Роль налогов в формировании бюджета РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 15:12, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы – выявить, какие налоги (федеральные, региональные или местные) играют более важную роль в формировании местного бюджета.
Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили труды классиков экономической науки, работы российских и зарубежных ученых по данной проблеме, законодательные акты Российской Федерации и Каневского района.

Содержание

Введение……………………………………………………………..….3
1. Теоретические основы налогов
1.1 Понятие, признаки и элементы налога, его роль в современном обществе ………………………………………………………5
1.2 Классификация и функции налогов ………………………...10
2 Анализ бюджетной системы Российской Федерации
2.1 Бюджетная система и бюджетное устройство РФ………….13
2.2 Налоги как инструмент бюджетного регулирования Каневского района …………………………………………………………19
3 Рекомендации по совершенствованию политики налогового администрирования …………………………………………………..25

Заключение……………………………………………………………....29
Список использованной литературы…………………………………..30

Работа содержит 1 файл

КурсоваяРоль налогов (окончательный вариант).docx

— 85.24 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

 

 

Стр.

Введение……………………………………………………………..….3 

 

    1. Теоретические основы налогов
    1.  Понятие, признаки и элементы налога, его роль в современном обществе ………………………………………………………5

    1. Классификация и функции налогов ………………………...10

 

  1. Анализ бюджетной системы Российской Федерации

 

    1. Бюджетная система и бюджетное устройство РФ………….13
    2. Налоги как инструмент бюджетного регулирования Каневского района …………………………………………………………19
  1. Рекомендации по совершенствованию политики налогового администрирования  …………………………………………………..25

 

Заключение……………………………………………………………....29

Список использованной литературы…………………………………..30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Система налогообложения является противоречивой, неоднозначной и  многофункциональной совокупностью  отношений, которой нет ни в одной  другой  сфере научных знаний. Эта область всегда является областью острых разногласий между представителями  власти – сборщиками налогов и лицами, обязанными их платить. Как налогоплательщики мы пытаемся максимально уклониться от установленных налогов и сборов, а как потребители государственных услуг – получить максимальную социальную и экономическую поддержку государства, осуществляемую в большей степени на денежные средства, аккумулируемые за счет налоговых платежей.

Все население  России проживает на территории тех  или иных муниципальных образований. Конституция Российской Федерации предоставила органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления определенные права и полномочия на подведомственной им территории и возложила на них соответствующие обязанности и ответственность. Муниципалитеты обязаны в полном объеме решать вопросы местного значения. Реализация законодательно закрепленного права каждого административно-территориального образования на экономическую самостоятельность немыслима без наличия у каждого органа власти собственного бюджета и права его составления, утверждения и исполнения без вмешательства извне. Основой формирования местного бюджета выступают местные налоги и сборы, а так же часть федеральных и региональных налогов, закрепленных за местными бюджетами в фиксированных долях на постоянной основе.

Местное самоуправление должно обладать достаточными и стабильными источниками финансирования. Практика показывает, что доходы значительной части органов местного самоуправления не покрывают минимально необходимых расходов. Последствия таких диспропорций очевидны: от открытого гражданского протеста до маскировки налогов и сборов под иные, на первый взгляд законные, формы получения доходов.

Местные налоги и сборы наиболее приемлемы  для органов управления потому, что  их администрирование, в отличие  от других источников доходов, находится  в исключительной компетенции соответствующего органа. Этот орган уполномочен решать, в какие сроки и в каких  размерах получать эти доходы и получать ли их вообще. Обеспечение реальной независимости нецентральных органов  управления предполагает поступления  от налогов и сборов, самостоятельно регулируемых этими органами, между  тем как в настоящее время  доходная база местных финансов не формирует даже минимальный бюджет.

Таким образом, можно сделать неутешительный вывод: на местном уровне существует проблема недостаточности собственных доходов. Следовательно, тема курсовой работы является своевременной и актуальной.

Цель  моей работы – выявить, какие налоги (федеральные, региональные или местные) играют более важную роль в формировании местного бюджета.

Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили труды классиков  экономической науки, работы российских и зарубежных ученых по данной проблеме, законодательные акты Российской Федерации  и Каневского района.

Работа выполнена с использованием широкого спектра существующих методов, а именно: анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция, абстрагирование  и историко-логический метод.

Работа включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы, 24 источника, в том числе журналы и интернет-ресурсы.

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы налогов.

 

1.1 Понятие, признаки и элементы налога, его роль в современном обществе.

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую  политику – экономическую, социальную, экологическую, демографическую и  др. При этом в качестве взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических  процессов используются финансово-кредитный  и денежный механизмы.

Финансово-бюджетная система охватывает отношения по поводу формирования и  использования финансовых ресурсов государства – бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важной «кровеносной артерией» финансово-бюджетной системы  являются налоги. «Налог – это материнская грудь, кормящая правительство» - так говорили еще известные мудрецы К.Маркс и Ф. Энгельс. Ни одно государство не может обойтись без взимания налогов. Ведь правящему аппарату необходимы средства для выполнения своих функций по  удовлетворению коллективных потребностей граждан, а эти средства можно достать при сборе налогов.

На протяжении многих столетий определение  самого понятия «налог» строилось  на основании различных теорий налогообложения. Теоретики финансовой науки, исследуя проблемы налогообложения, на одно из первых мест всегда ставили именно определение налога.  Налог –  это обязательный, индивидуально  безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный  государством платеж, уплачиваемый организациями  и физическими лицами в целях  финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных  образований.

Как отмечают В. Г. Пансков и В. Г. Князев, отличительной чертой налога является наличие в нем признаков, схематично представленных на рис. 1.

