Роль налогов в формировании бюджета РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 15:12, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы – выявить, какие налоги (федеральные, региональные или местные) играют более важную роль в формировании местного бюджета.
Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили труды классиков экономической науки, работы российских и зарубежных ученых по данной проблеме, законодательные акты Российской Федерации и Каневского района.

Содержание

Введение……………………………………………………………..….3
1. Теоретические основы налогов
1.1 Понятие, признаки и элементы налога, его роль в современном обществе ………………………………………………………5
1.2 Классификация и функции налогов ………………………...10
2 Анализ бюджетной системы Российской Федерации
2.1 Бюджетная система и бюджетное устройство РФ………….13
2.2 Налоги как инструмент бюджетного регулирования Каневского района …………………………………………………………19
3 Рекомендации по совершенствованию политики налогового администрирования …………………………………………………..25

Заключение……………………………………………………………....29
Список использованной литературы…………………………………..30

Работа содержит 1 файл

КурсоваяРоль налогов (окончательный вариант).docx

— 85.24 Кб (Скачать)

Классификация налогов на прямые и  косвенные, исходя из доходно-расходного критерия, не утратила своего значения и используется для оценки степени  переложения налогового бремени  на потребителя товаров услуг.

К числу прямых налогов относятся: налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций, земельный налог, налоги на доход физических лиц, налоги на имущество физических и юридических лиц.

Косвенные налоги «сидят» в цене товара и являются налогами на потребление: налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные товары, таможенная пошлина; налог на операции с ценными  бумагами, налог с продаж и др.

Разделение единого бюджета  на соответствующие уровни (федеральный, региональный и местный) в современных  условиях привело к тому, что налоги стали разделять по уровням: федеральные, региональные и местные налоги.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются  Налоговым кодексом РФ и обязательны  к уплате на всей территории государства, региональные – Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ. Эти налоги обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся Налоговым кодексом РФ и специальными нормативно правовыми актами представительного органа местного самоуправления. Сфера действия местных налогов и сборов – подведомственная соответствующему органу местного самоуправления территория.

Далее перейдем к рассмотрению функций  налогов. Выделяют четыре основополагающие функции налогов: фискальную, регулирующую, распределительную и контрольную.

Фискальная функция – собственно изъятие средств налогоплательщиков в бюджет – является основной функцией налогообложения. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для оборонных, социальных, природоохранительных и других функций.

Регулирующая функция налогов направлена на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма. Налоговое регулирование выполняет три подфункции:

  • стимулирующую, которая направлена на развитие определенных социально-экономических процессов; реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений);
  • дестимулирующую, которая посредством сознательного увеличения налогового бремени препятствует развитию определенных социально-экономических процессов;
  • воспроизводственного назначения, которая реализуется посредством платежей: за пользование природными ресурсами, в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Распределительная (социальная) функция – выражает социально-экономическую сущность налога как особого инструмента распределительных и перераспределительных отношений. Налоги позволяют перераспределять общественный продукт между различными категориями населения с целью снижения социального неравенства и поддержания социальной стабильности в обществе

Контрольная функция налогов заключается в обеспечении государственного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью огранизаций и граждан, а также за своевременностью и полнотой исполнения налогоплательщиками своих обязанностей.

 

 

Глава 2. Анализ бюджетной  системы РФ

 

2.1 Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет – имеющий  силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Новый бюджетный  кодекс РФ определяет бюджет как форму  образования и расходования фонда  денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления. Таким  образом, государственный бюджет, являясь  для государства средством аккумулирования  финансовых ресурсов, дает государственной  власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций. Как правило, тип государственного устройства, сложившиеся формы управления и взаимоотношений между членами  общества определяются и особенности  финансовой системы.

Кардинальные изменения в экономике  России, в ее политическом статусе, произошедшие на рубеже 80-90х гг., вызвали  серьезную трансформацию бюджетного механизма. Появление новых форм собственности, и, следовательно, новых  субъектов хозяйствования, располагающих  собственными финансами, повлекло изменения  в системе денежных доходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами, прямое перераспределение денежных средств  значительно сократило сферу  своего применения. Другим важным направлением модернизации государственных финансов стало расчленение единого государственного бюджета времен развитого социализма на три самостоятельные части: федеральный  бюджет, бюджеты субъектов Федерации  и местные бюджеты, что явилось важным шагом к демократизации финансовых отношений. В том же направлении действовал переход к налогам как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, разгосударствление промышленности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям и в бюджетной системе России, и в ее бюджетном устройстве.

Бюджетный кодекс РФ дает следующее  определение бюджетной системы: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

-    первый уровень –  федеральный бюджет Российской  Федерации и бюджеты государственных  внебюджетных фондов;

-    второй уровень – бюджеты субъектов РФ (83 бюджетов – 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 5 окружных бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

-    третий уровень –  местные бюджеты (около 29 тысяч  городских, районных, поселковых  и сельских бюджетов).

