Роль собственных и регулирующих доходов в формировании бюджетов разных уровней

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 10:53, реферат

Описание работы

Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенная для финансирования задач и функций государства и местного самоуправления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..…3
Классификация доходов бюджета………………………………………….…..4
Доходы федерального бюджета…………………………………………..…….7
Доходы регионального бюджета……………………………………………….8
Доходы местного бюджета…………………………………………………….11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………...16

Работа содержит 1 файл

бюджет РФ.doc

— 92.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..…3

  1. Классификация доходов бюджета………………………………………….…..4
  2. Доходы федерального бюджета…………………………………………..…….7
  3. Доходы регионального бюджета……………………………………………….8
  4. Доходы местного бюджета…………………………………………………….11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..15

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………...16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенная для финансирования задач и функций государства и местного самоуправления.

     Бюджет  является центральным звеном финансовой системы государства. Как экономическая категория бюджет выражает систему экономических отношений между бюджетами разных уровней, между органами государственной власти и местного самоуправления и юридическими лицами, населением, которая основана на бюджетном праве - совокупности юридических норм по которым устанавливаются права законодательных и исполнительных органов власти в области бюджета.

     Бюджетная система - это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.

     Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства. Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующей в ней законодательной  системы, ролью бюджета в стране.

     От  формы государственного и административного  устройства страны зависит и построение бюджетной системы.

     Основы  бюджетного устройства РФ определяются Конституцией страны и ее государственного устройства как к федеративной республике, субъектами которой являются республики в составе РФ, края, области, автономные округа.

 
 
 
 
 

1. Классификация доходов бюджета

     Классификация доходов бюджетов является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы.

      В составе доходов бюджетов выделяются следующие основные группы:

      • налоговые доходы;

      • неналоговые доходы;

      • безвозмездные перечисления;

      • доходы целевых бюджетных фондов.

      Группы  доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам получения, в том числе налоговые доходы по видам налогов, неналоговые доходы по видам доходов. Налоги делятся также на прямые и косвенные.

      Наряду  с налоговыми и неналоговыми доходами в бюджетах учитываются доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Учитываются и зачисляются, в бюджеты также средства, получаемые в процессе приватизации государственного и муниципального имущества.

      Зачисляются в доход бюджетов штрафы, как правило, в местные бюджеты, суммы конфискаций, в принудительном порядке изымаемые в доход бюджетов в соответствии с законодательством и решениями судов.

      Налоговые доходы подразделяются на собственные  и регулирующие.

      Собственные доходы бюджетов - доходы, закрепленные законодательно на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами.

Финансовая  помощь бюджетам не относится к собственным доходам бюджета.

      Регулирующие доходы бюджетов - виды доходов, получаемые бюджетами в форме отчислений от собственных доходов бюджетов других уровней бюджетной системы в соответствии с установленными на определенный срок нормативами отчислений.

      Нормативные отчисления определяются законом о  бюджете того уровня бюджетной системы, который передает собственные доходы, либо законом о бюджете того уровня, который распределяет доходы бюджета другого уровня.

      Установлены базовые нормативы отчислений в бюджеты субъектов Российской Федерации от таких налогов, как:

      • налога на добавленную стоимость  на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории РФ;

      •    налога на прибыль предприятий (организаций);

      • подоходного налога с физических лиц;

      • акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия, вырабатываемые на территории РФ;

      • акцизов на товары, вырабатываемые на территории РФ;

      • других федеральных налогов, подлежащих распределению между бюджетами  разных уровней.

      К регулирующим доходам территориальных  бюджетов относятся также трансферты - средства, поступающие из федерального и региональных фондов финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по установленным правительством методике и формуле.

      Кроме отчислений от федеральных и региональных налогов, средств, поступающих из фондов финансовой поддержки для сбалансирования территориальных бюджетов,

используются  дотации, субвенции и субсидии.

      Дотация - это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

      Субвенция - это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов.

      В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса  в случае нецелевого использования субвенций и субсидий и нарушения сроков их использования сумма их может быть востребована органами власти, выдавшим эти средства.

     Субсидия - это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.

      Нужно отметить, что дотация, субвенция  и субсидия как методы наделения финансовыми ресурсами территориальных бюджетов несовершенны. Эти источники бюджетов лишены стимулирующих свойств, они создают у местных администраций иждивенческое настроение. Такая практика передачи средств не способствует развитию хозяйственной инициативы местных администраций, снижает их воздействие на экономические процессы на территории и уменьшает на этой основе возможности перевыполнения доходной части их бюджетов, ослабляет финансовый контроль.

      Тем не менее, отмечая все негативные стороны дотаций, субвенций и субсидий, полностью исключить их как методы наделения территориальных бюджетов необходимыми средствами нельзя. При формальном подходе к решению проблемы ликвидации дотации этих бюджетов и передаче им в больших размерах отчислений от неустойчивых источников доходов их положение может быть ухудшено. Это приведет к постоянным кассовым разрывам и необходимости

многократного обращения за ссудами из вышестоящих  бюджетов. В целом это осложнит финансирование плановых мероприятий.

      Поэтому не везде и не всегда следует стремиться к замене дотаций, субвенций и субсидий любыми средствами. Они необходимы в тех населенных пунктах, где в силу сложившихся условий и проводимой политики в области охраны окружающей среды, наличия исторических памятников и других причин, экономический потенциал не может быть расширен в таких размерах, чтобы обеспечить территориальное формирование доходов. Местные же источники не в состоянии обеспечить покрытие необходимых расходов. Примером могут служить города и поселки-курорты, города - исторические и архитектурные заповедники, научные центры и др. Субвенции же следует выдавать целевым назначением на определенные мероприятия, на осуществление которых на местах не хватает средств.

      Помимо  отчислений от государственных доходов  и налогов, трансфертов, дотаций, субсидий и субвенций, значительным источником формирования доходной базы территориальных бюджетов являются средства, полученные из других бюджетов.

      В порядке взаимных расчетов часть средств передается из вышестоящего бюджета в нижестоящий.

      В значительной степени этот вид доходов  в последние десятилетия заменял прямую дотацию. Из всех регулирующих доходов этот источник наименее пригоден для обеспечения территориальных бюджетов финансовыми ресурсами. Если отчисления от государственных доходов и налогов, трансферты, дотации, субвенции и субсидии заранее планируются в доходах этих бюджетов, то средства, передаваемые им в процессе исполнения бюджета, ставят их в еще большую зависимость от вышестоящих бюджетов. 

2. Доходы федерального бюджета

      Доходы  федерального бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации в распоряжение федеральных органов государственной власти РФ.

      В доходы федерального бюджета зачисляются:

      • собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

      • собственные неналоговые доходы;

      • остаток средств на конец предыдущего года;

      • доходы от бюджетных фондов;

      • прочие доходы.

      К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

      •    федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным

законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

      •  таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

      • государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации;

      К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:

      •  доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации;

      • доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и другими нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации;

      • часть прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;

      • прибыль Банка России - по нормативам, установленным федеральными законами;

      • доходы от внешнеэкономической деятельности;

      • доходы от реализации государственных  запасов и резервов. 

Информация о работе Роль собственных и регулирующих доходов в формировании бюджетов разных уровней