 


 



 





 





 

Рис. 1 Признаки налога

 

Признак  императивности налога свидетельствует об обязанности безусловной, полной и своевременной уплаты налогов государству (налог является обязательным платежом). В данной интерпретации это означает, что налогоплательщик не имеет права отказаться от выполнения возложенной на него обязанности по уплате налоговых платежей в государственный бюджет. Кроме того, налогоплательщик не вправе распоряжаться как собственностью той частью стоимости, которая подлежит внесению в бюджет государства.

Индивидуальная безвозмездность налога является признаком, означающим отсутствие права налогоплательщика при внесении им  налоговых платежей на эквивалентную выгоду от государства, что отличает налоги от других сборов и платежей, взимаемых государством с юридических и физических лиц и, поэтому, не являющихся налогом.

Законность налога предусматривает его установление и взимание в порядке, определенном законодательством данного государства. В России это определенно ст. 57 Конституции РФ: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы»

Такой признак налога, как абстрактность, предполагает поступление финансовых ресурсов в виде налоговых платежей на нужды всего государства, а затем их последующее распределение по видам расходов, являющихся наиболее приоритетными для каждой экономической формации. При этом образуется централизованный фонд денежных средств, так называемый, - бюджетный фонд. С помощью такого инструмента как государственная финансовая и социальная политика определяются важнейшие направления и масштабы использования указанного фонда.

Признак относительной регулярности выражается в периодической уплате налога в установленном законе сроки.

Можно выделить три фактора, совокупность которых определяет экономическую  сущность и социальную роль налогов  в современном обществе и формирование налоговых отношений как особого  типа общественных отношений, обладающих значительной социальной ценностью  и требующих особого правового  регулирования:

  1. Наличие общественных потребностей, которые могут быть удовлетворены лишь государством или муниципальным образованием;
  2. Отсутствие у муниципальных образований доходов от принадлежащей им собственности, достаточных от удовлетворения указанных потребностей;
  3. Имущественная самостоятельность экономических агентов, юридическим выражением которой является право частной собственности на принадлежащее им имущество.

Отсутствие любого из этих факторов делает налогообложение излишним бременем для экономики.

Теперь рассмотрим основные элементы, составляющие категорию «налог». Элементы юридического состава налога определяются как исходные функциональные единицы, составляющие в своей совокупности юридическую и экономическую структуру налогового платежа, причем среди них выделяется минимально необходимое количество, обеспечивающее абсолютную определенность налогового обязательства.

Элементы состава налога, необходимые  в первую очередь для обеспечения  определенности налогового обязательства, называются существенными (обязательными), а не оказывающие существенного влияния на степень определенности налогового обязательства – факультативными (они обычно уточняют (корректируют) налоговое обязательство).

К существенным элементам налога относятся: субъект налога, объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, налоговый период, порядок исчисления налога, порядок и сроки внесения налогового платежа в бюджет.

К факультативным элементам налога относятся: налоговые льготы и преференции, ответственность за нарушение налогового законодательства, установление порядка  принудительного взыскания неуплаченных сумм налогов и сборов, порядок зачета и возмещение из бюджета неуплаченных и (или) излишне уплаченных сумм налогов и сборов.

Субъект налогообложения (налогоплательщик) – юридическое или физическое лицо, на которое по закону возложена обязанность по уплате налоговых платежей в бюджет. В данном случае необходимо различать понятие субъекта налогообложения от понятия носителя налога. В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком (субъектом) налога на другое лицо, являющееся тем самым конечным плательщиком, или носителем налога.

Классификация субъектов налогообложения  основана на особенностях их экономической  деятельности вне зависимости от гражданства или каких-либо других признаков. С этой точки зрения все  субъекты налогообложения подразделяются на следующие категории, отличающиеся по условиям и формам ведения хозяйственной  деятельности: физические лица и юридические  лица (рис. 2).


 



 

 

Рис.2 Субъекты налогообложения

Объектом налогообложения признаются:

  • прибыль, доходы
  • имущество
  • стоимость реализованных товаров
  • стоимость выполненных работ
  • стоимость оказанных услуг

Налоговой базой называется стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Налоговая база исчисляется по итогам каждого налогового периода и определяется на основе данных бухгалтерского учета или других документально подтвержденных данных об объекте налогообложения.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых исчислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговым периодом называется календарный год или иной промежуток времени (месяц, квартал), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

 

 

1.2 Классификация и функции налогов.

 

Классификация (или подразделение  на группы) изучаемых наукой явлений  позволяет свести все их разнообразие к небольшому числу групп. То же самое  относится и к финансовой науке, которая, используя те или иные признаки, разработала классификацию налогов. При разнообразии налогов правильная классификация, устанавливающая их различия и сходства, необходима не только для теории, но и для практики. Особые свойства отдельных групп налогов требуют особых условий обложения и взимания, особых административно-финансовых мер. Учитывая это, государство может оперативно реагировать на финансовые затруднения в чрезвычайных обстоятельствах.

Первая классификация налогов  была построена на основе критерия перелагаемости налогов, который первоначально, еще в ХVII в., был привязан к доходам землевладельца (поземельный налог – это прямой налог, остальные - косвенные). Впоследствии А. Смит, исходя из факторов производства (земля, труд, капитал), дополнил доход землевладельца доходами с капитала и труда и соответственно двумя прямыми налогами – на предпринимательскую прибыль владельца капитала и на заработную плату наемного работника. Косвенные же налоги, считал А. Смит, - это те налоги, которые связанны с расходами и перелагаются на потребителя.

Информация о работе Роль налогов в формировании бюджета РФ