  Отсюда видно, бюджетное  устройство РФ определяется ее  государственным федеративным устройством  – в унитарных государствах  бюджетная система имеет два  уровня – государственный бюджет  и местный бюджет. Бюджетное законодательство  РФ содержит понятие «консолидированный бюджет» – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории.

  Консолидированный бюджет субъекта  РФ составляют бюджет самого  субъекта и свод бюджетов находящихся  на его территории муниципальных  образований. Консолидированный  бюджет РФ – это федеральный  бюджет и консолидированные бюджеты  субъектов РФ. Консолидированные  бюджеты позволяют получить полное  представление о всех доходах  и расходах региона или Федерации  в целом, они не утверждаются  и служат для аналитических  и статистических целей. 

 Государственный бюджет –  крупный денежный фонд, который  использует правительство для  финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета  содержатся армия, милиция, значительная  часть здравоохранения, с его  помощью государство оказывает  воздействие на экономические  процессы.

В силу своего особого положения  бюджет взаимодействует с другими  звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости «помощь». Она  производится, как правило, путем  передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным  финансовым фондам, фондам государственных  предприятий и специальным правительственным  фондам.

Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих  частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают  денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства  больше всего из своих доходов. Расходная  часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

В каждой стране структура бюджета  имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов.

Источниками государственного бюджета  являются:

-  Прямые и косвенные налоги. В доходах государства они составляют от 80 до 90%. Самыми крупными из них являются – подоходный налог, налог на прибыль корпораций и налог на добавленную стоимость.

-    Государственные займы.  Осуществляются они с помощью  выпуска и реализации государственных  ценных бумаг (облигаций и казначейских  векселей). Их доля в бюджете  составляет от 10 до 20%;

-     Эмиссия (выпуск) бумажных и кредитных денег. К этому источнику правительства прибегают в том случае, если располагаемыми доходам нельзя обеспечить финансирование производимых расходов, т.е. в условиях превышения расходов над доходами.

Налоговые доходы

- налог на прибыль предприятий  и организаций; 

- специальный налог с предприятий,  учреждений, организаций; 

- налог на добавленную стоимость; 

- акцизы;

- лицензионный сбор за право  производства, розлива и хранение 

алкогольной продукции 

- платежи за пользование природными  ресурсами; 

- ввозные таможенные пошлины; 

- подоходный налог с физических  лиц; 

- другие налоги, сборы и пошлины. 

 

Самые собираемые налоги в бюджет – НДС, НДФЛ, имущественные налоги, налоги на прибыль.

В 2009 году соотношение налогов в  государственном бюджете было следующим:

 

 

Рис. 3  Структура налоговых  доходов федерального бюджета за 2009г.

Неналоговые доходы

- доходы от имущества, находящегося  в федеральной 

собственности

- доходы, поступающие от внешнеэкономической  деятельности;

- другие неналоговые доходы.

Доходы целевых бюджетных фондов

Структура доходов бюджета определяется не только на стадии его формирования, также она зависит от фактического поступления доходов – налогов.

Расходы бюджета могут классифицироваться по разным признакам. Один из важнейших  – финансирование выполняемых государством функций: экономической, социальной, оборонной  и др.

Из федерального бюджета Российской Федерации финансируются следующие  виды обязательных расходов:

- содержание органов государственной  власти РФ;

- осуществление экономической  деятельности РФ;

- оборона и обеспечение безопасности, оборонное производство;

- обустройство государственной  границы; 

- финансирование фундаментальной  науки; 

- образование государственных  материальных и финансовых резервов;

- регулирование финансового потенциала  субъектов РФ;

- погашение и обслуживание государственного  долга РФ;

- другие расходы, предусматриваемые  в бюджете на соответствующий  год. 

Расходы бюджета включают: государственное управление, международную деятельность, национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства, федеральную судебную систему, фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, промышленность, энергетику, строительство, сельское хозяйство и рыболовство, охрану окружающей среды и природных ресурсов, транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика, развитие рыночной инфраструктуры, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, образование, культуру и искусство, обслуживание государственного долга.

Структура расходов государственного бюджета оказывает регулирующее воздействие на размеры спроса и  капиталовложений, а также на отраслевую и региональную структуру экономики, на национальную конкурентоспособность на мировых рынках.

Каждое правительство в своей  деятельности стремится к тому, чтобы  доходная часть бюджета равнялась  расходной.

Если доходная часть бюджета  меньше расходной - это называется бюджетным  дефицитом.

Последние годы Федеральный бюджет принимается с профицитом, т.е. с  превышением доходов над расходами. В структуре доходов Федерального бюджета наибольший удельный вес  занимают налоговые доходы – 93,4%.

Информация о работе Роль налогов в формировании бюджета РФ