку бюджетных доходов и расходов по однородным признакам, расположенным и зашифрованным в установленном порядке.

       Характер  группировок и принципы их построения определяются социально-экономическим содержанием бюджетных доходов и расходов, структурой народного хозяйства и системой управления. Регламентация источников доходов и определение целей бюджетных затрат – обязательное условие функционирования и эффективности всего бюджетного процесса. Это, в частности, достигается группировкой доходов и расходов бюджета на условиях, обеспечивающих возможность объединения ряда отдельных видов поступления и затрат, позволяет осуществлять финансовый контроль в народном хозяйстве и обеспечивать соблюдение бюджетной дисциплины.

       В основе бюджетной классификации  лежит такая группировка показателей, которая дает представление о  социально-экономическом, ведомственном  и территориальном разрезе формирования доходов и направления средств, их составе и структуре. Ясность и четкость группировок – важнейшие требования, предъявляемые к бюджетной классификации.

  1. Умелое использование данных, сгруппированных по элементам бюджетной классификации, позволяет видеть реальную картину движения бюджетных ресурсов и активно влиять на ход экономических и социальных процессов.
  2. Сопоставление плановых и отчетных данных, сравнение и анализ соответствующих показателей дают возможность делать обоснованные выводы и предложения о формировании и использовании бюджетных фондов, сосредоточении основных денежных ресурсов на ключевых направлениях экономического и социального развития.
  3. Детализация, группировка доходов и расходов облегчают проверку включаемых в бюджет данных, сопоставление смет однородных ведомств, учреждений территориальных бюджетов за несколько лет, определение динамики поступлений и удельного веса различных доходов и расходов или степени удовлетворения каких-либо потребностей.
  4. Классификация создает условия для объединения смет и бюджетов в общие своды, облегчает их рассмотрение экономический анализ, упрощает контроль за исполнением бюджета, за полной и своевременной аккумуляцией средств, за использованием их по целевому назначению. Она дает возможность сопоставлять доходы с расходами по отчетам об исполнении бюджета, что способствует соблюдению финансовой дисциплины, экономическому расходу средств, контролю за выполнением финансовых планов.
  5. В условиях самостоятельности всех звеньев бюджетной системы классификация дает основу для единого методологическому подходу к составлению и исполнению всех видов бюджетов, для сравнимости бюджетных показателей в отраслевом и территориальном разрезе.

       Бюджетная классификация обязательна для  всех учреждений и организаций и  строится в соответствии с требованиями, определенными бюджетным законодательством Российской Федерации. 
 
 

 

Литература

 

     1. Бюджетный кодекс Российской Федерации;

     2. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации";

     3. Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В.,  Бюджетная система Российской Федерации: Учебник.- 3-е издание, исправленное и дополненное.- М.: Издательско-торговая корпорация  «Дашков и Ко», 2006;

     4. Финансы. Учебник –3 изд., перераб. и доп. / под ред. проф. В. Г. Князева, проф. В. А. Слепова, – М.: Изд-во МАГИСТР, 2008; 

     5. www.minfin.ru - Официальный сайт Министерства финансов России;

     6. www.ach.gov.ru - Официальный сайт Счетной палаты РФ;

     7. www.budgetrf.ru - Информационно-аналитический комплекс "Бюджетная система РФ";

     8. www.consultant.ru – Информационно-правовой сайт. 

Информация о работе Роль и значение бюджетной классификации в бюджетном процессе РФ и ее состав